Что стоит за сменой правительства в Алжире

2017-й год стал рекордным для истории Алжира в плане смены глав правительств. Так, 15 августа страна получила уже третьего премьер-министра за год – бывшего главу второй по значимости «партии власти» RND (Национальное движение за демократию) Ахмеда Уяхья, сменившего на этом посту Абдельмаджида Теббуна. Следует особо заметить, что он продержался на этой должности два месяца и 20 дней, а с вычетом двухнедельного отпуска, проведенного во Франции – всего два месяца.

Необходимо напомнить, что последний сменил на посту председателя правительства АНДР Абдельмалека Селлаля, который не смог добиться явной поддержки со стороны алжирцев на майских парламентских выборах, после чего потерпел фиаско в формировании коалиционного кабинета с представителями попавших в Национальную Ассамблею политических партий.

Что же стало причиной отставки А.Теббуна после столь непродолжительного срока пребывания во главе правительства?

Следует обратить внимание на то, что после своего возвращения из отпуска из Франции, А.Теббун должен был выйти на работу 14 августа. Однако теперь уже ясно, что это был «отпуск перед увольнением».

Разумеется, что столь быстрое увольнение может объясняться только серьезными «провалами».

Необходимо напомнить, что в течение последних недель, предшествующих этому событию, он подвергался жестким нападкам со стороны СМИ – как «пропрезидентских», так и «либеральных».

А этому, в свою очередь, предшествовал его жесткий июльский конфликт с группой влиятельного олигарха Али Хаддада, считавшегося доверительным лицом и «кошельком» брата президента АНДР Абдельазиза Бутефлики, обвинив его в коррупции и представив при этом убедительные факты вывода этими бизнесменами денег в Европу.

Однако фактический отказ властей от инициирования расследования против А.Хаддада и его партнеров по Деловому форуму (FCE) вызвал появление в ряде алжирских СМИ публикаций о том, что «Теббун взял слишком крутой курс» с предположениями о его скорой возможной отставке.

В частности, в их представлении А.Теббуну как «противнику смешивания денег и политики», «приверженцу борьбы с коррупцией и незаконной передачи иностранной валюты попытка предотвратить гниение рыбы с головы» такая позиция изначально должна была стоить очень дорого и в конечном итоге «власть денег выиграла бой против премьер-министра».

Такая уверенность усилилась после того, как власти стали возвращать арестованные по распоряжению А.Теббуна активы А.Хаддада, апофеозом чего стало появление на публике последнего вместе с младшим братом главы государства Абдельазиза Бутефлики Саидом Бутефликой, что выглядело явным одобрением олигарху и «черной меткой» для уже бывшего премьер-министра.

В этой связи важно указать, что Саид Бутефлика считается «неофициальным теневым лидером» в условиях прогрессирующей недееспособности его брата-президента.

Показательно, что сам победитель схватки президент FCE Али Хаддад поспешил выразить свои «искренние поздравления» новому премьер-министру Ахмеду Уяхья буквально через несколько минут после объявления о его назначении.

В частности, он указал на «свою готовность» работать с ним «во взаимодействии и диалоге, исходя из нашей высшей цели – служить стране. Мы будем работать вместе, чтобы построить устойчивую и конкурентоспособную экономику, что гарантирует Алжиру и его гражданам процветающую жизнь. Ахмед Уяхья имеет качества и способности, чтобы справиться с ситуацией, в которой мы находимся, и чтобы совладать с трудностями, которые мы встречаем в настоящее время в экономическом и социальном плане».

Следует заметить, что это назначение, по сути, и было пролоббировано самим А.Хаддадом, находящимся с А.Уяхья «в тесных комплиментарных отношениях». Так, считается, что последний лоббировал получение им ряда выгодных контрактов.

Подобное событие вызвало неоднозначные толкования в обществе. Многие простые алжирцы поддерживают при этом А.Теббуна, считая, что олигархи «убрали его, чтобы переложить всю тяжесть кризиса на плечи народа».

При этом председатель партии Jil Djadid Софиан Джилали, комментируя происходящее, заявил, что это служит серьезным проявлением «борьбы кланов в контексте все более ощутимого вакуума власти».

По его словам, речь идет «ползучем перевороте», поскольку сам президент АНДР не выступил в связи с этим с личным обращением, а увольнение А.Теббуна произошло после появления от его имени заявления, в котором он указал, что в соответствии с Конституцией страны глава государства провел соответствующие консультации с парламентским большинством. По сути, как он считает, речь идет о «неуважении власти к алжирцам».

Согласно заявлению С.Джилали, «Президент находится «вне политического поля», но это не умаляет его ответственности. Политико-финансовая мафия президентского клана захватила власть и действует от его имени. Это означает анархию на вершине государственной власти».

Общим же среди оппозиционных политиков мнением служит следующее: «система запуталась в своих противоречиях». Произошедшее, по их словам, означает «проявление серьезного кризиса системы. В условиях реального кризиса власти не только ничего не делают, чтобы решить его, но лишь усугубляют его. Страна находится в опасности».

В свою очередь, руководство партии Talaie El Hourriyet заявляет, что «Вальс премьер-министров ни в коем случае не может быть решением политического кризиса, переживаемого страной. Он остается, поскольку центр силы, владеющей полномочиями о назначении и увольнении высших государственных чиновников остается невидимым в то время как надконституционные силы продолжают узурпировать прерогативы президента, воспользовавшись вакуумом власти. Алжир находится в опасности, под угрозой находятся его стабильность и национальная безопасность».

Напомним, что в своей более ранней статье мы не исключили того, что заметное улучшение выборных результатов возглавляемой Ахмедом Уяхья второй по значимости «партии власти» RND, повысившее его политический вес, послужит причиной его дальнейшего аппаратного возвышения.

И теперь ему придется урегулировать целый ряд непростых ситуаций, касающихся не только отношений с отечественным, но и иностранным бизнесом. От того, как новый премьер с этим справится, во многом зависит успех его дальнейшей политической карьеры и перспективы на выдвижение на пост президента на выборах 2019 года.

52.2MB | MySQL:103 | 0,544sec