О военно-техническом сотрудничестве ОАЭ с Украиной

В начале августа эмиратовская делегация, состоящая из высокопоставленных военных, посетила Киев с целью проведения переговоров с руководством «Укроборонпрома». В центре переговоров был интерес ОАЭ к закупкам на Украине материалов в рамках активизации своей программы электронных средств разведки (SIGINT) и строительства завода по производству ударных и разведывательных беспилотников. По итогам переговоров было заключено ряд соглашений о намерениях по инвестициям в украинскую программу в рамках создания БЛА  R&D с последующим опционом по преимущественному праву по закупкам указанного изделия. Грубо говоря, ОАЭ планируют крупно вложиться в украинскую программу разработки и изготовления беспилотников и фактически перенести основные производственные мощности из ОАЭ на Украину. Существующее сейчас в ОАЭ конструкторское бюро по производству беспилотников должно в данном случае стать куратором указанного проекта со стороны ОАЭ. Главным головным предприятием в рамках реализации этого проекта выбран концерн «Антонов». Предполагается, что украинское предприятие должно создать полную цепочку производства от проекта до готового изделия.  Обратим внимание на то, что Абу-Даби уже сравнительно давно реализует свою собственную программу производства беспилотников различного класса. Это решение было принято в связи с тем, что предыдущая администрация США в лице Б.Обамы практически запретила в свою время передачу современных технологий для производства ракетного оружия средней дальности и беспилотников КСА и ОАЭ. Мотивировалось это прежде всего опасностью попадания указанного современного вооружения в руки исламистов. Если брать еще шире, то запрет на экспорт современных технологий, не говоря уже о готовых изделиях, должен был поддержать общий курс Белого дома на воссоздание системы сдержек и противовесов в регионе Ближнего Востока путем окончания экономической блокады Ирана, усиления тем самым относительно либеральной составляющей иранского истеблишмента в пику КСИР, и соответственно продвижения в развитии иранской ядерной программы (ИЯП) тезиса об отказе Тегерана от своей ракетной программы вслед за ядерной. В этой связи, а также учитывая очень непростые отношения Вашингтона с Эр-Риядом и Абу-Даби в связи с его инициативами по иранскому досье, блокировка любых переговоров о передаче КСА и ОАЭ ракетного и беспилотного вооружения выглядела логичной. В этой связи и Эр-Рияд, и Абу-Даби стали предпринимать собственные усилия по созданию соответствующих программ. С учетом американского эмбарго в этой связи арабы были фактически дистанцированы от европейского рынка вооружений. В этой связи КСА и ОАЭ обратили свои взоры на нелегальный рынок вооружений, и прежде всего на ЮАР. Именно через посредников на этом рынке они начали активно закупать компоненты и техническую документацию для производства прежде всего беспилотников. Основными партнерами при этом для них опосредованно выступали израильские компании. Основным посредником в указанных сделках выступал известный южноафриканский оружейный барон, тесно связанный с местным правительством, Айвор Ишкович. Одновременно сначала ОАЭ, а затем и КСА создали у себя конструкторские бюро, основным инженерным контингентом которого стали специалисты из стран бывшего СССР (в основном России и Украины) и КНР. Они же выступали основным связующим звеном со своими коллегами на родине в рамках получения необходимой технологической документации. Особенно это было ярко заметно на примере украинцев.  На этом фоне одним из последних по времени решений Вашингтона в бытность президентства Б.Обамы стало ослабление эмбарго на поставки беспилотников, а нынешняя администрация фактически сняло его. Между тем, эти шаги никоим образом не повлияли на решимость  Абу-Даби продолжать собственные разработки в этом направлении. До нынешнего визита в Киев, который в принципе  поставил точку в вопросе выбора основного подрядчика в рамках создания национальной программы для производства дронов, эмиратовцы безуспешно пытались договориться по этому вопросу с Минском. Эти переговоры в общем-то оказались безрезультатными. Но при этом Абу-Даби установило с Минском очень рабочие и тесные взаимоотношения по вопросам поставки вооружения и экипировки лояльным Абу-Даби формированиям фельдмаршала Х.Хафтара в Ливии. Для переброски указанного вооружения (с согласия Москвы на реэкспорт) используются сейчас несколько чартерных самолетов небольшой молдавской авиакомпании. В рамках своего нынешнего визита в Киев делегация из ОАЭ также разметили несколько заказов на ремонт используемых ими в рамках материально-технического снабжения лояльных  ливийских группировок самолетов АН. В перспективе Абу-Даби также выразил заинтересованность в закупке у «Антонова» еще нескольких грузовых самолетов. До этого тесные контакты с украинскими оружейниками установила Саудовская Аравия, которая инвестировала довольно крупные суммы в программу создания и модернизации ракет средней дальности, что было расценено экспертами как попытку получить доступ с современным технологиям. При этом Эр-Рияд планировал разместить конечное производство непосредственно в КСА. Сейчас эта программа  в общем-то застопорилась, в том числе и по причине срыва сроков производства со стороны украинских предприятий, попыток всучить заказчику явно устаревшие модификации, а также с заключением в мае с.г. гигантской оружейной сделки с Вашингтоном, в рамках которой планируется продавать Саудовской Аравии в том числе американские беспилотники  «Раптор» и ракетные системы средней дальности. При этом КСА продолжает закупать на Украине и в Болгарии вооружение условно советских модификаций для снабжения лояльных себе повстанческих групп в Йемене и Сирии.  Эмиратовцы пошли явно дальше и стараются сейчас создать фактически свое дочернее предприятие про производству беспилотников непосредственно на Украине.

62.81MB | MySQL:102 | 0,589sec