Российско-турецкий саммит в Сочи и политический диалог двух стран

17-18 июля с.г. в Сочи состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Турецкой Республики Р.Т. Эрдоганом. Это уже четвертая за последние восемь месяцев встреча руководителей двух стран. Официальный визит в Анкару В.В. Путина в декабре 2004 года, рабочий визит Р.Т. Эрдогана в Москву в январе с.г., участие турецкого премьера в торжествах 9 Мая в Москве по случаю 60-летия Победы придали серьезный импульс динамично развивающимся в последние годы российско-турецким отношениям.

История межгосударственных российско-турецких отношений насчитывает более пяти веков. В этой уникальной и богатой периодами дружбы и противостояния, в том числе военного, истории, без сомнения, особое место занял официальный визит в Турцию президента РФ В.В. Путина, который состоялся 5-6 декабря 2004 года. По оценке Москвы и Анкары, этот визит, открывший новую страницу в двусторонних отношениях, имеет историческое значение. Ведь это был, по существу, первый за всю пятивековую историю российско-турецких отношений визит главы российского государства, если не считать приезда в Турцию в 1972 году председателя президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, который был в то время формальным главой государства. Стороны подписали пакет важных документов, в которых на высшем уровне зафиксировали договоренности расширять и далее многоплановое партнерство России и Турции во всех областях.

Контакты по политической линии между Россией и Турцией всегда отставали от развития двусторонних отношений в других областях, прежде всего в торговле и экономике. Это отметил в ходе переговоров на высшем уровне в Анкаре и президент В.В. Путин. Во времена Советского Союза это объяснялось принадлежностью двух стран к разным военно-политическим блокам. После распада СССР понадобились годы, чтобы идеологические стереотипы времен «холодной войны» начали постепенно исчезать из сферы российско-турецких отношений. Это сложный и очень болезненный период. Ведь эти стереотипы были очень сильны. Сломать их в отношениях между двумя странами было не легче, чем Берлинскую стену. Это сегодня мы с улыбкой вспоминаем, что владельцы небольших турецких кафе предусмотрительно, во избежание неприятностей, меняли в меню название «Русский салат» на «Салат американский».

К счастью, времена таких стереотипов и предубеждений, основанных в двух соседних странах на элементарном незнании друг друга, сегодня остались позади. В их преодоление вложен кропотливый труд государственных деятелей, политиков, дипломатов, представителей деловых кругов, ученых, деятелей искусства и литературы, журналистов, — всех тех, кто, несмотря на все трудности и препятствия, сумел не только выстроить российско-турецкие отношения с учетом национальных интересов народов двух стран, но сделать их значимыми для региона и мира в целом.

После распада СССР базовые ориентиры взаимоотношений между Россией и Турцией опираются на Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики от 25 мая 1992 года. В настоящее время между двумя странами действует более 60 крупных договорно-правовых актов. Семь из них подписаны в ходе официального визита в Турцию главы российского государства. Основным из подписанных в Анкаре документов была совместная Политическая декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. Именно этот документ окончательно утвердил высокий уровень политического диалога между Москвой и Анкарой, который позволяет сторонам решать любые вопросы за столом переговоров, эффективно способствовать углублению двусторонних партнерских отношений во всех других областях. По мнению чрезвычайного и полномочного посла РФ в Турции Петра Стегния, «сейчас можно смело сказать: запретных тем для обсуждения с турецкими партнерами у нас нет. Трудных сюжетов достаточно, но мы научились и соглашаться, и определять те сферы, в которых возможны коллизии наших интересов. Более того, мы активно учимся работать в таком режиме, чтобы предотвращать не только конфликты, но и их возможные коллизии, искать сферы и средства наращивания взаимодействия. Необходимо преодолевать в себе стереотипы, старые инстинкты конфронтационного мышления. В политическом диалоге с Турцией у нас это получается».

