О ситуации в Турции (июнь 2005 г.)

Внешняя и внутренняя политика Турции в июне была в основном направлена на решение двух важнейших задач: нормализацию отношений со стратегическим партнером — США и активизацию усилий на европейском направлении, которая связана с предстоящим в октябре с.г. началом переговоров о вступлении страны в Европейский союз.

Комплекс мероприятий по нормализации турецко-американских отношений включал ряд визитов и переговоров на уровне парламентов и внешнеполитических ведомств двух стран. Однако, безусловно, «гвоздем» программы примирения двух стратегических партнеров стал четырехдневный рабочий визит в США премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана и его встреча с президентом Дж. Бушем.

Повестка дня визита главы турецкого правительства в США содержала вопросы всего комплекса двусторонних отношений и взаимодействия Вашингтона и Анкары на региональном и глобальном уровнях. Среди них — увеличение американских инвестиций в турецкую экономику, поддержка турецкой общины Кипра в плане прекращения ее экономической и политической изоляции, содействие США в нейтрализации деятельности боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), роль Турции в реализации американского плана демократизации Большого Ближнего Востока, процесс вступления Турции в качестве полноправного члена в ЕС, степень участия Турции в операциях США в Афганистане и Ираке, а также турецко-сирийские и турецко-израильские отношения. Даже простой перечень вопросов, обсуждаемых в ходе турецко-американских переговоров, говорит о важности отношений между этими двумя странами.

Несмотря на такую насыщенную и разнообразную повестку дня турецко-американского саммита, его цель была одна, а именно: переломить негативное развитие двусторонних отношений, которые в последнее время характеризовались высоким уровнем антиамериканизма, и вернуть их на рельсы стратегического партнерства. После переговоров обе стороны отметили, что, несмотря на определенные разногласия по иракской проблеме, они договорились придерживаться тесного сотрудничества, которое предполагает стратегическое партнерство Анкары и Вашингтона. Президент Буш, в частности, подчеркнул, что демократия в Турции является примером для всего Ближнего и Среднего Востока. А это значит, что США по-прежнему отводят Турции одну из главных ролей в реализации своего плана демократизации Большого Ближнего Востока.

Что касается важнейшего для Турции вопроса борьбы против курдского сепаратизма, то на призыв Эрдогана о совместных действиях против боевиков в горах северного Ирака США всего лишь «разделили тревогу Анкары по этой проблеме». Вашингтон и Анкара договорились, в частности, активизировать обмен информацией по данному вопросу. Но этого, по мнению турецкой стороны, недостаточно. Анкара для решения этой проблемы считает необходимым конкретное взаимодействие в Северном Ираке подразделений американской армии, иракской администрации и местных спецслужб, а также турецких военных. Примечателен тот факт, что турецкий премьер отметил важную помощь в борьбе с боевиками РПК Сирии, которая, по его словам, «не только предоставляет Турции разведывательную информацию, но и выдает ей арестованных террористов».

В целом, Анкара и Вашингтон подтвердили стратегический характер своего партнерства. Турецкий премьер в ходе переговоров с американским президентом отметил, что счастлив констатировать факт поступательного развития стратегических отношений между двумя странами, которые нуждаются друг в друге. «Турция всегда делала то, чего от нее требовала дружба с США, и в дальнейшем будет поступать точно также» — подчеркнул Р.Т. Эрдоган.

Вместе с тем, на наш взгляд, отмеченное обеими сторонами «сохранение разногласий по иракскому вопросу» позволяет говорить сегодня о важном новом нюансе стратегического партнерства США и Турции, а именно, о гораздо более высоком, чем прежде, уровне самостоятельности Анкары во всем комплексе отношений с Вашингтоном. Показательно в этом плане заявление второго лица в турецкой государственной иерархии – председателя парламента Б. Арынча. После своего визита в США он заявил, что «в турецко-американских отношениях произошли изменения и, хотя американцы являются друзьями турков, однако турки не должны выполнять любое их желание. Отныне Турция должна строить свои отношения на равных и требовать от Вашингтона заранее обсуждать вопросы, связанные с Анкарой. Взаимоотношения Турция – США должны быть искренними и вытекать из интересов обеих стран». С этой возросшей самостоятельностью младшего партнера нынешняя американская администрация, по всей видимости, вынуждена смириться.

