Об активности джихадистов в Ливии и возможности иностранной интервенции

В Ливии не исключается проведение крупной военной операции сил НАТО. О возможности ее проведения заявил 5 сентября 2017 года представитель Министерства обороны триполитанского правительства при ООН бригадный генерал Мухаммед аль-Асри.

Выступая на телеканале Al Nabaa, он указал о начале проведения в стране разведывательной операции Североатлантического альянса, за которой, по его словам, с высокой долей вероятности могут начаться военные операции.

При этом их осуществление, как ожидается, будет проходить «в координации с ООН согласно предложению Совета при президенте в Триполи и Министерства обороны правительства Файеза Сараджа».

Следует отметить, что М.аль-Асри прямо не указал противника НАТО, но заострил внимание на том, что «Ливия очень нуждается сейчас в подготовленной армии, поскольку эту необходимость вызывает усложняющаяся внутренняя ситуация в стране. Ливийская армия должна стать единой и любое иностранное военное присутствие в Ливии должно в конце концов закончиться, так как это может иметь негативные последствия для страны».

Вместе с тем, М.аль-Асри заметил, что сейчас создалась отчетливая угроза со стороны «Террористов из «Исламского государства» (ИГ, организация, запрещенная в России), представители которой взяли в начале сентября под контроль район Вади Аль-Хамар (90 километров от родины бывшего лидера страны Муаммара Каддафи – Сирта), где они установили свои блокпосты и похитили не менее трех человек».

Это стало своего рода ответом командующему Ливийской национальной армии Фльдмаршалу Халифе Хафтару, объявившему месяц назад, что он контролирует всю центральную зону Ливии, начиная с восточной части Сирта.

В ходе этих действий боевики ИГ нанесли силам ЛНА ощутимые потери, выразившиеся в десятках убитых и раненых, но главное, что они продемонстрировали весьма слабое влияние Х.Хафтара на недавно захваченных территориях.

Причем только при одном теракте, осуществленном ИГ против сил Х.Хафтара у блокпоста в районе ан-Нуфилия, когда террористы подорвали заминированным автомобилем, погибли трое и были ранены восемь военных из ЛНА.

Комментируя происходящее, член парламента страны, лояльного правительству национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа, Амер Насер подтвердил, что «боевики ИГ захватили район в окрестностях Сирта», особо отметив, что это произошло «в результате трусости его (Х.Хафтара – авт.) подчиненных», включая и «африканских наемников», которые якобы оставили вышеуказанный район сознательно, чтобы наказать его жителей (в частности, местности Ан-Нуфилия), два дня не пускавших их к себе, и обвинив сторонников Х.Хафтара в похищениях людей.

По словам Амера Насера, сейчас джихадисты из ИГ «мобилизуют свои силы, чтобы захватить контроль на участке от городов Рас-Лануф до Аль Арбаена к востоку от Сирта».

Иными словами, в данном случае подтверждается выдвинутый нами ранее тезис, согласно которому со взятием Сирта как главной «цитадели» ИГ в Ливии борьба против этой организации отнюдь не завершается, а лишь переходит в новую стадию.

Более того, эта тема становится «вспомогательной» в плане использования ее Западом как предлога для продолжения вмешательства в ливийские дела.

Следует особо заметить, что подобное изменение ситуации в стране отмечается в течение нескольких последних недель. Показательно, что менее чем за месяц активность ИГ распространилась из отдаленных южных районов Феццана за сотни километров в центральную часть Ливии и стала отмечаться на дальних подступах к Сирту.

Важно напомнить, что в 2016 году этот город был главным оплотом сторонников ИГ в стране и был освобожден от них лишь в декабре того же года комбинированными действиями подразделений, подчиняющихся властям Триполи, Мисураты и Х.Хафтару, хотя представители Ф.Сараджа и пытались оспорить факт участия отрядов последнего в данной операции.

При этом в самом городе после его взятия было обнаружено менее 900 тел джихадистов, тогда как численность оборонявшихся доходила до 3000 боевиков. Таким образом, судя по всему, их «ядро» успешно пробилось из окружения и теперь его представители, восстановив свою боеспособность, наращивают активность.

Соответственно, создается опасность возвращения джихадистов в данный город, что, в свою очередь, преставляется противниками Х.Хафтара как хороший повод для ввода в страну иностранных сил под предлогом проведения операции по защите Ливии от ИГ, хотя как таковые они не проводились даже тогда, когда боевики последнего занимали его.

На деле же подобные действия могут преследовать цели недопущения падения ослабленного правительства Ф.Сараджа и триумфа поддерживаемого Россией Х.Хафтара.

Но на этом фоне отмечаются попытки ряда западных стран не только расширить контакты с командующим ЛНА, но и наладить с ним полноценное взаимодействие (на примере Италии, одного из главных его оппонентов, это выразилось в состоявшейся 5 сентября встречи Х.Хафтара с итальянским министром иностранных дел Марко Миннити, который, по имеющимся данным, привез ему предложения из Рима, а также, фактически, и из Брюсселя) по «взаимовыгодному сотрудничеству», предполагающему, что фельдмаршал надежно закроет от проникновения нелегальных мигрантов в Европу контролируемый им участок побережья за неназываемую, но достаточно крупную сумму денег.

Показательно, что информация о «готовящемся проведении операции НАТО» вбрасывается открыто представителями Ф.Сараджа, тогда как, казалось бы, осуществление таких акций должны готовиться с соблюдением тайны.

Исходя из этого, нельзя исключать, что подобные вбросы могут служить инструментом давления в отношении Х.Хафтара с целью заставить его отказаться от попыток свержения Ф.Сараджа или по крайней мере, вынудить его соблюдать западные интересы в стране, касающиеся не только блокирования потоков нелегалов, но и предоставления европейским компаниям выгодных контрактов.

Судя по всему, наблюдаемые параллельно информационные вбросы о возможной интервенции в Ливии призваны заставить Х.Хафтара скорректировать свою политику в нужном некоторым государствам направлении, что создает угрозу интересам прочим сотрудничающим с Х.Хафтаром странам, включая Россию.

Однако, как представляется, серьезных причин для беспокойства в данном случае пока не имеется – самостоятельно, без США, ни одна из европейских стран не в состоянии провести полномасштабную интервенцию в Ливию.

При этом внимание США сейчас отвлечено на другие «острые» ситуации, включая Сирию, Ирак и КНДР и до сих пор, как представляется, администрация Д.Трампа до конца не определилась по отношению к ливийскому вопросу.

Что же касается остальных западных государств, потенциально способных пойти на интервенцию, то без поддержки США Великобритания вряд ли предпримет какие-либо действия на данном направлении.

Что же касается прочих стран, то в лучшем случае – Италия может пойти лишь на ограниченное присутствие в районе Триполи для поддержки Ф.Сараджа под предлогом осуществления борьбы против нелегалов, тогда как Франция, напротив, ищет возможности максимально безболезненного вывода из региона своих вооруженных сил.

Во всяком случае, как представляется, даже если и произойдет на практике какое-либо вооруженное вмешательство извне, то оно будет достаточно краткосрочным и не приведет к достижению всех поставленных целей, а лишь всколыхнет антизападные исламистские силы.

Таким образом, данная акция с большой долей вероятности сможет лишь на краткое время поддержать слабеющее ПНС в Триполи.

Однако в плане его будущей устойчивости иностранная интервенция может нанести решительный удар по авторитету правительства Ф.Сараджа и способствовать укреплению позиций Х.Хафтара.

52.29MB | MySQL:106 | 0,715sec