Конфликт между общинами консервативного иудаизма в США и израильским правительством

В процессе модернизации еврейского общества в XIX веке на территории Германии возникло реформистское движение в иудаизме, отменившее целый ряд существующих в обычном иудаизме (с тех пор он стал называться ортодоксальным) религиозных запретов. Позднее из реформистского иудаизма выделилось менее радикальное консервативное движение («консервативным» оно является в отношении реформистского, но отнюдь не в отношении ортодоксального иудаизма). Впоследствии реформистское и консервативное течения в иудаизме получили широчайшее распространение среди евреев США, однако в Израиле последователей этих движений мало и они не имеют никакого официального статуса.

На протяжении многих лет реформисты и консерваторы ведут борьбу за плюрализм еврейской религиозной жизни в Государстве Израиль, подчеркивая при этом, что оно является государством всего еврейского народа, включая евреев диаспоры. Однако при этом они не хотят получать признания в качестве особых признанных израильским законом религиозных общин, а настаивают на том, чтобы их признали в качестве составной части обычной иудейской религиозной общины страны наряду с ортодоксами. Караимы и самаритяне, признаваемые светскими израильскими законами (в частности «Законом о Возращении) в качестве евреев, имеют статус самостоятельных признанных религиозных общин, управляемых по своим собственным религиозным законам. Соответственно их общины получают в Израиле государственное финансирование, а их священнослужители признаются государством регистраторами браков членов соответствующих общин.

Реформистов и консерваторов такой статус не устраивает. Число их последователей в самом Израиле сопоставимо с числом караимов (несколько десятков тысяч человек), однако они претендуют на влияние сопоставимое с влиянием ортодоксального иудаизма, исходя из того, что в США у них имеются сотни тысяч последователей. Однако последователи ортодоксального иудаизма категорически отказываются воспринимать консерваторов и особенно реформистов в качестве части своей религиозной общины. Причина этого состоит в серьезнейших изменениях, внесенных упомянутыми религиозными течениями в религиозные законы иудаизма. Достаточно упомянуть о том, что реформистские раввины совершают обряды бракосочетания для однополых пар или для пар, один из членов которой не является евреем.

Одним из пунктов разногласий между последователями ортодоксального иудаизма с одной стороны и последователями реформистского и консервативного иудаизма с другой является вопрос о совместной общественной молитве мужчин и женщин. Ортодоксальный иудаизм запрещает такие молитвы, реформисты и консерваторы считают их нормой. В последние годы реформисты и консерваторы ведут упорную борьбу за введение совместных молитв мужчин и женщин у Западной стены (в русской традиции более известна как «Стена плача»), опорной стены насыпи Храмовой горы, сооруженной иудейским царем Иродом Великим в I веке до н.э. Следует пояснить, что за века, прошедшие после разрушения римлянами Иерусалимского Храма в 70 года н.э., в течение которых евреи по большей части были лишены возможности молиться на Храмовой горе, Западная стена стала важнейшим местом еврейской молитвы. В настоящее время у Западной стены выделены только места для раздельной молитвы мужчин и женщин.

Стремясь удовлетворить требования влиятельных реформистских и консервативных еврейских общин США, премьер-министр Биньямин Нетаньяху пытался найти компромисс в данном вопросе. В январе этого года он провел на заседании правительства Израиля решение, которое, казалось, решало упомянутую проблему. Предполагалось, что наряду с местами для раздельной молитвы мужчин и женщин у Западной стены (на том ее участке, где сейчас молитвы не проводятся) появится место для совместных молитв. Однако поскольку в самом Израиле, как уже было сказано, реформисты и консерваторы малочисленны и не пользуются существенным влиянием, премьер-министру пришлось под давлением израильских религиозных партий и Главного Раввината отказаться от этого плана. Соответствующее решение было принято на заседании правительства 25 июня текущего года.

Как и следовало ожидать, отказ от компромисса вызвал негодование у реформистов и консерваторов. Здесь необходимо указать на существенную разницу в политических взглядах, существующую между американскими реформистами, консерваторами и ортодоксами. Подавляющее большинство ортодоксальных американских евреев однозначно поддерживает Израиль, включая его поселенческую активность в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Большая часть реформистов выступает против политики правых израильских правительств. Иногда реформисты даже поддерживают международное движение за бойкот Израиля – BDS. По большей части из реформистских раввинов состоит радикально левое движение «Раввины за права человека», ставшее в последние годы одним из основных врагов еврейского поселенческого движения в Иудее и Самарии. Консерваторы занимают в политическом отношении промежуточные позиции между ортодоксами и реформистами. Их лидеры, как правило, стараются придерживаться произраильской линии.