В подтверждение такого вывода говорит, в частности, тот факт, что Вашингтон не применяет, как обычно, жестких мер в отношении начавшего проявлять строптивость союзника. Более того, Белый дом не предпринял попыток «затормозить» выгодную для турецкой стороны сделку между Аэрокосмической корпорацией Турции и американской фирмой «Нортроп-Грумман» о производстве запчастей и композитных материалов для нового ударного истребителя F-35. Соглашение состоит из двух пакетов. Стоимость каждого из них — 100 млн долларов. После того как новый самолет будет запущен в серийное производство, турецкая сторона планирует довести свою долю в этом процессе до 1,2 млрд долларов. В реализации проекта производства F-35 принимают участие США, Великобритания, Канада, Австралия, Дания, Норвегия и Турция. В течение предстоящих десяти лет планируется выпустить 3 тысячи новых истребителей, 120 из которых будут поставлены турецким ВВС для замены устаревших F-16.

Кроме того, буквально через три дня после встречи с Дж. Бушем в интервью газете «Нью-Йорк таймс» турецкий премьер, давая оценку нынешнему положению в Ираке, констатировал, что «со времени американского вторжения Ирак превратился в полигон по подготовке террористов». Это прозвучало явным диссонансом заявлениям Белого дома об успехах на пути демократических преобразований в Ираке. При этом многие эксперты обратили внимание, что косвенной поддержкой главе турецкого правительства явились опубликованные в тот же день результаты опроса, проведенного в США газетой «Вашингтон пост» совместно с телекомпанией «Эй-би-си». Согласно опросу, 58% участников исследования считают, что войну в Ираке не следовало бы начинать, так как она не сделала мир и сами США более безопасными.

Наряду с этим развитие событий в Северном Ираке, где в середине июня курдские власти провели массовые аресты туркоманов и арабов в Киркуке, также подтвердило обоснованность претензий Анкары в плане недостаточной активности Вашингтона по пресечению столкновений на этнической почве. Вооруженные подразделения коалиции вновь не вмешивались в эти события. Командиры американских военных подразделений, дислоцированных в североиракских городах Киркуке, Эрбиле и Сулеймание, лишь проинформировали Вашингтон об арестах. Представитель Госдепартамента США назвал эти сведения достоверными и тревожными.

Свою позицию относительно этих событий определила и Турция. Министр иностранных дел Абдуллах Гюль заявил, что ситуация в Киркуке находится на грани этнических столкновений, которые могут взорвать ситуацию в регионе. Он подчеркнул, что Анкара не сможет оставаться сторонним наблюдателем этих тревожных событий, которые угрожают территориальной целостности Ирака.

В июне подтвердился наш прогноз, сделанный в майском анализе внешней и внутренней политики Турции, относительно возможной поездки представительной делегации конгресса США в самопровозглашенную Турецкую республику Северный Кипр (ТРСК). Такая поездка американских конгрессменов состоялась и была расценена, несмотря на протесты Кипра, как поддержка Вашингтона в деле прекращения экономической и политической изоляции ТРСК. Вместе с тем специалисты обратили внимание, что 16 июня, после возвращения этой делегации в США, другая группа американских конгрессменов разослала своим коллегам письмо, в котором обращала их внимание на «недопустимость организации прямых авиарейсов в ТРСК, что противоречит решениям СБ ООН об эмбарго в отношении Северного Кипра».

В начале июня в Турции вступило в силу новое уголовное законодательство. Турецкий парламент, одобрив поправки к Уголовному кодексу страны, выполнил еще одно из условий, необходимых для вступления страны в Европейский союз. Представители Евросоюза и правозащитники дали положительную оценку новому кодексу, охарактеризовав его как важный шаг на пути Турции в ЕС. Примечательно, что новый кодекс должен был быть принят еще несколько месяцев назад. Однако турецкие журналисты заявили, что он существенно ограничивает свободу средств массовой информации. В результате законодатели пересмотрели ряд статей, касающихся СМИ.

После провала проекта Основного закона ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах Анкара официально заявила, что это не отразится на стремлении Турции стать полноправным членом ЕС. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в частности, отметил: «Мы начнем переговоры в оговоренные сроки и добьемся своего вступления в ЕС». Саммит ЕС, который состоялся 16 июня в Брюсселе, продемонстрировал, что оптимизм турецкого премьера оправдан. Председательствующий сейчас в ЕС премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил по итогам саммита, что большинство глав государств и правительств стран-участниц считают необходимым соблюдать данное Турции обещание о начале переговоров о ее приеме в ЕС. Действительно, начало переговоров о приеме Турции в ЕС, намеченное на 3 октября этого года, вряд ли будет отложено. Однако эти переговоры, по мнению специалистов, будут теперь еще более трудными и затяжными, чем предполагалось ранее.

