Иран: новый кабинет министров Хасана Роухани

Согласно принятой в Иране системе, новоизбранный президент Хасан Роухани представил на одобрение законодательного органа – Меджлиса, список кандидатов в 12-й кабинет министров. 14-го августа днем и вечером состоялись заседания парламента, на которых депутаты выслушали программу президента на следующие четыре года и ознакомились со списком кандидатов на посты министров. 20-го августа парламент одобрил 16 из 17 представленных кандидатур. Одобрения не получил лишь Хабибалла Битараф, заявленный на пост министра энергетики. Рассмотрим назначенных министров.

Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф – глава внешнеполитического ведомства в одиннадцатом правительстве, ранее посол и постоянный представитель Ирана при Организации Объединенных Наций, заместитель министра ИД, заместитель по международным вопросам университета Азад.

Проделанная им работа в составе предыдущего правительства оказалась для страны судьбоносной. Сразу после избрания Х.Роухани президентом в 2013 году, одним из первых его решений стало передача ядерного досье Ирана от Высшего совета национальной безопасности Министерству иностранных дел. После трех лет активных переговоров с Западом санкции в отношении ИРИ были отменены. Естественно, консерваторы критиковали диалог с Западом на протяжении переговоров и после, однако важность достигнутого соглашения оказалась неоспоримой.

М.Зарифу удалось наладить доброжелательные отношения со многими западными коллегами, в том числе с бывшим госсекретарем США Джоном Керри. Сегодня, когда Вашингтон вновь начал свою агрессивную политику по отношению к Ирану, опыт главы МИДа, а также личные отношения с коллегами, будет играть немаловажную роль.

Министр нефти Бижан Намдар Зангане — министр энергетики и министр нефти. Он занимал министерские посты практически при всех правительствах, кроме двух сроков М.Ахмадинежада, и является министром с наибольшим опытом. После отмены санкций Ирану удалось достичь досанкционного уровня добычи нефти. Главной претензией депутатов при голосовании стал контракт с французской компанией «Тоталь», который многие в стране посчитали не выгодным, но он стал главным контрактом за время его деятельности в 11-ом правительстве. Тем не менее, это не помешало проголосовать за кандидатуру Б.Н.Зангане.

Министр обороны и поддержки вооруженных сил Амир Хатами – командующий подразделениями армии на северо-западных и западных оперативных территориях, заместитель главнокомандующего армией, заместитель начальника штаба Вооруженных сил, заместитель начальника Вооруженных сил и совместных сил. В составе «Басидж»  участвовал в  войне между Ираном и Ираком, участвовал в операции под названием «Морсад» против сил Организации народных моджахедов (МКО). Примечательно, что он никогда не был членом КСИР, а служил в армии, которая подчиняется президенту, в то время, как КСИР — непосредственно верховному лидеру.

На новом посту Амир Хатами уже сделал ряд заявлений по поводу развития ракетной программы, и даже ядерной, если США продолжит антииранскую политику.

Министр связи и информационных технологий Мохаммад Джавад Азари Джахроми – 36 лет – самый молодой министр Ирана за все время существования Исламской Республики (с 1979 года). Занимал пост заместителя министра связи и председателя совета директоров и генерального директора корпорации по инфраструктуре связи, имел должность в Министерстве разведки. Свою карьеру в Министерстве разведки М.Джахроми начал во время первого срока президентства Махмуда Ахмадинежада. В 2009 году он стал генеральным директором организации безопасности коммуникационных систем при Министерстве разведки. В его адрес звучали обвинения в проведении допросов после протестных акций 2009 года, однако новый министр отверг все обвинения в участии в допросах и оказании технической поддержки силам безопасности. Комментируя обвинения в свой адрес в связи с внесенным законом о прослушивании, М.Джахрому отметил, что соответствующая система будет действовать во всех офисах структуры судебной власти, что поможет избежать коррупции. По его словам, доктрина страны в области киберпространства  — это доктрина верховного лидера, и отметил, что когда-то информация была угрозой безопасности, но сегодня угрозой безопасности является отсутствие информации.

Министр образования Мохаммад Батхаи — учитель средней школы, ответственный по вопросам образования в зарубежных школах, заместитель генерального секретаря Высшего совета по образованию, заместитель министра образования и профессиональной подготовки, глава аппарата в министерстве образования при министре Али Асгаре Фани.

Когда в октябре 2016 года бывший министр Али Асгар Фани, будучи на грани импичмента, подал в отставку, М.Батхаи возглавил министерство, однако на пост министра президент предложил кандидатуру   Фахредина Ахмади Аштиани. Ф.Аштиани также был подвергнут критике из-за бизнеса с западными странами, и в 12-ый кабинет Х.Роухани сразу представил М.Батхаи.

Министр разведки Махмуд Алави — министр разведки в одиннадцатом правительстве, депутат, руководитель Политической консультативной организации вооруженных сил. М.Алави во время своего первого срока пребывания в должности министра неоднократно не соглашался с судебной властью по различным вопросам, включая арест руководителей социальной сети «Телеграмм», а также обвинял судебную власть во вмешательстве в работу Министерства разведки. Советник президента по вопросам религиозных меньшинств Али Юнеси, который также занимал пост министра разведки, заявлял, что М.Алави на своей должности не имеет абсолютной власти. Именно этот факт, что министерство не достаточно сильно по сравнению с другими институтами безопасности, обсуждался во время рассмотрения кандидатуры Махмуда Алави. Тем не менее, большинство проголосовало «за».

