О возможных участниках восстановления сирийской экономики

Шестилетняя гражданская война нанесла значительный урон сирийской экономике. Общий объем экономических потерь оценивается в 150 миллиардов долларов. Перестали существовать целые сектора экономики, например, достаточно развитая до 2011 года легкая промышленность. До войны в промышленном районе Шейх Максуд (Алеппо) было около 80 предприятий, производивших одежду и обувь. Большая часть этих заводов была разрушена в ходе военных действий. Значительная часть оборудования была демонтирована и вывезена в Турцию.

Большой удар был нанесен и по топливно-энергетическому комплексу САР. До сирийского кризиса доходы от нефти составляли 20% заработка государства. На долю нефти приходилось 35% экспорта в стоимостном выражении. В 2009 г. Сирия добывала порядка 400 тыс. баррелей нефти в день. По данным ВР, в 2013 г. показатели добычи в республике сократились до 59 тысяч баррелей в день, а в 2014 уже до 33-х тысяч. Основные нефтяные месторождения Сирии в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор оказались под контролем террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), а затем были разрушены воздушными ударами антитеррористической коалиции во главе с США. По состоянию на март 2016 г. добыча нефти оценивается в 50-90 тыс. барр. нефти в день, из них лишь 9 тыс. барр. приходится на месторождения, подконтрольные сирийскому правительству. В результате Сирия превратилась из экспортера в импортера нефти, закупая большие объемы топлива в Иране и Ираке.

Военный конфликт в Сирии нанес значительный урон частнопредпринимательским структурам. Значительное количество сирийских бизнесменов покинули родину. По данным ливанской газеты «Аль-Ахбар», 55000 сирийских бизнесменов покинули страны за период кризиса. Помимо разрушения производств и торговых точек, к эмиграции предпринимателей побуждали похищения членов их семей с целью выкупа, которые осуществляются боевиками оппозиции.

Значительно сократился в результате гражданской войны и бюджет страны. В такой стране как Сирия, где число занятых в государственном секторе было традиционно высоким, а правительство вследствие общего низкого уровня жизни традиционно вынуждено было прибегать к субсидиям, в том числе на продукты питания, горючее и электроэнергию, государственные расходы играли значительную роль. В течение пяти лет, предшествовавших началу кризиса в 2011 году, правительственные расходы составляли от 25 до 28% ВВП. Период гражданской войны демонстрирует их неуклонное падение. В 2012 году расходы составили 24,3 миллиарда долларов, в 2013 году – 23,1 миллиарда, в 2014 году – 13,9 миллиарда долларов, в 2015 году – 10,4 миллиардов. В 2016 году – всего 7,9 миллиардов долларов. Бюджет на 2016 год верстался из расчета 150 сирийских фунтов за доллар, но фактический курс составил 200 фунтов за доллар. В сентябре 2015 года сирийское правительство объявило о повышении зарплат государственных чиновников, сирийских военнослужащих и работников компаний, государственная доля в акциях которых доходит до 75%. Вместе с тем инфляция и падение курса сирийского фунта практически «съели» эти надбавки.

Постепенный разгром террористических и джихадистских организаций, достигнутый благодаря военному вмешательству России в сентябре 2015 года и Астанинский мирный процесс, гарантами которого являются Россия, Иран и Турция, создает условия для постепенного восстановления сирийского экономического потенциала. Большую позитивную роль здесь играет создание т.н. «зон деэскалации конфликта», однако важно, чтобы эти зоны не превратились в полунезависимые микроэкономические регионы, слабо связанные друг с другом.

Одной из главных целей правительства Сирии на предстоящем этапе будет являться привлечение иностранных инвестиций для послевоенного восстановления экономики страны. По-видимому, с этой целью в Дамаске впервые за последние пять лет с 17 по 20 августа проводилась Международная торгово-промышленная выставка-ярмарка. Первая Дамасская ярмарка была проведена в 1954 году и стала с этих пор ежегодным мероприятием. В период правления Хафеза Асада она была достаточно популярной среди сирийского среднего класса, так как напоминала многим столичным жителям о недолгом периоде демократического правления в Сирии в 1950-е годы, когда эта страна считалась наиболее развитой на Ближнем Востоке. Десять лет назад в Дамасской ярмарке ежегодно участвовали 45-50 стран. В этом году уровень участия оказался заметно ниже. В мероприятии приняли участие делегации 21 страны. Естественно, на выставке не было представителей США, Великобритании, Франции и стран Персидского залива. В то же время ряд европейских делегаций все-таки посетили Дамаск. Помимо ожидавшегося участия России, Китая, Ирана и Ирака в ярмарке приняли участие делегации Армении, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов и Польши.