В июне внимание специалистов привлекли сведения о возможности создания двух новых международных организаций с участием Турции. Одна из них — турецко-азербайджанско-грузинский военный союз. По сведениям бакинских СМИ, которые ссылаются на источники в министерстве обороны Азербайджана, создание военного блока задерживается из-за присутствия российских баз в Грузии. Они также утверждают, что Турция в рамках блока окажет поддержку интеграции вооруженных сил Азербайджана и Грузии в НАТО. Например, в ближайшее время будет подписано турецко-азербайджанское Соглашение об активизации деятельности, направленной на повышение уровня технологической обеспеченности вооруженных сил Азербайджана. В этом году размер турецкой помощи азербайджанским вооруженным силам составит 9 млн долларов. Будут также проводиться командно-штабные и полевые учения, совместные мероприятия по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Источники не исключают вступления в этот блок и Украины. Кстати, возможность присоединения Украины к данному военному союзу подтверждает киевская газета «Вечерние ведомости».

Необходимо сразу оговориться, что официальных заявлений или опровержений по вопросу о формировании военного союза на Южном Кавказе пока не поступало. Азербайджанские политологи, например, высказывают мнение, что у такого союза нет перспектив. Что же касается охраны нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», то для решения этой задачи военный союз не нужен, нужны только региональная координация и содействие со стороны США. Тем не менее ряд экспертов не исключают создания такого союза и усматривают в ней попытку Запада сформировать на постсоветском пространстве противовес уже существующим организациям с участием России, в частности, организации Договора о коллективной безопасности.

Вторая международная организация – Евразийский экономический союз (ЕЭС). Совет по внешнеэкономическим связям Турции, который объединяет турецких бизнесменов в России, Азербайджане и странах Центральной Азии, выступил с инициативой о создании Евразийского экономического союза. Согласно замыслу инициаторов, в него первоначально войдут Россия, Азербайджан и Турция. Председатель правления Объединения предпринимателей Турции и Азербайджана заявил, что в ближайшее время в Баку будет учреждена Конфедерация деловых людей Евразии. Она и будет решать организационные вопросы по созданию ЕЭС.

Для Турции ЕЭС – это альтернатива регионального экономического сотрудничества на постсоветском пространстве до вступления в ЕС. Для Азербайджана – перспектива использования коммуникационных возможностей в сотрудничестве с двумя своими важными партнерами — Россией и Турцией. В турецких деловых кругах полагают, что и Россия заинтересована в создании ЕЭС, который может стать альтернативой слишком политизированной ГУАМ.

Интересным направлением в связи с формированием нового союза может стать его сотрудничество с Евразийским экономическим сообществом (ЕвразЭС), которое уже наработало определенный опыт взаимодействия на постсоветском пространстве и принимает участие в реализации ряда региональных проектов. Ведь в состав ЕвразЭС, кроме России и Белоруссии, входят три республики Центральной Азии: Казахстан, Киргизия и Таджикистан. А это тот регион, на сотрудничество с которым ЕЭС также рассчитывает.

Кроме того, ЕвразЭС имеет опыт сотрудничества с такими международными организациями, как ОБСЕ и ООН. В конце 2003 года Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Это значит, что у ЕвразЭС сегодня есть возможность работать в тесном контакте с Программой развития ООН в энергетической области, в агропромышленном комплексе, развитии транспорта, в упрощении таможенных процедур, а также по вопросам миграции. Так что взаимодействие ЕЭС и ЕвразЭС может быть взаимно полезным с точки зрения совместного участия в региональных экономических проектах.

Интерес представляет информация о том, что в июне начала свою работу Специальная совместная турецко-сирийская комиссия, в задачу которой входит определение спорных приграничных территорий. Их взаимообмен, несмотря на сложность предстоящей работы, должен состояться в ближайшее время. Речь идет о нескольких тысячах квадратных километрах приграничных земель, находившихся в частных владениях турецких и сирийских граждан до 1939 года. Землевладельцы с той и другой стороны потеряли свои земли после того, как границы между двумя странами изменились.

Нерешенность территориального вопроса между Турцией и Сирией в течение долгого времени осложняла весь комплекс турецко-сирийских отношений. Положительная динамика в урегулировании этой двусторонней проблемы наметилась, когда в 1998 году было подписано Аданское соглашение. Начало работы комиссии расценивается специалистами как следствие расширения турецко-сирийских отношений и повышения в них уровня доверия.

