Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2017 г.

В июле из Хартума прозвучали очередные комментарии на тему о решении ООН сократить численность Миссии ООН и Африканского союза в Дурфуре (Minuad). Как заявило 1 июля МИД Судана, решение ООН показывает, что конфликт в этом регионе является «закрытой главой». До этого 29 июня Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, предлагающую сократить по меньшей мере на 30% численность военных и полицейских в составе Minuad. Это решение во многом объяснялось решением США сократить на 600 млн долларов бюджет миротворческих операций ООН.

Ранее Хартум в течение нескольких месяцев добивался вывода «голубых касок» из Дарфура, которые явно мешали ему.

Миссия Minuad была развернута в Дарфуре в 2007 г. с задачей содействовать прекращению конфликта в этом регионе, начавшемся в 2003 г. По данным ООН, в результате этого конфликта погибли до 330 тысяч человек, свыше 2,5 млн стали беженцами.

В настоящее время численность Minuad составляет 17 тысяч человек. Сокращение контингента миротворцев должно пройти в две фазы в течение шести месяцев. К этому контингенту было много вопросов, поскольку из-за ограниченности мандата и препятствий со стороны Судана миротворцы фактически не были в состоянии предотвратить новые вспышки насилия в регионе, эпицентром которого стал район Джебель Марра на стыке трех штатов Дарфура.

1 июля Хартум ответил на заявление Вашингтона, выразившего ранее «большую обеспокоенность» в связи с ситуацией с правами человека в Судане. По версии суданских властей, они уважают свободы прессы и вероисповедания.

Оба заявления прозвучали незадолго до 12 июля, когда ожидалось решение президента США Дональда Трампа относительно снятия некоторых санкций, под которыми жил Судан 20 лет.

Как отмечалось в заявлении МИД Судана, в этой стране «действует режим свободы прессы, где выходят более 30 ежедневных газет, которые как поддерживают правительство, так и находятся в оппозиции к нему». «Судан также уважает свободу вероисповедания, подтверждение чему – существование нескольких церквей рядом с мечетями», — отмечалось в документе.

Ранее сообщалось, что в январе с.г. уходящий президент США Барак Обама принял решение снять некоторые из экономических санкций, которые были введены против Судана в 1997 г. в связи с обвинениями в его адрес в поддержке радикальных исламистов. Принятие окончательного решения было отложено на 6 месяцев. Всегда условием для отмены санкций было прекращение огня в ряде регионов Судана, где действуют повстанцы. Среди еще 4 условий – в частности, прекращение поддержки повстанческих группировок в Южном Судане, а также сотрудничество с американскими спецслужбами в вопросах борьбы с терроризмом.

У администрации Д.Трампа было три выбора: отменить санкции, продлить «испытательный» срок или оставить эмбарго в силе.

Что касается Судана, то у него теоретически есть тоже рычаг влияния на США. В течение всего периода действия санкций он не прекращал поставки в США гуммиака – одной из основных составляющих самого известного американского бренда – «Кока-Колы».

В любом случае Д.Трамп 12 июля принял второй выбор – он продлил на 3 месяца «испытательный» период, то есть до 12 октября. Накануне этого решения глава МИД Судана Ибрагим Гандур предупредил, что в случае отказа США отменить санкции в конфликтных регионах страны возобновятся боевые действия. «Если санкции продолжатся, это подтолкнет вооруженные группы к ужесточению их позиций», — отметил он. По его оценке, в случае отмены санкций это подтолкнуло бы вооруженную оппозицию к переговорам.

Как отметил вице-президент правящей партии Национальный конгресс Ибрагим Махмуд, это решение «поощряет повстанцев и вооруженные группировки к продолжению вооруженной борьбы».

12 июля Хартум выразил «сожаление» в связи с решением США продлить «испытательный» период. Одновременно была выражена надежда, что в итоге санкции все таки будут сняты. Одновременно Хартум объявил о приостановлении каких-либо контактов с США на эту тему – президент О.аль-Башир своим указом распустил комитет, который занимался переговорами с американцами.