Путь к такому режиму отношений с Турцией был действительно сложным из-за возникающих порой и с той, и с другой стороны рецидивов конфронтационного мышления. Знаковым, этапным документом и, по общей оценке Москвы и Анкары, важнейшим инструментом преодоления этих рецидивов и вывода взаимодействия двух стран на региональный и глобальный уровень стал План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии (от двустороннего сотрудничества – к многоплановому партнерству). Этот документ был подписан 16 ноября 2001 года в Нью-Йорке министрами иностранных дел двух стран — Игорем Ивановым и Исмаилом Джемом. В нем впервые в истории российско-турецких межгосударственных отношений стороны зафиксировали поступательный переход — вначале от соперничества к сотрудничеству, ныне – от двустороннего сотрудничества к многоплановому партнерству.

Для демонстрации динамики развития российско-турецкого политического диалога на высшем уровне приведу еще несколько примеров. Первая встреча президентов двух стран состоялась в сентябре 2000 года в Нью-Йорке в рамках Саммита тысячелетия. Автору довелось беседовать с членами делегаций двух стран, которые принимали участие в организации этой встречи. Они с удовлетворением отметили тот факт, что это была не дежурная, формальная встреча, которых немало проводится в кулуарах ГА ООН. Именно после этой встречи была начата активная работа по подготовке к подписанию Плана действий по развитию сотрудничества двух стран в Евразии. Следующие содержательные и предметные переговоры Владимира Путина и Ахмета Недждета Сезера состоялись в мае 2002 года на саммите Россия – НАТО в Италии. А в октябре 2003 года в Малайзии главы двух государств встретились в рамках саммита организации «Исламская конференция» (ОИК). Именно эта встреча оказала позитивное влияние на процесс сближения России с этой авторитетной международной организацией. Турция однозначно высказалась за расширение взаимодействия России и ОИК и продемонстрировала готовность оказывать содействие этому важному для Москвы процессу. Так, по инициативе Турции как хозяйки очередного форума ОИК на уровне министров иностранных дел стран-участниц для участия в его работе в Стамбул в июне 2004 года был приглашен глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, которому была предоставлена трибуна этого форума для изложения российской позиции в отношении исламского мира. По мнению экспертов, это стало важным шагом на пути укрепления диалога России с исламским миром.

И еще один пример. Только в течение 2004 года министры иностранных дел России и Турции встречались семь раз. Новая логика российско-турецкого взаимодействия требует регулярной «сверки часов» по тем вопросам, которые важны для обеих стран. И исторический визит президента РФ Владимира Путина в Турцию красноречиво продемонстрировал: между двумя странами налажен политический диалог нового качества, который обеспечивает такую «сверку часов». Не будет преувеличением отметить особую роль в этом процессе нынешнего турецкого правительства парламентского большинства, возглавляемого премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом и его заместителем, министром иностранных дел Абдуллахом Гюлем. Ведь именно визиты в Москву Эрдогана в качестве лидера правящей в Турции Партии справедливости и развития в декабре 2002 года и Гюля в феврале 2004 года и их переговоры с Владимиром Путиным дали мощный позитивный импульс двустороннему политическому диалогу.

На наш взгляд, в эти годы постепенно сформировался еще один важный механизм российско-турецкого политического диалога, что также свидетельствует о повышении его уровня. Это регулярные телефонные переговоры В.В. Путина с президентом Турции А.Н. Сезером и премьер-министром страны Р.Т. Эрдоганом, которые в случае необходимости могут в режиме реального времени координировать свои действия при решении острых международных проблем. В частности, одним из таких вопросов был иракский кризис, его острая фаза, связанная с противостоянием силовому решению Вашингтона. Кстати, договоренность о сочинском саммите была также достигнута в ходе телефонного разговора В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана, который состоялся в июне с.г.

В рамках российско-турецких переговоров в Сочи, которые в общей сложности продолжались около семи часов, были детально обсуждены важнейшие вопросы двусторонних отношений, а также региональные и международные проблемы, в частности, перспективы иракского и ближневосточного урегулирования, положение в Центральной Азии и Закавказье, ситуация вокруг Кипра. Оба руководителя обменялись мнениями по вопросам формирования многополюсной системы мироустройства, укрепления роли ООН, обеспечения принципа верховенства международного права.

