Южный Судан в «большой четверке» гуманитарных кризисов 2017 года

В начале 2017 года мир столкнулся с одним из наиболее масштабных гуманитарных кризисов современности – более 20 миллионов человек в четырех странах – Йемене, Южном Судане, Сомали и Нигерии (северо-восточные регионы) оказались на пороге голода. При этом, как прогнозирует Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО), если международным сообществом не будут приняты действенные меры, к концу 2017 года дополнительно 10 миллионов человек войдут в эту зону риска.

Главными факторам возникновения гуманитарного кризиса эксперты ООН называют недостаточное инвестирование в развитие эффективного и продуктивного аграрного производства, в котором занято в совокупности более 80% населения в четырех странах. В сочетании с вооруженными конфликтами и засухой, негативный эффект оказался слишком сильным и привел к серьезным гуманитарным последствиям.

Южный Судан в этом контексте заслуживает отдельного внимания. Парадокс заключается в том, что при наличии значительных природных ресурсов, экспортируемых на внешние рынки, доминирующим сектором национальной экономики продолжает оставаться сельское хозяйство, в котором занято до 80% населения. Соответственно весь спектр негативных факторов, воздействующих на развитие аграрного сектора (засухи, конфликты, отсутствие дождей) в полной мере влияет на продовольственную ситуацию в стране. Падение мировых цен на энергоносители, в первую очередь нефть, а также резкое снижение производства нефти в самом Южном Судане, подкосили главную доходную статью национального бюджета, подстегнули рост продовольственных цен. Так, цены на основные виды продукции в августе 2017 года выросли по сравнению с апрелем 2016 года в 2-5 раз. подстегиваемый инфляцией и разрушением рыночных связей, также негативно влияет на гуманитарную ситуацию.

Одновременно засуха и дефицит дождей привели к сокращению посевных площадей.

По состоянию на август текущего года, 6 миллионов человек – более половины населения страны – остро нуждаются в продовольственном обеспечении, что на 500 000 человек больше майского показателя. Это максимальный показатель за всю историю Южного Судана. Большая часть нуждающихся – дети до 14 лет, доля которых составляет почти 40% населения молодого государства. При этом, c февраля по июль 2017 года число людей, которым может угрожать голод, увеличилось на 40% и составило 1.7 миллионов человек. В наиболее сложном, практически катастрофическом положении находятся 45 000 человек – 25 000 человек в провинции Юнити и 20 000 человек в провинции Джонглей.

Таким образом, к середине 2017 года ситуация с продовольственным обеспечением – наихудшая с момента обретения независимости в 2011 году. Спустя два года после подписания в августе 2015 года общенационального мирного соглашения, его положения в полной мере не выполняются и продолжающиеся военно-политические противоречия напрямую воздействуют на продовольственную ситуацию. Сформированное переходное правительство национального единства не в состоянии обеспечить поступательное экономическое развитие и зачастую даже сохранить стабильной политическую ситуацию в стране. В частности, возобновление в Джубе 8 июля с.г. вооруженного конфликта между Суданской народно-освободителной армией (СНОА) и оппозиции породило новую волну миграции и внутренних перемещений населения. Одним из прямых последствий конфликта стало появление за весь его период 1.6 миллионов временно перемещенных лиц и более 650 000 беженцев, переселившихся в соседние страны. Эта категория в наибольшей степени нуждается в продовольственном содействии. Дополнительно, Южный Судан сам является пристанищем для 260 000 беженцев из других стран, в первую очередь Судана, живущих много лет в лагерях на севере страны.

Южный Судан – по очевидным политическим соображениям — значится в приоритетах донорского сообщества и соответственно получает адекватные ресурсы на финансирование операций под эгидой ООН. Занимающаяся распределением продовольственной помощи Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) работает в стране с начала обретения независимости. Текущая гуманитарная операция под эгидой ВПП была запущена в октябре 2015 года и завершается в конце сентября нынешнего года. За этот период более 4 миллионов человек были обеспечены продовольственной помощью, в том числе 3 миллиона человек получили чрезвычайное содействие. Только в 2016 году, ВПП распределила 227 000 тонн продовольствия. В более стабильных регионах Южного Судана усилия ВПП ООН были направлены на повышение устойчивости и потенциала местных коммун, раздачу им условных продовольственных пайков в обмен на общественные виды работ (сооружение инфраструктуры, посадка деревьев, расширение посевных земель). Кроме того, в рамках гуманитарной операции более 200 000 школьников были охвачены программой школьного питания. Осуществлялись меры по поддержке малых фермерских хозяйств, содействию их выхода на продовольственные рынки. Общий заявленный бюджет операции ВПП составил за весь период почти 1.28 миллиарда долл. США, а реальных средств удалось привлечь на сумму 1.047 миллиарда долл. США. Таким образом, за месяц до завершения текущей операции она профинансирована на 81%. Ведущими донорами выступили США (36%), Великобритания (13%), Европейская комиссия (6%). Ожидается, что операция будет продлена на 2018 год.

В плане оказания долгосрочных мер содействия аграрному сектору ключевая роль отводится Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). В первом полугодии 2017 года ФАО оказала помощь фермерам в подготовке к первому посевному сезону в феврале-марте, а также произвела раздачу семян и рыболовного оборудования для 200 000 человек в провинции Юнити. Дополнительно 300 000 человек получили денежную обусловленную помощь (взамен на общественные работы в аграрном секторе). ФАО также внесла вклад в восстановление аграрной инфраструктуры. В сфере животноводства, содействие со стороны ФАО в 2017 году включало вакцинацию 200 000 и лечение 90 000 голов скота, а также специальное обучение скотоводов по ветеринарии и уходу за скотом. Нынешняя операция ФАО в Южном Судане с общим бюджетом в 70 миллионов долл. США пока профинансирована на 50%. Основные доноры – Европейская комиссия, Швейцария, Великобритания.

Прогноз на второе полугодие 2017 года неблагоприятный. Благодаря скоординированным усилиям правительства и международного сообщества, катастрофические последствия пока удается сдерживать. Голод (высший уровень) в Южном Судане пока официально не объявлен ни в одной из провинций, но высокая угроза сохраняется. Многое будет зависеть от результатов второго посевного сезона 2017 года в августе-сентябре. Здесь много факторов неопределенности. Остро стоят задачи своевременного обеспечения фермеров семенами, удобрениями и орудиями труда. И если потенциальные возможности у международного сообщества для решения этих задач имеются, то обеспечить благоприятные погодные условия, например, своевременное начало дождевого сезона, ему едва ли под силу.

Кроме того, угрозу посевному сезону представляет приобретающая массовый характер миграция в соседние страны. Возможный отток фермеров в соседние страны (Уганда, Демократическая Республика Конго) как раз накануне посевного сезона ввиду обострения внутриполитического конфликта может иметь долгосрочные негативные последствия для перспектив аграрного производства. Так, в августе количество беженцев из Южного Судана в Уганде превысило 1 млн человек, причем большинство из них мигрировало в этом году.

Но главным препятствием на пути к нормализации продовольственной ситуации остается тлеющий вооруженный конфликт. Угроза безопасности подрывает традиционные виды сельскохозяйственной деятельности повсеместно. Например, в провинции Большая Экватория, одной из главных житниц Южного Судана, во втором полугодии 2017 года прогнозируется рекордно низкий урожай из-за идущего конфликта и, как следствие, ограниченного доступа к пахотным землям.

62.82MB | MySQL:102 | 0,801sec