В этой связи как обычное для американцев лицемерие можно считать заявление Госдепа США от 20 июля, в котором приветствовался прогресс, достигнутый Суданом в вопросах борьбы против терроризма.

2 июля президент Судана Омар аль-Башир продлил на 4 месяца режим прекращения огня, введенный им в боевых действиях против повстанцев в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Этот режим продлится до 31 октября.

Первоначально режим прекращения огня со стороны правительственных сил в указанных регионах был введен в июне 2016 г. В дальнейшем он трижды продлевался, всякий раз — на 4 месяца.

3 июля в Хартуме было объявлено, что глава Судана О.аль-Башир, в отношении которого действует ордер об аресте со стороны Международного уголовного суда (МУС), в августе должен посетить Москву по приглашению своего российского визави. Это приглашение вряд ли стоит комментировать … Однако стоит накоротке напомнить, что хартумский режим еще до независимости Южного Судана в 2011 году в течение более чем 20 лет вел войну против христиан и анимистов, покровительствовал самым известным террористам, включая Усаму бен Ладена. И нет никаких оснований считать, что он изменился. Наблюдатели отметили, что впервые о зарубежной поездке О.аль-Башира было объявлено заранее.

Кстати, 6 июля МУС вынес решение, что ЮАР, принявшая в июне 2015 г. президента Судана О.аль-Башира, не выполнила свои обязательства перед этой инстанцией, не арестовав его в связи с выдвинутыми против главы хартумского режима обвинениями в геноциде в Дарфуре.

В том, что касается России, то она не является подписантом Римского статуса МУС.

Что касается О.аль-Башира, то в отношении него МУС выписал два мандата на арест в 2009 и 2010 году по обвинениям в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных в Дарфуре.

Международные правозащитные организации всегда настаивали на продлении санкций против Хартума, и в общем то их можно понять в данном случае.

19 июля Буркина-Фасо начала вывод своего воинского контингента из состава Minuad, мотивировав свой шаг тем, что буркинийским военным необходимо обеспечить безопасность на своей собственной территории в связи с ростом террористических атак. В целом благодаря этой мере Уагадугу получил в свое распоряжение достаточно боеспособный батальон   под названием «Лаафи – 8» численностью 850 человек.

9 июля исполнилось шесть лет со дня провозглашения Южного Судана независимой страной. По этому случаю в Джубе не было организовано каких-либо официальных мероприятий, что в очередной раз показало, в каком глубочайшем кризисе оказалось это образование после начавшейся в декабре 2013 г. гражданской войны и последовавшего затем глубочайшего гуманитарного кризиса. Результат этого кризиса – треть из 12-миллионного населения Южного Судана стали беженцами, в конфликте погибли по самым скромным оценкам несколько десятков тысяч человек, миллионам южносуданцев грозит голод.

Тем временем 12 июля стало известно, что южносуданские войска продолжают продвижение к г.Пагак на северо-востоке страны в бывшем штате Верхний Нил, ставшим главным оплотом повстанцев во главе с бывшим вице-президентом Риеком Машаром.

13 июля правительство Южного Судана уволило 12 судей, возглавивших двухмесячную забастовку протеста, в которой приняли участие свыше 270 их коллег. Среди требований судей были увеличение их зарплат, улучшение условий работы, и самое главное – увольнение председателя Верховного суда Хана Риека Мадута, который, по их оценке, не справлялся с возложенными на него обязанностями.

Уже 20 июля США предупредили Южный Судан, что новый мирный план, призванный консолидировать никогда не выполнявшееся мирное соглашение от 2015 года, представляет собой «последний шанс» для Джубы, чтобы прекратить гражданскую войну. Тем самым было очевидно дано понять, кого в Вашингтоне считают виновными в продолжении четырехлетней гражданской войны в Южном Судане.

Стоит отметить скудность информации из Южного Судана в условиях, когда власти этой страны сделали все возможное, чтобы затруднить работу в ней иностранных журналистов. Хотя боевые действия там, несомненно, продолжаются.

52.29MB | MySQL:106 | 0,634sec