Коррупционные скандалы в Израиле. Часть 5. «Дело НДИ»

В Израиле видимо стало уже «традицией» начинать дела против партии «Наш дом-Израиль» (НДИ) в преддверии парламентских выборов. Так начиная с 1999 года, когда была создана партия НДИ, практически во время всех избирательных кампаний полиция не раз громогласно заявляла о ведущихся расследований против партии, ее лидера Авигдора Либермана и активистов. Напомним, что дело против А.Либермана тянулось практически 14 лет, и закончилось оправдательным приговором.

Три года назад буквально в период подготовки к внеочередным выборам в Кнессет 20-го созыва было объявлено, что Управление полиции по борьбе с мошенничеством совместно с подразделением Налогового управления, занимающимся борьбой с организованной преступностью открыли новое дело №242 против активистов партии НДИ.

Сообщалось, что тайное расследование было начато еще летом и вот именно, в разгар избирательной кампании, начались аресты. 23 декабря 2014 года была разрешена к публикации информация о том, что по данному делу, полиция задержала около 30 подозреваемых в совершении различных коррупционных правонарушений.

Среди подозреваемых по делу– депутат Кнессета, занимающая пост замминистра, несколько глав местных советов, генеральный директор министерства, бывший министр, главы нескольких общественных организаций и объединений, высокопоставленные чиновники общественных корпораций, политические активисты. Сообщалось об обысках, проведенных в помещении министерства внутренних дел, в штабе одной из политических партий, в зданиях местных советов.

По заявлениям пресс-службы полиции, подозреваемые переводили крупные средства в обход закона из госказны общественным структурам и местным советам в обмен на назначения приближенных и получение иных благ. Задержанным инкриминировалось взяточничество, обман общественного доверия, отмывание капитала и внесение ложных данных в корпоративные документы.

Первоначально полиция обещала произвести еще дополнительные аресты. Однако таковых не последовало, а большинство задержанных через  пару дней были отпущены. В связи с тем, что несколько подозреваемых (далеко не все) были связаны с партией А.Либермана, дело № 242 в прессе с самого начало стали называть «дело НДИ». Хотя сам Авигдор Либерман называл это расследование «самым политизированным в истории Израиля».

По словам представителей полиции, следствие велось около года в обстановке полной секретности. За это время полиция получила разрешение на прослушку переговоров подозреваемых, а также якобы смогла завербовать пока не названного свидетеля — человека из ближайшего окружения руководства партии, согласившегося на тайное сотрудничество со следствием.

Однако, почему именно прямо перед выборами, появляется эта история, в полиции не было ответа. Генеральный инспектор полиции Иоханан Данино в связи с проводимым расследованием встретился с главой следственного отдела генерал-майором Мени Ицхаки, главой отдела полиции по борьбе с организованной преступностью (ЛАХАВ-433) генерал-майором Рони Ритманом и главой отдела по борьбе с экономическими преступлениями генерал-майором Эфраимом Брахой. В ходе встречи генеральный инспектор полиции заявил, что обвинения в адрес полиции по поводу вмешательства в предвыборную кампанию, лишены всяческих оснований. «Дело о коррупции расследуется уже более года, и его перевод из стадии тайной в открытую был продиктован исключительно профессиональными мотивами», – сказал Данино. По его словам, «все решения в рамках данного расследования принимаются с ведома и одобрения юридического советника правительства и генерального прокурора».

Есть еще один не маловажный аспект этой истории. Дело в том, что министр внутренней безопасности Ицхак Ааронович, ответственный за всю полицию, также принадлежит к партии НДИ, и якобы из-за этой партийной принадлежности его не сочли нужным посвятить не только в детали расследования, но и не поставили в известность о самом факте проведения расследования.

Полиция официально не называла имена задержанных. Но многие СМИ, в том числе государственная радиостанция «Решет Бет», сообщили, что в рамках данного расследования под подозрение попали заместитель министра внутренних дел, генеральный секретарь партии НДИ Фаина Киршенбаум и бывший министр туризма Стас Мисежников.

Естественно, что в период выбором, чтобы не бросать тень на партию НДИ генеральный директор партии Фаина Киршенбаум и бывший министр туризма Стас Мисежников не вошли в состав партийного списка и не были избранными в состав Кнессета, а партия НДИ набрав всего 6 мандатов, ушла в оппозицию.

После выборов, в апреле 2015 г шеф полиции заявил, что у следствия уже шесть человек согласившихся стать государственными свидетелями, поэтому он считает, что это собраны доказательства совершения преступлений. Генеральный инспектор отметил, что полиция планирует подготовить рекомендации по этому делу до конца мая.

Однако в итоге все как всегда временно заглохло. Хотя по отдельным сведениям дело №242 давно переросло свое первоначальное название. В основном по данным как обычно «не названых источников» в него втягиваются новые фигуранты, представляющие широкий спектр политических партий – депутаты, высокопоставленные чиновники, мэры, политтехнологи, руководители пиар-компаний и рекламных агентств. Согласно публикациям СМИ, в полиции уже говорили по меньшей мере о 15 побочных дел.

Прошел еще один год и вот 26 сентября 2016, прокуратура сообщила о намерении предъявить обвинения бывшему министру туризма Стасу Мисежникову и бывшему заместителю министра внутренних дел Фаине Киршенбаум по делу №242.   Хотя С.Мисежников проходил по делу о коррупции в Министерстве туризма, эти дела почему-то все время объединяли.  До подачи обвинительных заключений состоятся слушанья у юридического советника правительства. Согласно опубликованной информации, обвинительные заключения будут поданы против 14 фигурантов этого дела.