Министр экономики и финансов Масуд Карбасиан — заместитель министра экономики, глава таможенной службы Ирана, помощник и советник мэра Тегерана, заместитель министра нефти по вопросам торговли. Имеет степень PhD в области управления и планирования. Считается одним из неполитических чиновников Исламской Республики и имеет большой послужной список. В своей программе М.Карбасиан заявил, что будет работать над членством ИРИ во Всемирной торговой организации. Он также подвергался критике за годы своего руководства таможенной службой из-за обвинений в коррупции и контрабанде. Сам М.Карбасиан за последние четыре года осуждал предыдущее правительство Махмуда Ахмадинежада за деятельность в области таможни и даже называл ее незаконной. На сегодняшний день М.Карбасиан является наиболее опытным деятелем в сфере торговли.

Министр здравоохранения и медицинского образования Хасан Газизаде Хашемиминистр здравоохранения в одиннадцатом правительстве, хирург-окулист, ранее — советник министра здравоохранения, заведующий кафедрой медицины и профессор Тегеранского медицинского университета. Является бывшим членом КСИР. В качестве инженера участвовал в ирано-иракской войне и занимался вопросами инфраструктуры. Его брат стал жертвой химической атаки в годы войны и спустя несколько лет после окончания войны умер от тяжелой болезни, полученной во время химатаки. Его два кузена являются депутатами в Меджлисе от консерваторов и критикуют действующий режим.

Министр труда и социального обеспечения Али Рабии — министр соцобеспечения в одиннадцатом правительстве, член КСИР, заместитель министра разведки, председатель Секретариата Высшего совета национальной безопасности, советник президента. Одна из главных претензий к этому министру заключается в том, что Ассоциация журналистов Ирана таки не возобновила свою работу, после того, как ее закрыли в 2009 году в результате протестных акций. Однако, Хасан Роухани в своей предвыборной программе обещал вновь открыть ассоциацию. На заседании парламента во время голосование за кандидатов, Али Рабии пообещал, что судебная власть разрешит возобновить деятельность ассоциации.

Министр сельскохозяйственного джихада Махмуд Ходжати – занимал посты в Министерстве сельскохозяйственного джихада, министерстве дорог и транспорта, Главный исполнительный директор плотины Кархе, губернатор провинции Систан и Белуджистан. Он является одним из ярких реформаторских деятелей. Был арестован за членство в партии, которая якобы спонсировалась лидером «Зеленого движения» Мир Хосейном Мусави. В 2013 году именно по этой причине он не получил одобрение Меджлиса на должность министра в 11-ом кабинете, хотя и был представлен президентом.

Министр юстиции Алиреза Аваи — генеральный прокурор, главный судья, судья Верховного суда и заместитель министра внутренних дел. Согласно порядку, должность министра юстиции предлагает судебная власть, следовательно, у него хорошие отношения с этой ветвью власти. А.Аваи входит в список санкционных лиц и ему запрещено посещать страны ЕС. Международные организации выступили против его назначения на пост министра, т.к. обвиняют А.Аваи в убийствах заключенных.

Министр дорог и городского развития Аббас Ахунди – работал в Министерстве дорог и городского развития, Министерстве жилищного строительства, был заместителем министра внутренних дел, главой жилищного фонда Исламской революции.  Аббас Ахунди является реформатором и работал в штабе Мир Хосейна Мусави в 2009 году, поэтому его кандидатура столкнулась с жесткой критикой консервативных депутатов во время формирования 11-го правительства.  Тем не менее, ему удалось занять должность министра. На протяжении четырех лет ему два раза объявляли импичмент, но оба раза ему удавалось выходить победителем.

Министр промышленности и торговли Мохаммад Шариатмадари — исполнительный вице-президент, заместитель министра торговли, министр торговли в правительстве Мохаммада Хатами.

Министр культуры и исламской ориентации Аббас Салехи — член совета директоров Исламской пропагандистской канцелярии, начальник отдела в министерстве культуры.  В программе, представленной Меджлису, нет отдельных пунктов по таким вопросам, как музыка и кино. Неопределенность в отношении вопроса проведения концертов и показа фильмов в разных городах станут двумя главными задачами, унаследованными от предыдущего правительства, которые предстоит решить новоназначенному министру.

Министр внутренних дел Абдолреза Рахмани Фазли – министр внутренних дел 11-го правительства, глава Счетной палаты, депутат, заместитель по политическим вопросам председателя телерадиокомпании ИРИ и заместитель секретаря Верховного совета национальной безопасности. Основные претензии к нему были с связаны с избирательными вопросами. Избирательная система в ИРИ имеет свои особенности, и А.Рахмани Фазли ответил на все вопросы.

Министр спорта и по делам молодежи Масуд Солтанифар — занимал тот же пост в одиннадцатом правительстве, в разное время был губернатором провинций Маркази, Гилян и Зенджан, член городского совета Тегерана.

 

Вступив в предвыборную гонку за пост президента, Хасан Роухани в своей программе делал акцент на внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в стране, чего требовал от нового президента народ. Однако, сегодня Иран вновь сталкивается с внешнеполитическими вызовами, поэтому вопросы безопасности и внешней политики остается для нового правительства первостепенным, т.к. от внешних факторов зависит дальнейшее экономическое развитие ИРИ.

Что касается обещания президента «омолодить» свой кабинет министров, то, ознакомившись с назначенными министрами, мы видим, что все они старше 50-60 лет, за исключением министра связи и информационных технологий. Х.Роухани в сложной для страны ситуации сделал ставку на опыт своей команды.

52.24MB | MySQL:103 | 0,560sec