О развитии катарского кризиса и позиции России

Дипломатический кризис вокруг Катара целесообразнее всего решать в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Об этом заявил в среду министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров в Катаре. «Мы не занимаемся посредническими функциями, есть посредничество Кувейта, — сказал он. — Убеждены, что эта проблему целесообразнее всего решать в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива». «Знаем также, что и госсекретарь США Рекс Тиллерсон предлагал посреднические услуги, — отметил министр. — Будем приветствовать, если его предложения достигнут результата и усилия увенчаются успехом. Но мы сами никаких идей, которые отличались бы от того, что предлагает Кувейт или США, не вносили и не считаем это нужным». По словам главы МИД РФ, есть достаточно предложений, на основе которых «можно вполне начинать диалог». «Будем продолжать нашу линию в контактах со всеми странами региона», — заявил Лавров. Таким образом подтверждена та самая линия поведения Москвы по вопросу кризиса в ССАГПЗ, о которой мы говорили ранее и которая является самой оптимальной в нынешних условиях. Москва ни в коем случае не должна активничать на этом направлении, поскольку, если говорить цинично и прагматично, нынешняя схватка между Катаром с одной стороны, и КСА, ОАЭ, Бахрейна и АРЕ — с другой (а если взять еще шире, то нынешнее противостояние затрагивает еще, как минимум, Турцию) безусловно отвечает российским внешнеполитическим интересам. Все это отвлекает много сил и средств противоборствующих сторон, что объективно сильно облегчает жизнь Москве. Как на сирийском направлении, так и в рамках сдерживания роста исламистской террористической угрозы непосредственно в самой России. И чем больше будет сохраняться такая открытая форма противостояния, тем это выгоднее России. В этой связи нахождение над схваткой является самой оптимальной моделью поведения. Особенно с учетом того, что стороны конфликта автоматически ищут контактов с Москвой в качестве некой силы, которая должна занимать в этом конфликте, как минимум, нейтральные позиции.  А с учетом того, что традиционным способом аравийских монархий в данном контексте всегда является использование финансового аспекта, то нынешняя ситуация  безусловно открывает для России хорошие перспективы по привлечению аравийских капиталов в рамках инвестиций в национальную экономику. И собственно итоги последних катарско-российских переговоров   этот тезис  доказывает. США со своей стороны также дистанцировались от этого противостояния, ограничившись лишь периодическими заявлениями о необходимости поиска какого-то компромисса. В этой связи видимо снова надо подчеркнуть, что попытка быстро решить вопрос катарской конкуренции в узловых для КСА, ОАЭ и АРЕ реперных мировых точках типа Сирии, Ирака, Ливии, Йемена и региона Африканского Рога провалилась. Она был с самого начала абсолютно не просчитана, и решение о начале атаки было принято импульсивно в значительной степени благодаря давлению на Эр-Рияд со стороны Абу-Даби (ОАЭ угрожали выйти из состава аравийской коалиции в Йемене, что кардинальным образом осложняло всяческие перспективы успешного выхода КСА из этого кризиса) и совершенно безответственной риторике американского президента Д.Трампа во время своего майского визита в Саудовскую Аравию. Как выяснилось, рычаги эффективного давления на Катар у «четверки» фактически отсутствуют. А США, как, кстати, и в случае с озабоченностью Израиля ситуацией с иранским присутствие в Сирии, просто «умыли руки». В реальности такое поведение Вашингтона в условиях полной разобранности Госдепа и волюнтаризма Д.Трампа запустил обратный механизм среди стран Ближнего Востока, которые поначалу решили, что новая администрация возвращается к старым союзническим ориентирам в этом регионе. Выяснилось, что между словами и делами США существует серьезная пропасть, а это автоматически заставит тех же КСА, АРЕ и Израиль трижды думать, прежде чем доверять обещаниям Д.Трампа.

В этой связи представляется, что кризис между «четверкой» и Катаром далек от своего логического завершения. Возвращение 24 августа катарского посла в Тегеран это хорошо иллюстрирует. Это четко провокационный шаг Дохи, которая таким образом констатирует свой отказ выполнять какие-либо условия предъявленного ей ультиматума. Все это происходит на фоне провала кувейтского посредничества и ожесточения методов подковерной борьбы между противоборствующими сторонами. К ним прежде всего надо отнести жесткую борьбу на полях интернета и социальных сетей в связи с началом хаджа. Эр-Рияд в этой связи снял блокаду для проезда катарских паломников, которые в этом году насчитываю всего полторы тысячи человек. Но Доха очень активно на этой теме спекулирует, обвиняя саудовским власти в создании искусственных препон для паломников, запрете использования для хаджа самолетов национальной катарской авиакомпании, что собственно преследует одну цель — вновь поставить под сомнение способность КСА выступать в качестве нейтрального государства-хранителя двух основных святынь мусульманского мира. И на данной поле катарцы теперь играют совместно с иранцами, что с учетом наличия у Дохи мощного информационного ресурса в лице «Аль-Джазиры» придает этой кампании более агрессивный характер. Стороны также обмениваются регулярными хакерскими атаками, причем в данном случае, на острие этого столкновения находится ОАЭ и Катар. Сам по себе этот момент не может не радовать российских и китайских хакеров, спрос на услуги которых со стороны конфликтующих сторон  оказался сильно востребованным. Одновременно с этим катарцы сделали несколько символических шагов, которые должны продемонстрировать их добрую волю в рамках разрешения нынешнего кризиса. На фоне укрепления катарского-иранских отношений Доха лимитировала в последнее время свои связи с ХАМАСом и «Братьями-мусульманами». Это дало повод американским экспертам заявить об уступках со стороны Катара. Не согласимся с этим. По практике предыдущих действий Дохи на внешнем треке рискнем предположить, что такие шаги являются в большей степени имитацией. Сложно сказать про ХАМАС, который сейчас практически целиком перешел вновь в орбиту влияния Тегерана. Часть известных функционеров ХАМАСа действительно перенесли свои штаб-квартиры из Катара, но мы бы это связали прежде всего с избранием нового руководства движения и начавшимся процессом конструктивного диалога по вопросам безопасности с египтянами. Что касается «братьев», то отказ Дохи от их задействования в рамках распространения своего влияния в исламском мира, нам кажется маловероятным. Слишком мощный этот инструмент и слишком много сил и средств Доха затратила на его структурирование и подлаживание под свои цели. Некие демонстративные жесты в этом направлении надо расценивать прежде всего с точки зрения оказания благоприятного влияния на Д.Трампа, который к этому движению относится крайне негативно, что не меняет кардинального подхода Дохи по этому вопросу. Но вот что абсолютно точно — Доха сократила серьезно объемы своего финансирования Сирийской национальной коалиции, что не может не радовать Москву. Теперь практически весь объем финансирования этой структуры полностью лег на Эр-Рияд, которые такому сценарию вряд ли обрадовались. Эр-Рияд просто не может в сжатые сроки возобновить финансовые транши сирийским оппозиционерам в прежнем объеме. Очень возможно, что Эр-Рияд это сделает в ближайшей перспективе, что опять же серьезно отвлечет его силы и средства от других участков приложения своей экспансии в тех же Ираке и Йемене. И это не говоря уже о российских мусульманских регионах. Но в любом случае вопросы с финансированием сирийской оппозиции сейчас возникли, и это безусловно отвечает российским интересам.

52.18MB | MySQL:103 | 0,470sec