Обзор продовольственной помощи сирийским беженцам в Ливане, Турции, Иордании, Ираке и Египте

С начала сирийской военной кампании в 2012 году миллионы граждан этой страны мигрировали за рубеж. Количество официально зарегистрированных сирийских беженцев, осевших в странах региона, по данным Управления Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ), составляет сегодня 5 миллионов человек.  Географическое распределение следующее: Турция — 2.9 миллиона беженцев; Ливан — 1 миллион; Иордания – 660 000; Ирак – 236 000; Египет – 120 000. Ещё порядка 500 000 беженцев мигрировали в Европу. Более 50% сирийских беженцев в регионе — женщины и дети. 89% всех беженцев проживают в наиболее уязвимых и бедных коммунах, преимущественно в городских районах.  Среди них насчитывается более 700 000 детей школьного возраста, половина из которых лишена возможности посещать школу. Тревожный факт — для 80% беженцев занятие денег в долг является главным источником доходов, что на 30% выше показателей 2014 года.

Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) совместно с УВКБ возглавляют работу ООН по содействию сирийским беженцам, в плотной координации с правительствами принимающих беженцев стран. При этом, ВПП ООН отведена главенствующая роль за продовольственное обеспечение, тогда как УВКБ отвечает за регистрацию и размещение беженцев в лагерях, обеспечение их палатками, общее благоустройство лагерей.

По состоянию на июль 2017 года, ВПП оказывает продовольственную помощь через различные механизмы 2.2 млн сирийским беженцам в 5 вышеуказанных странах, что составляет 92% от запланированной цели. Большая часть бенефициаров — в Турции (826 000), Ливане (717 000) и Иордании (533 000).

Успеху региональной операции ВПП по содействию сирийским беженцам способствует достаточно устойчивое финансирование. На второе полугодие 2017 года ВПП имеет в бюджете 161 миллион долл. США. Самые дорогие по стоимости операции второго полугодия — Ливан (83 миллиона долл. США) и Иордания (55 миллионов долл. США). Даже при самом пессимистичном сценарии, скажем, если новые ресурсы до конца года мобилизованы не будут, запас прочности текущей операции как минимум до ноября будет гарантирован.

При этом, разумеется, общие ресурсные потребности регионального проекта велики. Бюджет региональной операции на 2017-2018 гг. составляет 2.3 миллиарда долл. США, из которых мобилизовано уже 895 миллионов или 44,6%. Интересно, что Европа, обеспокоенная массовой миграцией беженцев за пределы региона,  выступает главным донором. 33% всех выделенных на август 2017 года донорских взносов обеспечили Европейская комиссия (405 млн долл) и Германия (260 млн.). Взнос США гораздо скромнее — 4.3% (87 млн. долл).

Рассмотрим модальности работы ВПП по странам. В Египте ежемесячно продовольственная помощь выделяется 75 000 сирийским и палестинским беженцам в форме электронных карт или продовольственных ваучеров стоимостью 22 доллара каждый.

В Ираке ВПП сегодня помогает продовольствием  55 000 беженцам, комбинируя электронные ваучеры и денежные переводы. Ежемесячный паёк на одного бенефициара стоил в августе 19 долларов США.

В Иордании в июле-августе ВПП ООН смогла охватить почти 490 000 сирийских беженцев. Модальности помощи — электронный ваучер либо продовольственная карточка. Стоимость месячного пайка на 1 бенефициара варьируется от 14 до 20 долларов США, в зависимости от потребностей беженцев.

В Ливане общая раздача продовольствия в июле достигла 740 000 беженцев, из которых почти 50 000 ливанской национальности, 15 000 палестинцев, остальные — сирийцы. Стоимость месячного пайка — 27 долларов США. Одновременно, ВПП запустила проект по восстановлению хозяйств и инфраструктуры с первоначальным охватом в 30 000 человек.

В Турции с начала июля было подано 306 000 тысяч семейных заявок (а это около 1.5 миллиона человек) на доступ к так называемым «чрезвычайным механизмам социальной защиты», реализуемым в партнёрстве с Турецким Обществом Красного Полумесяца. Это по сути пакет социальных услуг, подменяющий прямую продовольственную помощь натурой, как более действенный и эффективный механизм помощи в странах с высоким уровнем развития, таких как Турция. Более 46% из поданных заявок оказались соответствующими условиям и были удовлетворены. Таким образом, около 800 000 человек в августе получат такого рода соцпакеты. Характерно, что на фоне девальвации турецкой валюты, инфляции и роста потребительских цен ВПП была вынуждена повысить ценность таких соцпакетов примерно на 10%, пропорционально росту стоимости минимальной потребительской корзины.

Кроме того, 142 000 сирийских беженцев, проживающих в 11 лагерях на юго-востоке Турции, получают ежемесячную денежную помощь для приобретения продуктов. В июле стоимость такого месячного пайка составляла 18 долларов США.

Одновременно с чистой продовольственной помощью, ВПП — совместно с Программой развития ООН (ПРООН) и другими партнерами — реализует практически во всех странах проекты, направленные на восстановление потенциала и доходов сирийских мигрантов и местных коммун в очагах бедности. В Ливане усилия сфокусированы на устойчивом птицеводстве и производстве яиц, создании силами беженцев небольших ферм и теплиц для аграрного производства.

В Иордании недавно принято новое законодательство, облегчающее положение сирийских беженцев и дающее им больше возможностей занятости в сфере производства. Например, сирийским беженцам в лагерях будет предоставлено до 90 рабочих дней в году. Здесь роль ВПП будет в сокращении безработицы и поиске новых возможностей занятости для сирийцев, например в сфере семейного фермерства. В частности, сирийские женщины из числа беженцев уже активно вовлекаются в производство горячего питания для школьников в лагерях.

В Египте ВПП анализирует потребности на рынках, чтобы определить спрос на специализации и подстроить под них программы обучения и переквалификации сирийских беженцев. Также идёт работа по объединению сирийских малых производителей и фермеров в кооперативные объединения  вокруг крупных ритейлеров (Carrefour, Fathalla), чтобы вывести их  товары на рынки и быстрее интегрироваться с местными общинами.

По оценкам международных экспертов, нерегулируемые с 2012 года потоки миллионов сирийских беженцев оказали серьёзную дополнительную нагрузку на экономику и социальные службы соседних государств, а также прямое воздействие на местные коммуны с наиболее высокой концентрацией вновь прибывших сирийцев. В частности, более дешевая и при этом более квалифицированная рабочая сила создала серьезную конкуренцию в Иордании и Ираке. В то же самое время, ситуация не столь однозначная, и безусловные бонусы от пребывания сирийских беженцев для соседних стран тоже весьма существенны, но не афишируются по политическим мотивам. Так, по расчётам ВПП ООН, непрямая отдача региональной операции помощи сирийским беженцам для принимающих стран оказалась огромной. Их экономики получили за этот период инвестиционных вливаний на сумму более 3 милллрд долл. США в результате привязки продовольственной помощи к местным закупкам, а также обналичивания ваучеров и электронных карт на местных рынках.

52.24MB | MySQL:103 | 0,641sec