В области внутренней политики необходимо выделить подготовку всеми политикообразующими ведомствами Турции новой концепции национальной безопасности страны. Она получила название «Политический документ о национальной безопасности Турции». Этот документ определяет новые основные угрозы и вызовы национальной безопасности страны, а также пути их нейтрализации и ликвидации. Идет кропотливая и сложная работа. Из первоначальных 90 страниц текста проекта документа на сегодняшний день осталось только 25. Тем не менее на заседании Совета национальной безопасности (СНБ) Турции, состоявшемся 21 июня, этот документ не рассматривался, как планировалось ранее. Это связано с тем, что проект новой концепции национальной безопасности страны был представлен членам СНБ для изучения, анализа и внесения возможных поправок лишь за день до начала заседания. Было принято решение продлить срок анализа документа членами СНБ и вынести его на обсуждение очередного заседания, которое состоится в августе с.г.

Из внутриполитических событий внимание экспертов привлекло также заявление Али Топуза — лидера парламентской фракции Народно-республиканской партии (НРП), являющейся сегодня в стране основной оппозиционной партией. В заявлении говорится о необходимости проведения в стране досрочных парламентских выборов. Цель инициативы НРП – изменить расстановку сил в Великом национальном собрании Турции перед президентскими выборами, которые состоятся через два года. Оппозиционеры опасаются, что этот состав парламента может избрать главой государства представителя религиозных кругов.

В ответ на это глава правительства Р.Т. Эрдоган заявил, что президента будет избирать этот состав парламента. «С такими инициативами выступают люди, которые ничего не могут дать стране. До президентских выборов осталось два года, а оппозиция так и не смогла сформулировать ни одной внятной инициативы и пытается глупыми предложениями повлиять на развитие страны» — подчеркнул премьер-министр.

Критику оппозиции вызвали и изменения в правительстве. Они коснулись трех министерских постов. Генеральный председатель НРП Дениз Байкал констатировал, что «замена трех министров недостаточна, необходима смена умонастроений и концепции правительства». Интересным является тот факт, что еще при формировании правительства Р.Т. Эрдоган сразу же предложил всем новоназначенным членам кабинета министров написать заявления об отставке и предупредил, что использует их тогда, когда посчитает необходимым. Поэтому, хотя для всех трех министров предложение премьера было неожиданным, глава правительства с полным основанием заявил, что отставка проведена по их собственному желанию. В отставку были отправлены министр сельского хозяйства и по делам деревень Сами Гючлю, государственный министр, курирующий вопросы семьи и социального обеспечения, Гюрдал Акшит, министр жилищного строительства и общественных работ Зеки Эргезен.

Их места в правительстве соответственно заняли Мехмет Мехди Экер, Нимет Чубукчу и Фарук Нафиз Озак. Все новые министры из ближайшего окружения главы правительства — его старые и проверенные кадры. Так, М.М. Экер возглавлял ветеринарную службу в мэрии Стамбула в тот период, когда мэрию возглавлял Р.Т. Эрдоган. А адвокат Н. Чубукчу (1967 г.р.) стала одним из самых молодых членов правительства. Она известна своими хорошими отношениями с женой премьера Эмине Эрдоган. Ф.Н. Озак в 1974-1975 гг. был капитаном известного футбольного клуба «Трабзонспор», а в 1992-1996 гг. возглавлял этот клуб. Затем, вступив в Партию справедливости и развития, активно занялся политикой. Известно, что нынешний турецкий премьер в молодости также отлично играл в футбол в высшей лиге и «пересекался» на поле со своим новым министром.

Однако, несмотря на изменения в правительстве и критические высказывания оппозиции, кабинет министров и правящая Партия справедливости и развития чувствуют себя, полагают специалисты, весьма уверенно в реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Примечательно, что завершивший в этом месяце свою работу в Анкаре теперь уже бывший посол США Турции Эрик Эдельман в своем прощальном интервью газете «Миллиет» дал высокую оценку деятельности нынешнего правительства в области проведения экономических реформ. Что же касается турецкого премьера, то, по мнению высокопоставленного американского дипломата (после возвращения из Турции он займет пост одного из заместителей главы Пентагона. – Авт.), Р.Т. Эрдоган – руководитель с большим потенциалом настоящего лидера. Такие высказывания являются косвенным подтверждением наших выводов о нынешних позициях правительства. Что касается результатов экономических реформ, проводимых нынешним правительством, то приведу две цифры. В 2004 году инфляция в Турции составила 8%, а рост валового национального продукта – 9%. 17 июня эти цифры еще раз озвучил Р.Т. Эрдоган, выступая на арабском экономическом форуме в Бейруте.

