Новости экономики стран Залива: от телекоммуникационного рынка Омана до финансового сектора Саудовской Аравии

Оманская телекоммуникационная компания «Омантел» завершила покупку 425.7 миллионов акций кувейтского оператора связи «Зайн» (Zain). За 9.84 % акций было заплачено 255.4 млн динар (846.4 миллиона долларов США).

По сообщению агентства Reuters, на пресс-конференции, состоявшейся во вторник, 29 августа в здании биржи Кувейта, исполнительный директор компании «Зайн»,  Бадр Наср аль-Харафи заявил, что сделка послужит оптимизации деятельности компании, развитию ее сети, а также часть средств, вырученных от продажи акций, будет направлена на погашение долгов.

Помимо этого, «Зайн» стремится выйти на телекоммуникационный рынок Омана, где он сможет использовать существующие сети «Омантела», новый рынок, пусть и небольшой, — в условиях развитых телекоммуникационных сетей стран Залива это неплохое достижение и существенное продвижение «Зайна» на юг. Как известно, эта сеть обладает активами в центральной и северной части региона, включая Ирак, Саудовскую Аравию и Иорданию. Отныне, «Зайн» может с полным правом называться региональным оператором. Всего, кувейтяне представлены на телекоммуникационном рынке в восьми ближневосточных и африканских странах

На вопрос о возможном столкновении интересов компаний на оманском рынке Б.Н.аль-Харафи ответил, что это вряд ли произойдет ввиду незначительности доли, которой «Омантел» приобрел в «Зайне».

Этот вопрос уже был направлен руководству «Омантела» и «мы ожидаем ответ в ближайшее время», —  добавил Б.Н.аль-Харафи.

Начальная цена за акцию составила 80 филсов (около 20 центов), на торги были выставлены акции из резервного фонда компании.

Ранее, в начале месяца, источники из «Омантела» подтвердили принципиальное согласие своей компании на приобретение кувейтских ценных бумаг.

Сообщение о сделке, на которую требовалось согласие надзорных органов, появилось накануне перед опубликованием итогового списка, компаний, баллотировавшихся на предоставление услуг сотовой связи, в рамках третьего лицензионного раунда, и «Зайн», как раз вовремя появился на оманском рынке, что вызывает ряд вопросов о ее ангажированности. Впрочем, руководство «Омантела» отметает эти подозрения, заявив, что «речь идет о диверсификации ее инвестиций».

В соседнем финансовом сегменте, в Эр-Рияде, дела идут не так хорошо: эксперты подсчитали, что за прошедшие два с половиной года королевство потеряло половину из своих, так называемых «общих» или «генеральных» валютных резервов, что вызвано снижением мировых цен на нефть и растущими тратами на военную авантюру в Йемене.

Общие золотовалютные резервы КСА на июль 2017 года составляли примерно 617.3 млрд риалов (164.6 млрд долларов США), против 1.3 триллиона риалов (346.6 млрд долларов США) в декабре 2014 года. Это официальные данные, приведенные на веб-сайте арабской саудовской кредитной организации.

Динамика снижения говорит сама за себя: в июле 2015 года  резервы равнялись 999 млрд риалов, в том же месяце 2016 года, было уже 890.6 млрд риалов, для того чтобы в июле 2017 года составить 617.3 млрд.

Это самый низкий показатель резервов в казне королевства за последние восемь лет.

Следует отметить, что речь идет о резервах, формируемых из части доходов бюджета, средства из которых возможно тратить только в соответствии с королевским указом, и в случаях, «крайней необходимости, связанной с государственными интересами высшей категории».

Дело не ограничивается опустошением резервов общего назначения. По данным все той же арабской саудовской кредитной организации, вклады королевства в зарубежные банки в июле составили 357.5 млрд риалов (95.3 млрд долларов США), против, соответственно, 478.9 млрд риалов (127.7 млрд долларов США) в июле 2016 года.  «Не довложено» оказалось 121.4 млрд риалов, или, иными словами, снижение за год составило 25.3%.

«Чистые» инвестированные средства государства, — еще один критерий оценки арабской саудовской кредитной организации, за первый квартал 2017 года снизились до 2.24 млрд риалов (597.3 млн долларов США), по сравнению с 2.54 млрд риалов (677.3 млн долларов США) в первом квартале 2016 г. и, соответственно, с 2.94 млрд риалов (784 млн долларов США) в первом квартале 2015 года, то есть инвестиционные программы королевства за это время сократились на, примерно, 700 млрд риалов (168.6 млрд долларов США), или на 23.8 %.

Нетрудно подсчитать, что если динамика доходов и расходов в Саудовской Аравии останется прежней, королевство сможет протянуть от силы, пять лет. После чего саудовцам останется начать распродавать активы, что может дать средства еще, максимум, лет на десять. Сухая азбука цифр свидетельствует: королевство, или крупнейшая из арабских экономик, пока что, на всех парах мчит к банкротству. Позволить себе в таких условиях какие-то умопомрачительные военные, не зависимо от того, будет ли реально закуплено оружие, или наняты контингенты ВС США и куплена благосклонность Капитолийского холма,  стомиллиардные расходы, может только окончательно выживший из ума руководитель. Так же, как и разные инвестиционные туристические прожекты. Будут ли в случае начала экономического коллапса спасать Эр-Рияд покровители из США и Великобритании? Вряд ли. А вот скупить с дисконтом саудовские активы, да.  Только в экономику США, по некоторым оценкам, саудовцами в «жирные» нефтяные годы было вложено до триллиона долларов США, все это, кроме экономического смысла, еще и некоторая политическая обуза, от которой американцы с радостью избавятся.

К слову, в подобной ситуации, шансы на реализацию оружейной сделки между КСА и РФ тают с каждым днем. Не говоря о политическом аспекте и традиционной структурной ориентации ВС КСА на западные системы, стандарты и техническое обслуживание техники, на закупку российского оружия, даже на какие-то жалкие три-четыре миллиарда, у Эр-Рияда денег нет. Впрочем, чудеса, иногда случаются, но надеяться на них не стоит.

52.26MB | MySQL:103 | 0,475sec