Документированные заметки к идеологии «младоаравийцев». Часть 1

В конце июля 2017 года посол Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) в США Юсуф аль-Утайба в интервью американскому телеканалу PBS сделал сенсационное заявление, сказав, что антикатарская «четвёрка», возглавляемая Саудовской Аравией, стремится, в отличие от Катара, к установлению светского правления (светской власти) в аравийских государствах (https://www.albawaba.com/news/uae-ambassador-claims-saudi-bloc-want-secularism-middle-east-1004746). Сенсационность этого заявления в том, что светскость, секуляризм (араб. аль-ильманийя, англ. secularism) в аравийском и в целом – в арабском сознании жёстко и однозначно противопоставлена исламу, на что сразу обратили внимание все заинтересованные лица, абсолютно не приемлющие секуляризм, например, Фахда Бинт-Сауд, дочь саудовского короля Абд-аль-Азиза и глава Фонда короля Сауда –

Послы – люди, как правило, дисциплинированные, и не приходится сомневаться, что Ю.аль-Утайба транслирует позицию руководства ОАЭ и других членов «четвёрки» (Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет). А само это заявление – своего рода анонс нового курса – нет, не этих государств в целом, а новой правящей группы в этих государствах – «младоаравийцев», которые заменяют долго правивших Аравией геронтократов. Точнее, по нашим сведениям, это именно геронтократы (в первую очередь – покойный саудовский король Абдалла, 1924-2015), в десятых годах нынешнего века вывели на первые роли эту новую правящую группу, которую мы называем «младоаравийцами» — по аналогии с младотурками. (Младотурки — политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство.)

Лидерами этой группы являются наследник престола принц Мухаммед бин Салман, которого в настоящее время называют новым для Саудовской Аравии титулом «заместитель Хранителя Двух Святынь», наследный принц Абу-Даби Мухаммед аль-Нахайян. По некоторым сведениям, кандидатом в эту группу был нынешний (с 2013 г.) эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, но несоответствие проводимой от его имени политики в регионе, т.е. практическое непризнание им установок «младоаравийцев» привело к разворачивающемуся в настоящее время катарскому кризису. (В экспертной среде циркулируют слухи о том, что требованием антикатарской «четвёрки» является смещение самими катарцами Тамима с поста эмира Катара и замена его на другого, в духе «младоаравийцев», правителя.)

Официальные «смотрины» «младоаравийцев» состоялись в марте 2016 года в Эр-Рияде, во время американо-аравийского саммита с участием глав шести членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и президента США Барака Обамы. В саммите активное участие принимали «младоаравийцы». Примечательно, что на официальной фотографии, в нарушение протокола, вместе с главами аравийских монархий и главой ССАГПЗ присутствуют «младоаравийцы» — наследник наследника престола (ещё один не употреблявшийся до него титул) Саудовской Аравии «младоаравиец» принц Мухаммед бин Салман (на фото крайний слева), при отсутствии наследника престола (на тот момент принца Наефа); наследник престола Абу-Даби Мухаммед бен Зайд аль-Нахайян (третий справа), что свидетельствует о стремлении аравийских геронтократов заявить об высочайшем статусе этих молодых людей в иерархии власти в Аравии и зафиксировать этот статус признанием его фактом участия их в переговорах с президентом США. (Ещё один, несостоявшийся, «младоаравиец» эмир Катара Тамим (четвёртый слева) присутствует на фото по должности: он глава государства.

Продвижение «младоаравийцев» во власть (везде в Аравии, кроме Катара) сопровождалось сменой главной аравийской политико-идеологической парадигмы – использования салафизма (ваххабизма).

Политическая программа принца Мухаммеда бин Салмана представлена в журнале Bloomberg Businessweek, April 25 — May 1, 2016, в котором опубликован заказной материал, согласовывавшийся с принцем Мухаммедом. Кроме того, идеи статьи согласовывались с королём Салманом. И наконец, эти идеи являются общими для всех «младоаравийцев».

В материалах «Блумберга» говорится о том, что либерализация обязательно приведёт к столкновению с ваххабитским духовенством, которое является одной из двух основ политического бытия Саудовской Аравии: семейства Ааль Сауд (Саудитов) и семейства Ааль аш-Шейх (ваххабитского духовенства). В частности и особенно, американцев напрягает отношение к женщине в Саудовской Аравии. По этому поводу, принц Мухаммед сообщил читателям, что «Мы считаем, что в исламе женщинам гарантированы те права, которые они ещё [в Саудовской Аравии] не получили», тем самым, сразу бросая вызов салафитскому (ваххабитскому) духовенству, которое категорически выступает против того, чтобы женщина водила автомобиль, самостоятельно, без сопровождения взрослого родственника-мужчины передвигалась в публичном пространстве и т.п. Принц рассказал «Блумберг», что он «работает» над теми «людьми из религиозного истеблишмента, которые искажённо трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированным исламом».