О потенциале Р.Т. Эрдогана в области внешней политики косвенно говорит и такой на первый взгляд неприметный факт. В июне впервые в истории турецко-греческих отношений состоялся визит в Грецию командующего сухопутными войсками Турции армейского генерала Яшара Бююканыта. Турецкий генерал также впервые выступил перед слушателями военной академии сухопутных войск Греции. Примечательно, что накануне своего визита он получил письмо от слушателей одного из греческих военных училищ, в котором они приносили извинения турецкой стороне за сожжение ими в апреле с.г. турецкого флага.

Динамично развивающиеся российско-турецкие отношения были омрачены проблемой, возникшей в области поставок турецкой сельхозпродукции на российский рынок. Россельхознадзор ввел временные ограничения на ввоз всей растениеводческой продукции из Турции. По словам руководителя службы этого ведомства Сергея Данкверта, «среди обстоятельств, вынудивших российскую сторону прибегнуть к таким мерам, систематические нарушения турецкой стороной российских и международных фитосанитарных требований, в том числе по части оформления фитосертификатов».

По данным Анатолийского информационного агентства, в связи с этим в Турции наблюдается кризис перепроизводства томатов, цена на которые упала до рекордно низкой отметки в 35 курушей за килограмм. Аналогичная ситуация может повториться с экспортными поставками винограда и персиков, которые уже созревают. Решение карантинных властей России привело к тому, что урожай помидоров и других овощей на плантациях и в теплицах Антальи остался неубранным из-за отсутствия внутреннего спроса. Самые качественные помидоры продаются по цене продукта, который используется только для производства томатной пасты, заявляют турецкие сельхозпроизводители.

Заинтересованные ведомства и министерства двух стран пытаются решить эту проблему. Этот вопрос был затронут и в ходе обсуждения развития двусторонних отношений и международных проблем, состоявшемся 16 июня в телефонном разговоре президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана. Думается, это и сыграло главную роль в оперативной организации переговоров министров сельского хозяйства двух стран, прошедших 23 июня в Москве. Министры достигли взаимоприемлемой договоренности, в соответствии с которой с 29 июня ограничения были частично сняты (запрет отменен на ввоз 109 из 136 видов турецкой растениеводческой продукции), а через две недели будут урегулированы все вопросы. Более того, стороны договорились о подготовке широкомасштабного российско-турецкого Соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства, подписание которого запланировано на осень этого года. И это оправданный, хотя и очень запоздалый шаг со стороны чиновников обеих стран. Ведь объем поставок турецких сельхозпродуктов на российский рынок превышает сегодня 250 млн долларов.

Кроме того, В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган в телефонном разговоре обсудили проблему кипрского урегулирования, а также некоторые вопросы практической реализации договоренностей, которые были достигнуты в ходе визита российского президента в Турцию в декабре прошлого года и переговоров турецкого премьера в январе этого года в Москве.

О том, что эти договоренности успешно реализуются, говорит, в частности, тот факт, что известная турецкая строительная компания Enka Insaat ve Sanayi A.S. выиграла 20 июня торги на строительство в Москве третьего терминала аэропорта «Шереметьево». Всего конкурсная комиссия рассмотрела предложения 38 компаний-кандидатов на сооружение этого объекта, стоимость которого составляет 430 млн долларов. На сегодняшний день это один из самых крупных в России проектов, который будет реализовывать иностранная компания.

«Энка» представила по «Шереметьево-3» наиболее оптимальные предложения относительно цены и сроков строительства. Строительные работы завершатся через два года и два месяца, то есть к осени 2007 года. Проект терминала разработала компания Airport de Paris. Его общая площадь — 168 тыс. кв. метров, площадь перрона для обслуживания самолетов – 300 тыс. кв. метров, годовая пропускная способность – 9 млн пассажиров с возможностью увеличения еще на 20%.

С победой компании «Энка» в торгах на строительство «Шереметьево-3» объем работ, выполненных турецкими строительными подрядными компаниями на российском рынке за последние 15 лет, превысит 14 млрд долларов. Это хороший пример для российских компаний, аналогичный показатель которых на турецком рынке выглядит более чем скромно и составляет всего 400 млн долларов. Россияне намерены в ближайшее время улучшить этот показатель. Тем более что турецкое законодательство пополнилось новыми законами, существенно облегчающими работу иностранных компаний на рынке Турции. Свои проекты на турецком энергетическом рынке готовят крупнейшие российские компании «Газпром» и РАО «ЕЭС России».

52.43MB | MySQL:106 | 0,569sec