Со стороны Ливана в работе ярмарки приняла участие правительственная делегация, в состав которой вошли министры Гази Заатар, представляющий движение «Амаль», и Али Хадж Хасан, представляющий движение «Хизбалла». Это первый визит министров ливанского правительства в Сирию с лета 2012 года, когда была принята «Декларация Баабда» о невмешательстве Ливана в сирийский конфликт и все официальные контакты между двумя странами были сведены к минимуму. Премьер-министр Ливана Саад Харири, несмотря на свою просаудовскую ориентацию, не только не препятствовал поездке министров своего кабинета, но даже критиковал своих коллег на одном из заседаний правительства за то, что они плохо готовятся к предстоящему восстановлению сирийской экономики. При этом Бейрут рассчитывает выступить в будущем восстановительном процессе в качестве финансового и транспортного хаба. Сирийское правительство направило приглашение и знаменитой ливанской певице Фейруз, открывавшей первую ярмарку в 1954 году, однако 83-летняя дива отказалась приезжать в Дамаск по соображениям безопасности. Однако наиболее представительной арабской делегацией оказалась делегация Египта. В первый день ярмарка подверглась угрозе в связи с обстрелом ракетами из пригородов Дамаска за час до открытия, в результате чего погибло 6 сирийцев, ожидавших открытия мероприятия. Однако в дальнейшем властям удалось обеспечить его безопасность.

Основным вопросом является, откуда привлекать деньги для восстановления сирийской экономики и инфраструктуры. Президент Сирии Башар Асад не раз заявлял о том, что приоритет в контрактах по экономическому восстановлению его страны будет оказан странам, оказавшим Дамаску военно-политическую поддержку: России и Ирану. Однако многие эксперты, учитывая недостаток свободных финансовых средств у обеих стран, сомневаются в том, что они смогут стать лидерами по торгово-экономическим сделкам. Сирийский аналитик Сами Мубайед, проживающий в настоящее время в Бейруте, считает, что страной, которая займет лидирующие позиции в сирийской экономике после войны может стать Китай. На ярмарке 2010 года были представлены 37 китайских компаний, больше, чем компаний других стран. В 2010 году Китай вышел на первое место среди торговых партнеров Сирии, по крайней мере, согласно официальной статистике. Торговый оборот между двумя странами составил 2,5 миллиарда долларов. Китайская Национальная нефтяная компания (CNPC) была оператором на крупнейшем сирийском нефтяном месторождении Хайян.

Большие организационные усилия для проведения ярмарки 2017 года предпринял базирующийся в Пекине Китайско-Арабский форум международных обменов. Форум сделал мероприятию большой пиар и разослал 1000 приглашений китайским компаниям для участия в ярмарке. Заместитель председателя Форума Цин Ян объявил о том, что китайские компании будут участвовать в создании промышленной зоны на территории Сирии, предположительно в провинциях Хомс или Латакия. Индийские инвесторы, соревнуясь с китайскими коллегами также решили принять участие в реконструкции сирийской экономики. Например, индийская компания Bharat Heavy Electricals Ltd заявила о намерении строительства электростанции на севере Сирии на сумму 320 миллионов долларов, а другая индийская компания анонсировала строительство металлургического завода в провинции Хама.

В начале сирийского кризиса Китай поддерживал САР при голосовании в Совете Безопасности ООН, но свел к минимуму контакты с официальным Дамаском и в целом занимал выжидательную позицию. Ситуация изменилась после вооруженного вмешательства России в сирийский конфликт. В августе 2016 года в Дамаске побывала делегация во главе с адмиралом Гуаном Юй Фэем, возглавляющим Департамент по международному военному сотрудничеству при Центральной военной комиссии КНР. В ходе визита был подписант ряд военных соглашений. По информации газеты Global Times, КНР поставляет в Сирию снайперские винтовки и гранатометы, а в сирийской армии в настоящее время находится несколько десятков китайских военных советников. Интерес Пекина к развитию связей с Сирией лежит в плоскостях безопасности и экономики. В рядах террористической организации «Исламское государство» на севере Сирии сражались или продолжают сражаться 5 тысяч боевиков из Синцзян-Уйгурского Автономного района Китая (СУАР) и государств Центральной Азии. Наиболее опасными среди них считаются вооруженные формирования «Исламской партии Туркестана», в которой преобладают китайские уйгуры. В экономическом плане Сирия  интересует Китай в качестве важного звена концепции «Один пояс, один путь», разработанной с целью установления китайской торгово-экономической гегемонии в Евразии.

52.4MB | MySQL:106 | 0,783sec