Состояние и перспективы нефтегазового сектора Египта. Часть 4

Египет заинтересован в развитии сотрудничества с Кипром и Грецией, чтобы максимизировать использование энергии и разработку ресурсов, особенно после недавних открытий газовых месторождений в Средиземном море (как в Египте, так и на Кипре). Стороны наращивают сотрудничество благодаря поддержке политического руководства всех трех государств. Египет, Кипр, Греция считают необходимым трехстороннее сотрудничество в области транзита египетского и кипрского газа в Европу. На этом направлении заключены соответствующие межправительственные соглашения между Египтом и Кипром.

К этому следует добавить строительство газопровода Кипр–Египет, который выгоден обеим странам. Проект поддерживает стратегическое партнерство между двумя государствами. Все это осуществляется в рамках египетской стратегии по превращению страны в региональный хаб (газораспределительный центр).

В этом году был подписан Меморандум о сотрудничестве между Египтом и Иорданией. В документе речь идет об энергетике в целом и газовой отрасли в частности. Центральные области сотрудничества в рамках этого документа:  подготовка и обмен опытом в газовой сфере, реэкспорт газа в обеих странах, использование газификационных судов в Айн-Сохне и Акабе в чрезвычайных ситуациях и в период ремонта с тем, чтобы покрыть часть газового спроса в Египте и Иордании.

По данным Министерства нефти и минеральных ресурсов Египта, ожидается, что разработка трех новых крупных газовых месторождений увеличит добычу сырья на 50% в 2018 году и на 100% в 2020 году. Как подчеркнул глава ведомства Т.аль-Молла, месторождения «Зор», «Северная Александрия» и «Нурос» являются одними из самых важных проектов, которые обеспечат увеличение добычи природного газа и будут способствовать самообеспечению Египта «голубым топливом».

Добыча газа в Египте увеличилась с 4,4 млрд куб. ф в сутки (в 2016 году) до 5,1 млрд куб. ф в сутки (в 2017 году) с началом производства на первом этапе проекта «Северная Александрия»британской компании BP.

Напомним, североафриканское государство стремится интенсифицировать газодобычу с недавно открытых месторождений с целью остановить импорт. Египет стал закупать газ после того, как внутреннее производство не справилось с ростом спроса на внутреннем рынке.

По прогнозам, три вышеуказанных проекта в совокупности приведут к добыче 4,6 млрд куб. ф газа в сутки в 2019 году.

Стоит отметить, что Египет ведет переговоры с поставщиками сжиженного природного газа (СПГ) о переносе контрактных поставок в этом году и стремится сократить закупки в следующем году, поскольку увеличение объема внутреннего производства «голубого топлива» снижает необходимость дорогостоящего импорта.

Любопытно, что Египет и Израиль периодически заявляют о своих амбициях поставлять природный газ в Европу. Каковы шансы этих стран перейти от слов к делу?

Министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Ю.Штайниц заявил, что Израиль, Кипр, Египет смогут стать крупными газовыми поставщиками для Европы, так как будут в состоянии компенсировать своими запасами падение добычи в Норвегии, Нидерландах, Великобритании.

Несмотря на многообещающую риторику израильского политика, в ближайшей перспективе газ из шельфовых месторождений Израиля в Средиземном море не понизит конкурентоспособность российского сырья в Европе. Хотя затяжной юридический конфликт вокруг израильского месторождения «Левиафан» в прошлом году был разрешен, теперь набирает ход не менее затяжной процесс бюрократической волокиты, связанной с получением пакета различных согласований от экологических, транспортных и других инстанций. Изготовление платформы, транспортировка, сборка на месте, начало бурения, получение первого газа, увеличение скважин, расширение поля бурения едва ли будут осуществлены до 2020 года.

Европейские клиенты действительно хотели бы получать египетский газ, но пока их ожидания далеки от реальности. С открытием месторождения «Зор» Египту не грозит риск тотального дефицита газа, но для поставок в Европу нужна соответствующая экспортная инфраструктура. У североафриканского государства средств на эти цели нет, а Европа вряд ли пойдет на столь масштабное вложение финансовых ресурсов по нескольким причинам.

Во-первых, Египет не входит в число крупнейших стран по запасам «голубого топлива», поэтому вкладываться в инфраструктуру, которая при активных поставках будет работать достаточно короткий промежуток времени, вряд ли является эффективным вложением средств. Во-вторых, сегодня даже на территории Европейского союза разведанные запасы газа примерно в два раза превышают потенциальные запасы месторождения «Зор». В-третьих, до конца не устранена угроза нападения на добычные объекты (в том числе со стороны боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство»), что серьезно повышает риски строительства крупного газотранспортного проекта.

Не стоит забывать, что Египет имеет долгосрочные обязательства приобретать объемы СПГ у различных зарубежных компаний. Правда, традиционным поставщикам сырья расслабляться не стоит, поскольку в течение 5–7 лет магистральный или сжиженный природный газ из Египта и Израиля вполне может оказаться на европейском рынке.

62.82MB | MySQL:102 | 0,800sec