В ходе переговоров на высшем уровне особое внимание было уделено теме укрепления взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков.

Особое внимание Владимир Путин и Реджеп Эрдоган уделили углублению взаимодействия двух стран в Черноморском регионе. Они констатировали наличие двух эффективных механизмов для формирования благоприятных условий для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества в этом важнейшем с точки зрения глобальной политики и экономики регионе: это Организация Черноморского экономического сотрудничества и оперативная военно-морская группировка «Блэксифор». В Сочи обе стороны еще раз подтвердили важность наращивания своего взаимодействия в рамках этих организаций для обеспечения стабильности, безопасности и процветания Черноморского региона. Эксперты усматривают в этой договоренности важную деталь, а именно, стремление Москвы и Анкары продемонстрировать способности и возможности причерноморских государств самостоятельно решать проблемы региона без участия нерегиональных стран.

В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган отметили стабильное развитие торгово-экономических связей двух стран. Так, взаимный торговый оборот, составивший в 2004 году 11 млрд долларов, в этом году должен достичь 15 млрд. Оба руководителя подчеркнули в Сочи, что поставленная ими задача по увеличению двустороннего товарооборота в 2007 году до 25 млрд долларов вполне реальна. Россия прочно занимает второе место во внешней торговле Турции. Внушительных объемов достигла деятельность в России турецких строительно-подрядных компаний. За последние 15 лет осуществлено несколько сот контрактов на сумму свыше 12 млрд долларов. Самый свежий пример. В июне с.г. торги на строительство третьего термина аэропорта «Шереметьево-3» выиграла турецкая строительная фирма «Энка». Стоимость объекта — 430 млн долларов. На сегодняшний день это один из самых крупных в России проектов, который будет реализовывать иностранная компания. Турецкие инвестиции на российском рынке превысили 2 млрд долларов.

Российская сторона, до последнего времени значительно отстававшая от турецких партнеров по этому показателю, сделала весомую заявку на серьезную работу на турецком рынке связи. Президент России упомянул о ней в Сочи, отметив, что компания «Альфа-групп» проработала с турецкой стороной ряд проектов, в том числе по развитию сотовой связи, в реализацию которых российской стороной будет инвестировано 3,3 млрд долларов. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились активизировать сотрудничество в области взаимных инвестиций.

Безусловно, стержнем торгово-экономических отношений двух стран является энергетика. Крупнейшие российские компании «Газпром» и РАО ЕЭС России выходят на турецкий рынок. После ввода в эксплуатацию уникального проекта «Голубой поток» «Газпром» уверенно закрепляет свои позиции в Турции и совместно с турецкой компанией «Боташ» планирует строительство на турецкой территории крупнейших в регионе газохранилищ, а также ряд региональных проектов поставок российского газа в страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Европы. Сегодня объем поставок российского природного газа в Турцию по балканскому и трансчерноморскому («Голубой поток») маршрутам составляет порядка 14,5 млрд куб. метров. С постепенным выводом газопровода «Голубой поток» на проектную мощность 16 млрд куб. метров в год суммарные поставки российского газа в Турцию достигнут в 2010 году 30 млрд куб. метров.

Есть перспективная задача и для РАО ЕЭС России. В соответствии с сочинскими договоренностями, будет проработан вопрос о поставках российской электроэнергии через территорию Турции в Ирак. Показательно, что в дни сочинского саммита в Стамбуле находилась российская делегация во главе с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко, которая принимала участие в заседании российско-турецкой Рабочей группы по торговле и энергетике.

Российский президент и турецкий премьер обсудили в Сочи и перспективы развития военно-технического сотрудничества. Как известно, Главное управление оборонной промышленности Турции в марте с.г. объявило новый тендер на организацию в стране производства разведывательных ударных вертолетов. Это уже вторая попытка Анкары наладить в Турции производство 145 боевых вертолетов. Завершение торгов планируется до конца этого года.