Ясно, что принц говорит не о том исламе, который исповедуют и практикуют «люди из религиозного истеблишмента». В статье в «Блумберг» об этом исламе, как его видят саудовские реформаторы, не говорится, а говорится о нём в преамбуле программы «Саудовское видение – 2030», которая в официозной пропаганде Саудовской Аравии подавалась как детище принца Мухаммеда бин Салмана.

Слово «ислам» и производное от него «исламский» употребляется в тексте документа «Саудовское видение – 2030» полтора десятка раз. Провозглашается: «Конституция нашей страны (Саудовской Аравии. – А.И.) – ислам…». Однако в документе подразумевается не ваххабизм, в настоящее время являющийся официальной религией Саудовской Аравии, а тот ислам, который хотели бы видеть «младоаравийцы» и все реформаторы, — ислам умеренный. Декларация, приведённая выше, имеет продолжение: «…Её (Саудовской Аравии. – А.И.) курс – васатыйя», т.е. «ислам середины (араб. васат)», без крайностей. «Исламские принципы» дополняются в тексте «Саудовского видения – 2030» «методом васатыйи и умеренности (араб. иʻтидаль)».

В заключение преамбулы «Саудовского видения – 2030» анонсируется создание «самого большого в мире» музея ислама. «Мы гордились и продолжаем гордиться нашим историческим наследием, особенно – в связи с тем, что Печать Пророков и Посланников, да помолится за него Аллах и поприветствует его, был послан Аллахом [миру] из Благородной Мекки, и оттуда его миссия охватила весь мир, а в Осиянной Медине было основано первое исламское общество. Исходя из этого, мы создадим исламский музей, построенный в соответствии с высочайшими мировыми критериями и использующий самые современные метода в собирании, сохранении, экспонировании и документировании. Он станет главным пунктом для наших граждан и наших гостей в ознакомлении с нашей древней исламской историей». Музей, с использованием, самых высокотехнологичных средств,   будет знакомить с историей многовековой исламской культуры, которая распространилась по всему миру. В музее будут отделы для исламских улемов – по исламским наукам, исламской мысли, исламской культуре, исследовательский центр мирового уровня.

Вполне допустимо расценивать этот проект, с одной стороны, как создание резервации для ислама в будущей Саудовской Аравии 2030 года, а с другой стороны — как утешительный приз для ваххабитского духовенства, которое планируется вытеснить в эту резервацию.

Против покушения на религию, которое неотъемлемо от реформирования, выступает и будет ещё выступать саудовское салафитское (ваххабитское) духовенство. 25 апреля 2016 года Генеральный секретариат Совета великих улемов (высшая религиозная инстанция в Саудовской Аравии) выступил с заявлением, явно ориентированным на противодействие проектам принца Мухаммеда бин Сальмана. В заявлении принц Мухаммед и его проект не упоминаются по имени и названию, а утверждается, что Саудовская Аравия «несёт на себе ношу исламского мира в исключительных исторических условиях». И в этих условиях необходимо сохранять «единство рядов» и не выступать ни с какими неразумными проектами, которые могли бы это единство разрушить. Особую опасность в этом отношении представляет покушение на ислам, вернее на то, что в исламе неизменно и неизменным должно оставаться. Королевство выполняет миссию: «высоко держит знамя Единобожия и исповедания Веры: Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Все должны заботиться о «прочных, непреходящих основах Страны Двух Святынь, которые установили строители этого государства в политической системе правления, представленной в следовании исламскому шариату и в сохранении Религии Аллаха в её (системы) догматах и обрядах».

Впрочем, что-то делается «младоаравийцами» с неизбежным согласованием с религиозным истеблишментом. Так, в Саудовской Аравии недавно ограничены прерогативы шариатской полиции нравов – «Комитета по поощрению добродетели и удержанию от порока», его члены лишены права задерживать (арестовывать) нарушителей шариатских норм.

Самое главное в этой связи – в Саудовской Аравии однозначно «младоаравийцами», и только ими, в рамках Министерства обороны (напомним: принц Мухаммед бин Салман, который стал в последнее время называться не просто «наследник престола», а «заместитель Хранителя Двух Святынь», араб. наʼиб Хадим аль-Харамайн, является министром обороны) создан небывалый орган – «Центр идеологической войны» (араб. Марказ аль-харб аль-фикрийя) –

Задача «Центра идеологической войны» – борьба против экстремизма и терроризма. При этом в значении «экстремизм» употребляется не религиозный термин гулюв, который применяется салафитским (ваххабитским) духовенством, а «светский» термин татарруф, которому даётся определение (понравилось 1 200 человекам из 708 455 человек подписчиков на страницу «Центра идеологической войны» на конец августа 2017 г.) —

Типичный материал со страницы «Центра идеологической войны» в Фейсбуке: «Что такое политический ислам» —

52.37MB | MySQL:110 | 0,585sec