О возможной нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией

Кувейтская газета «Аль- Джарида», а следом за ней информационное агентство иранских трудящихся ILNA сообщили о предстоящем визите в Иран дипломатической делегации Саудовской Аравии. Газета ссылается на осведомленные источники в иранском МИДе. Как передало днем 3 сентября  базирующееся в США фарсиязычное радио «Фарда», в пресс-службе иранского МИДа пояснили, что въездные визы для членов саудовской делегации были выданы почти два месяца назад. Одновременно была сообщена цель их поездки. Она связана с определением ущерба, понесенного дипломатическими представительствами этой страны в январе 2016 г., когда в Иране проходили многочисленные митинги протеста, связанные с казнью в Саудовской Аравии шиитского проповедника Нимра Багера ан-Нимра, Тогда это обострило вялотекущую конфронтацию между двумя странами и иранское руководство отреагировало резкими призывами к свержению власти саудовской династии. Вслед за этим пятничные имамы по всему Ирану потребовали низложения королевской династии. Такие призывы не остались без ответа, и верховный муфтий Саудовской Аравии отказал иранцам даже в праве быть мусульманами, обозвав их огнепоклонниками-зороастрийцами. В ходе массовых акций протеста настоящему разгрому подверглись здания саудовского посольства в Тегеране и генерального консульства в Мешхеде. Хотя официальный представитель иранского МИДа Бахрам Касеми отверг предположение о связи поездки саудовской делегации с вопросом понесенного КСА ущерба и, как писала арабская пресса, возможным возмещением Ираном нанесенных дипмиссиям повреждений, дав тем самым понять, что задача визита саудовских дипломатов более комплексная.

Действительно, двум странам есть что обсуждать. Иранское общественное мнение требует ответственности саудовских властей за события, которые произошли во время хаджа 2015 г., у моста Джамра, где по традиции происходит побивание камнями «дьявола» и где ежегодно  гибнут люди.  Два года назад там во время толчеи погибли более 700  граждан Ирана, Египта, Индии и Турции. По данным Управления по вопросам хаджа ИРИ, в инциденте  погиб 131 иранец, еще 60 получили серьезные ранения. Есть и другие данные, согласно которым погибло почти 200 иранцев.  Разумеется, это привело к очередному конфликту.  В Иране настоятельно требуют выплаты компенсаций семьям погибших паломников. В связи с разрывом отношений и перманентно ухудшавшейся ситуацией на иранско-саудовском  направлении решение этих вопросов совершенно не продвигалось. Благоприятная атмосфера создалась лишь в начале ушедшего лета, когда обе страны стали обсуждать проблематику, связанную с реализацией хаджа. Переговоры прошли успешно, продемонстрировав стремление двух стран наладить нормальные и конструктивные связи.

Прежде конфронтация усиливалась и в связи с тем, что иранцы считали вполне нормальным устраивать во время хаджа  демонстрации с политическими лозунгами антисаудовского содержания, которые решительно разгонялись местными силами безопасности. Нередки были и антисаудовские заявления со стороны представителей высшей религиозной элиты ИРИ. Так, в 2016 г. один из них, аятолла Моваххеди-Кермани назвал саудовский режим «нечистым, оскверненным», хорошо понимая, что говорит о государстве, на территории которого находятся Мекка и Медина, посещение которых благоверными мусульманами является одним из пяти столпов этой мировой религии. Кроме того, примем во внимание, что эта страна является олицетворением ваххабитского направления в исламе. Аятолла Моваххеди-Кермани послал и предупреждение в адрес короля Саудовской Аравии и сказал, что его страна заодно с «проклятой Америкой и Европой» и поэтому нужно быть начеку, ибо они «несут угрозу миру». По его словам, исламские страны должны пробудиться к борьбе с этой угрозой и действовать сообща. Антисаудовскую истерию нагнетают и иранские СМИ. Так, авторитетная праворадикальная вечерняя газета «Кейхан  в своем редакционном комментарии от 7 октября 2016 г. написала, что Иран выступает против самого факта существования Саудовской Аравии. По мнению газеты, преступная деятельность саудовцев против ИРИ достигла такой точки, что Тегеран должен выработать стратегию борьбы с ним и неуклонно ее реализовывать. «Две страны разделяют настолько серьезные религиозно-идеологические противоречия, что никакое примирение между ними невозможно».