Первый тендер на этот проект, названный программой «АТАК», был объявлен еще в 1997 году. Стоимость проекта, по оценкам специалистов, составляет 1,5-2,0 млрд долларов. Понятно, что он привлек внимание ведущих военно-промышленных компаний мира, в том числе из России. На финишной прямой продолжавшегося шесть лет драматического соперничества за право реализации этого проекта остались два конкурента. Это американская компания «Белл Текстрон» с вертолетом «Супер Кобра» и российские компании «Рособоронэкспорт» и ОАО «Камов» с вертолетом Ка-50-2 «Эрдоган», оснащенным израильской бортовой электроникой.

По мнению экспертов, таких выгодных предложений в вертолетных тендерах, которые были сделаны российской стороной, в мировой практике еще не было. А потому 15 октября 2003 года руководитель Аппарата оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны Турции Эрджан принял обоснованное решение о необходимости подписания контракта с российской фирмой «Камов». Однако через полтора месяца после этого он был уволен в отставку. А 14 мая 2004 года тендер был аннулирован без определения победителя.

Российская сторона извлекла серьезные уроки из своего участия в тендере на организацию лицензионного производства разведывательных ударных вертолетов в Турции. В военно-политических кругах не скрывают разочарования принятым Анкарой решением и полагают, что его причиной стали навязанные извне политические соображения. В частности, Москва на самом высоком уровне «выразила разочарованность этим решением» в ходе российско-турецкого саммита в Анкаре в декабре 2004 года. Было подчеркнуто, что «российская сторона не настаивает на предоставлении каких-либо льготных условий в подобных тендерах, однако участие в тупиковых для России конкурсах только ради создания конкурентной среды не отвечает российским интересам». Необходимо отметить, что в данном случае в жертву политической конъюнктуре были принесены реальные интересы и оборонной промышленности Турции, и ее долгосрочного сотрудничества в этой области с Россией, которое осуществляется с 1992 года и зарекомендовало себя как взаимовыгодное направление в отношениях двух стран.

Тем не менее руководство РФ, несмотря на досадную «осечку» в первом тендере, продолжает рассматривать военно-техническое сотрудничество с Турцией как одно из приоритетных направлений взаимодействия двух стран. Анкара также заинтересована в России как в выгодном поставщике эксклюзивных вооружений и технологий. Судя по заявлениям в Сочи, Россия примет участие в новом вертолетном тендере, а это значит, что Москва и Анкара намерены предпринять еще одну попытку использовать эту взаимную выгоду в интересах своих стран.

Думается, что совместная реализация такого проекта может стать для российско-турецких отношений второй мощной опорой. По своей значимости вертолетный тендер сравним с уникальным проектом транспортировки в Турцию российского природного газа «Голубой поток», который считается первой такой опорой. Если реализация проекта «Голубой поток» символизировала прорыв в российско-турецких торгово-экономических связях и их вывод на качественно новый уровень, который позволил начать на регулярной основе и политический диалог между Москвой и Анкарой, то совместное осуществление вертолетного проекта может окончательно сформировать многоплановое партнерство двух стран.

Другими словами, в конце 90-х годов прошлого столетия российско-турецкие торгово-экономические связи создали основу для политического диалога двух стран, который в течение многих десятилетий был «заморожен». Сегодня же набравший силу политический диалог должен в свою очередь способствовать обеспечению очередного импульса для всего комплекса российско-турецких отношений. Знаковым событием в этом плане могут стать, в частности, результаты нового вертолетного тендера и развитие военно-технического сотрудничества в целом. Переговоры в Сочи показали, что и в Москве, и в Анкаре это понимают.

P.S. Западные аналитики, дипломаты и политики часто упоминают о личных дружеских отношениях российского президента с лидерами Германии, Франции и Англии. После российско-турецкого саммита в Сочи многие из них включили в этот ряд и турецкого премьера Реджепа Эрдогана. И это тоже, хотя и косвенным образом, придает определенную уверенность в позитивной для обеих сторон результативности российско-турецкого политического диалога.

63.04MB | MySQL:102 | 0,621sec