Что стоит за сокращением США военной помощи Египту

Каир выразил сожаление о решении Вашингтона сократить военно-экономическую помощь, которую США на протяжении десятков лет оказывали Египту. С соответствующим заявлением выступил  23 августа МИД страны. «Арабская Республика Египет сожалеет о решении США сократить часть средств, выделяемых Каиру в рамках американской программы помощи Египту, как по линии Фонда экономической поддержки, так и Программы военной помощи, — говорится в поступившем в ТАСС заявлении внешнеполитического ведомства. — Рассматриваем этот шаг как недооценку стратегического характера отношений между двумя странами на протяжении десятилетий». По оценке МИД АРЕ, шаг Вашингтона «отражает недостаточное понимание важности поддержки стабильности и безопасности Египта, а также масштабов вызовов, с которыми сталкивается страна в экономической сфере и области безопасности». «Это может иметь негативные последствия для достижения совместных египетско-американских целей», — подчеркнул МИД страны. Египет, отмечается далее, ценит важность ратификации рамочной программы помощи на 2017 года и выражает надежду, что «администрация США будет действовать с учетом признания и уважения важности Программы помощи в интересах обеих стран». Ранее  Госдепартамент США объявил, что Вашингтон готов направить в качестве военной помощи Египту 195 млн долларов, но лишь при условии, что Каир продемонстрирует прогресс в сфере защиты прав человека. Египет, отметили в ведомстве, остается для США «ключевым стратегическим партнером», а нынешняя администрация стремится укреплять двусторонние отношения. Эти 195 млн переведут на счет, доступный в любое время, отметили в Госдепе, но данные средства будут храниться в резерве до тех пор, пока не будет очевиден прогресс со стороны Каира по ключевым приоритетам, среди которых, в частности, указываются защита прав человека и новый закон, ограничивающий работу неправительственных организаций. В то же время, американское законодательство обязывает администрацию удержать 15% от ежегодного транша Каиру в размере $1,3 млрд, если Белый дом не сможет подтвердить, что Египет занимается защитой прав человека и укреплением демократии в стране. В этой связи необходимо сделать несколько комментариев. Американские политологи и эксперты в один голос в этой связи указывают на преемственность политики нынешней администрации президента  США Д.Трампа. В общем-то прежняя администрация Б.Обамы жестко прессенговала режим А.Ф.ас-Сиси по всем каналам, мотивируя это прежде всего заботой о правах человека в связи с военным переворотом и репрессиями в отношении «Братьев-мусульман». Такая позиция Б.Обамы в принципе диктовалась общим курсом Госдепартамента США, которая являлась вотчиной тогда «старых демократов». Этот курс подразумевал ориентирование Вашингтона на новую пассионарную силу на Ближнем Востоке в лице умеренных исламистов, которых для простоты называют еще глобальным движением «Братья-мусульмане». В Вашингтоне, который столкнулся неожиданно для себя с событиями «арабской весны» (мы категорически не разделяем распространенное мнение в политологической среде о том, что США чуть ли не сами организовали эти события), просто не нашли иного сценария своих действий, кроме как плыть по течению, отказаться от ставки на своих старых союзников  в лице престарелых диктаторов,  и начинать заигрывания с «Братьями-мусульманами». В том числе и в силу тесной связи Катара с отдельными, но очень влиятельными чиновниками прежней администрации. Д.Трамп поначалу решил резко поменять курс на этом направлении. В принципе он ничего нового не придумал, просто возвратился  к прежним и традиционным точкам опоры США на Ближнем Востоке в лице КСА, Израиля и Египта. Такой выбор казался логичным, в том числе   и в силу крайне негативного отношения со стороны лично Д.Трампа к «Братьям-мусульманам». Такой разворот крайне обнадежил Каир, который действительно решил, что Вашингтон развернулся к нему лицом. Но Д.Трамп снова подтвердил свою непредсказуемость. Эта вообще основная черта нынешнего президента США, что безусловно сильно затрудняет возможность анализа американской политики в том числе и на ближневосточном направлении. Тем не менее, оговорки про права человека и необходимость их соблюдения по сути дикторским режимом в АРЕ, мы бы оставили сейчас за скобками. В той же Саудовской Аравии с этим вопросом дела обстоят также не сильно хорошо, что не помешало Д.Трампу провозгласить Эр-Рияд своим стратегическим союзником. В данном случае вопрос кроется совсем не в глобальной приверженности демократическим ценностям, а, как ни банально это звучит, в чисто финансовых интересах. В случае с АРЕ (сокращения военных бюджетных расходов в рамках прямой помощи иностранным государствам затрагивает не только Египет, но, например, и Израиль) речь идет о чисто коммерческом подходе  со стороны нынешней администрации США к вопросам внешней политики. Если есть коммерческая выгода для глобальных интересов национальной экономики США, то Белый дом будет дружить даже с чертом. Есть гарантии оплаты КСА многомиллиардных контрактов по линии ВТС, и вопрос о правах человека там автоматически исключается. Каир платить не может, и ожидать от него массированных закупок американского оружия не приходится. А если еще проще — в АРЕ у американских компаний нет глобальных экономических интересов.  Все очень прозаично и довольно цинично. Плюс ко всему Пентагон требует новых ассигнований на усиление своего присутствия в Афганистане, Ираке и Сирии. С учетом того, что концепция американских военных о наращивании своего присутствия в этих трех странах была одобрена Белым домом, сейчас необходимо найти деньги на это, но без увеличения соответствующих статей бюджета. Отсюда и ревизия статей расходов прямой военной помощи иностранным государствам. Подтверждением этого курса являются и обнародование планов  администрации США  о  перераспределении еще 65,7 млн долларов, отпущенных на зарубежное военное финансирование, и 30 млн из фонда оказания экономической помощи. «Эти средства будут использованы для поддержки других ключевых партнеров в сфере безопасности, но не в ущерб безопасности Египта», — уточнили в Белом доме. То есть курдов в Сирии и союзников в Афганистане в первую очередь. Это основная причина нынешних действий  Вашингтона в отношении Каира, и повод здесь найден первый пришедший на ум чиновникам в Госдепартаменте США. Тем более, что выполнить американские требования  египетское руководство просто не сможет, а значит этим поводом всегда можно спекулировать и доставать его из рукава как джокер в случае необходимости. Этот момент, кстати,  совершенно не означает каких-то кардинальных охлаждений в американо-египетских отношениях. Помимо указанной выше причины чисто экономического порядка в  действиях Вашингтона а отношении Каира есть и еще два момента. Это жесткие репрессии египетского режима в отношении ряда НПО, которые имеют серьезные связи и финансирование с американскими фондами. И второй — тайные контакты Каира с Пхеньяном в рамках закупки оружия, в том числе и в рамках вооружения лояльных Египту сил в Ливии и Эритрее. Помимо этого египетские и северокорейские спецслужбы наладили рабочее взаимодействие в Уганде и Южном Судане, что безусловно крайне волнует Вашингтон. Но, повторим, что два этих момента безусловно носят вторичный характер по сравнению с первой и основной причиной.

52.11MB | MySQL:103 | 0,505sec