Надо сказать, что более жесткая конфронтация в двустороннем конфликте исходила до недавних пор от иранцев. Это объяснялось тем, что престарелые лидеры королевского дома  в Саудовской Аравии в силу возраста и инерции мышления не хотели предпринимать активных мер по противодействию иранским провокациям. Однако в связи омоложением  саудовской элиты ее внешняя политика  становится более наступательной, и в Эр-Рияде растет беспокойство по поводу активного участия Ирана в кровавых событиях последнего времени в Сирии, Ираке, Йемене. Можно предположить, что получившая власть «молодежь» из королевской семьи не будет мириться с угрозой существования саудовскому трону, исходящей от Исламской Республики. Рост напряженности исходит от каждой из сторон, и до сих пор трудно исключать ее военную фазу. Но меняющаяся реальность толкает обе страны навстречу друг другу.  Как известно, уже более полутора лет страны не имеют дипломатических отношений.  Однако движение навстречу друг другу уже началось. В августе, после длительного перерыва, в Стамбуле прошла встреча между главами внешнеполитических ведомств двух стран – Мохаммадом Джавадом Зарифом и Аделем аль-Джубейром. Тогда же в СМИ просочились первые слухи о начавшихся контактах других официальных представителей двух стран. Было сообщено и то, что по окончании ежегодного хаджа руководители МИДов обеих стран посетят и посольства своих стран в Тегеране и Эр-Рияде на предмет проверки их готовности к функционированию.  От внимания аналитиков не ускользнули и визиты в саудовскую столицу таких проиранских политиков как шиитский премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади и один их религиозных лидеров иракских шиитов Муктада ас-Садр, выполнявших, как можно предположить,  функции своеобразного канала связи между лидерами Ирана и Саудовской Аравии.

Рассуждая о причинах очередного возможного сближения двух авторитетных стран исламского мира, аналитики считают, что неудача Саудовской Аравии в достижении своих целей в войнах в Сирии и Йемене заставила эту страну изменить свой путь во внешней политике и попытаться восстановить хорошие двусторонние связи с Ираном. Именно  такое мнение высказал главный редактор газеты «Рай аль-Яум» Абдель Бари Атван. Арабский журналист считает, что Саудовская Аравия разочарована ходом процесса в Сирии, где по американскому сценарию она была ключевым игроком в деле свержения сирийского правительства. «Однако по прошествии почти 7 лет гражданской войны в этой стране она поняла, что Асад останется у власти с помощью России, Ирана и «Хизбаллы»».

Что же еще вынуждает Иран и Саудовскую Аравию вернуться к эпохе нормального сотрудничества? Реалии последних десятилетий показывают, что самое сильное противостояние фиксировалось во время пребывания у власти в Иране фундаменталистов, однако конфронтация, соответственно,  снижалась, когда страной «рулили» прагматики или реформаторы.  Уже второй срок у власти представитель либерально-реформаторского лагеря, но в динамику двустороннего диалога, как и прежде,  активно вмешиваются внешние силы. Вероятно, двум странам, занимающим лидирующие позиции в исламском мире, необходимо реально сблизиться и развивать нормальные отношения.  Такое не раз было, например, в эпоху либерального президента Сейеда Мохаммада Хатами, частично даже при неоконсерваторе Махмуде Ахмадинежаде. Всем понятно, что две страны, олицетворяющие шиитский и суннитский ислам, должны иметь нормальные отношения, что и было в течение десятилетий в ХХ в.

52.2MB | MySQL:103 | 0,787sec