Пресс-служба государственной прокуратуры сообщает, что в большинстве дел прослеживается единый «почерк»: деньги из государственного бюджета переводились местным органам власти или лицам, которые в обмен на это должны были дать взятку госслужащим, членам партии НДИ, ответственными за распределение бюджета. Среди организаций, получивших средства таким образом, были местные органы власти, управление по борьбе с наркоманией, общественные организации «Эзра» и «Аялим».

Из материалов расследования следует, что Ф.Киршенбаум, отвечавшая за распределение средств из «коалиционного фонда», в обмен на личные выгоды и выгоды для людей из ее окружения, переводила деньги различным организациям. Среди прочего существует подозрение, что таким образом она получила взятки от компании по развитию Самарии, некоммерческой организации «Аялим», регионального совета Мате Биньямин, некоммерческой организации «Эзра», национального управления по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.

Взятки были даны наличными или были переведены коммерческому предприятию, созданному членами семьи Ф.Киршенбаум, а также в виде подарков — компьютеров, мобильных телефонов, дорогой бытовой техники, а также в виде оплаты билетов за границу и гостиниц для нее самой и членов ее семьи.

Министр туризма Стас Мисежников подозревается в получении взяток, обмане общественного доверия, хранении и употреблении наркотиков, а также создании помех ходу следствия.

Пришел ещё один год и 8 августа 2017 года экономический отдел прокуратуры подал в окружной суд Тель-Авива обвинительные заключения против 10 фигурантов по делу №242.

В числе центральных обвиняемых — бывший генеральный секретарь партии НДИ, экс-депутат Кнессета и заместитель министра внутренних дел Фаина Киршенбаум. Ей инкриминируются многочисленные преступления коррупционного характера. В частности, ей предъявлены обвинения в получении взяток, понуждении даче взяток, мошенничестве, отмывании капиталов, нарушении общественного доверия.

Вместе с обвинительным заключением прокуратура подала в суд ходатайство о конфискации имущества Фаины Киршенбаум на общую сумму 5,7 миллиона шекелей.

Согласно обвинительному заключению, Киршенбаум получала взятки не только в денежном эквиваленте, но и в виде продвижения личных и партийных интересов, предоставления различных «бесплатных» услуг, продвижения деловых интересов, приближенных к Ф.Киршенбаум или партии НДИ. Бывшему генсеку инкриминируется получение взяток на общую сумму в несколько сотен тысяч шекелей.

Совместно с Ф.Киршенбаум по делу проходит еще 10 человек. Среди них Давид Годовский глава организационного отдела партии НДИ, обвиняется в том, что был главным соучастником преступных схем экс-заместителя министра внутренних дел.

Обвинения предъявленные  Рами Коэну, бывшему генеральному директору Министерства сельского хозяйства: дача взяток, получение взяток, мошенничество, фальсификация документов при отягчающих обстоятельствах, отмывание капиталов, угрозы, намеренное создание помех следствию;

Батье Коэн, супруге Рами Коэна: намеренное создание помех следствию;

Эфи Пелесу, казначею регионального совета Мате Биньямин: дача взяток, отмывание капиталов;

Даниэлю Элинсону, генеральному директору общественной организации (амуты) «Эзра»: дача взяток, отмывание капиталов;

Матану Дахану, председателю общественной организации «Аялим»: дача взяток, предложение взяток, шантаж с использованием угроз, преступный сговор, отмывание капитала, нарушение налогового законодательства.

Дани Гликсбергу, заместителю председателя «Аялим»: дача взяток, предложение взяток, преступный сговор, отмывание капиталов;

Стивену Леви, лоббисту, сотруднику компании «Импект»;  вымогательство взяток, дача взяток, преступный сговор, отмывание капиталов;

Ирене Вальдберг, генеральному директору Ассоциации предпринимателей Израиля (АПИ): дача взяток.

Обвинительное заключение против Ф.Киршенбаум было утверждено юридическим советником правительства Авихаем Мандельблитом, который принял рекомендации генерального прокурора Шая Ницана. Перед предъявлением обвинения была проведена процедура слушаний.

По заявлениям полиции судебные слушанья начнутся в середине сентября. Вернее, начнутся и сразу вся страна уйдет на праздники. Так что вся эта история, начнет раскручиваться в прессе с регулярными утечками информацией и всевозможными домыслами, где-то в начале следующего года, как раз в преддверии скорее всего и новых досрочных выбором. В общем все, как всегда.

Пресс-служба партии НДИ прокомментировала подачу обвинительного заключения против фигурантов дела №242: «Ажиотаж в прессе вокруг подачи обвинительного заключения не слишком понятен. В демократическом государстве решение о виновности или невиновности человека может принять только суд, но никак не прокуратура и не пресса. Поэтому излишне напоминать, что пока суд не вынес тот или иной вердикт, человек является невиновным».

Не стоит забывать, что сегодня в качестве подозреваемых в различных правонарушениях допрашиваются и некоторые другие израильские политики, включая премьер-министра и еще двух министров Арье Дери и Хаима Каца. Поэтому не удивительно, что все чаще звучат предположения политических обозревателей о неизбежности досрочных выборов.

52.23MB | MySQL:103 | 0,477sec