Однако теперь эта ставшая привычной ситуация, видимо, стала меняться. Такое впечатление сложилось после того, как лидеры консервативного движения в Северной Америке (United Synagogue of Conservative Judaism — USCJ) встретились в четверг с консулом Израиля в Нью-Йорке Дани Даяном и передали ему письмо для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньягу, подписанное всеми главами консервативных еврейских общин и учреждений консервативного движения в США и Канаде, а также представителями отдельных консервативных общин ряда других стран мира.

В своем письме они призвали премьер-министра Израиля разморозить договоренности о проведении неортодоксальных молитв у Западной стены и не продвигать закон о гиюре (принятии иудаизма). Следует пояснить, что закон о гиюре напрямую не связан ни с реформистами, ни с консерваторами. Его обсуждение в Израиле отражает внутреннюю борьбу среди ортодоксальных раввинов, придерживающихся более либерального или более жесткого подхода к этой проблеме, затрагивающей интересы порядка четверти миллиона израильтян (прежде всего, репатриантов из бывшего СССР), которые без гиюра не рассматриваются в качестве евреев с точки зрения ортодоксального иудаизма, поскольку, будучи детьми еврейских отцов или внуками еврейских дедов, родились от нееврейских матерей. Нынешний законопроект о гиюре, обсуждаемый в правительстве Израиля, закрепляет монополию на проведение гиюра за Главным Раввинатом, находящимся сейчас под контролем ультраортодоксов. В условиях, когда возможности проводить гиюры лишаются либеральные ортодоксальные раввины, о признании Государством Израиль гиюров, проводимых консерваторами и реформистами, и говорить нечего.

Лидеры американских консерваторов попросили также Биньямина Нетаньяху дать им ответ на их требования безотлагательно, с тем, чтобы об этом решении было объявлено в консервативных синагогах во время приближающихся праздников Роша га-Шана (Новолетие) и Йом-Кипур (Судный День). Поскольку Рош га-Шана начинается в этом году 20 сентября, речь идет буквально о паре недель.

Письмо написано в весьма резких тонах. В прошлом лидеры консервативного движения, которые по большей части являются сионистами, не позволяли себе такого тона в своих обращениях к израильским лидерам. В частности в письме сказано, что «пришло время покончить с монополией Главного Раввината на иудаизм в еврейском государстве. Пришло время, чтобы Государство Израиль научилось использовать многообразие, существующее в народе Израиля, чтобы оно приняло еврейский плюрализм как ценность. Это усилит суть Государства Израиль как еврейского и демократического государства».

Авторы письма подчеркнули, что они всегда поддерживали и продолжат поддерживать Израиль, однако «не морально то, что национальное государство еврейского народа оказывается единственной демократией в мире, в которой евреи не имеют равных и полных прав в качестве евреев. “Статус-кво” (в отношениях между религией и государством – В.Ч.) не только больше не оправдан, он уже нетерпим».

Лидеры американских консерваторов настаивают в своем письме, что израильское правительство «предало» их, не считаясь с многолетней поддержкой, которые они оказывали Государству Израиль. В письме в частности сказано: «Исходя из чувств тяжелого разочарования, гнева и даже ощущения предательства в связи с событиями 25 июня, того дня, когда правительство Израиля решило отменить компромиссное решение по Западной стене, утвержденное правительством в январе 2017 года, и дня, когда министерская комиссия по законодательству утвердила новый законопроект о гиюре, имеющий своей целью постановить, что только Главный Раввинат Израиля имеет право проводить гиюры».

В завершении письма лидеры американского консервативного движения сформулировали свои требования к израильскому правительству и лично к премьер-министру Биньямину Нетаньяху: «Мы призываем Вас немедленно реализовать компромиссный план по Западной стене, тот план, который проводили Вы сами и в рамках которого мы и наши компаньоны – Еврейское Агентство (Сохнут – В.Ч.), Еврейские Федерации Северной Америки (Jewish Federations of North Americ» — JFNA – крышевая организация еврейских общин США – В.Ч.), Реформистское движение и «Женщины Западной стены» (группа реформистских активисток, проводящая в течение длительного времени демонстрации у Западной стены – В.Ч.) вели искренне и с доверием переговоры. Мы призываем Вас гарантировать, что любой новый закон о гиюре, признает благословенное многообразие народа Израиля и не предоставит Главному Раввинату монополию решать, кто еврей, а кто нееврей».

Несмотря на искреннее желание Биньямина Нетаньяху уладить конфликт с USCJ, представляющей значительную и весьма влиятельную часть американского и канадского еврейства, крайне сомнительно, что ему удастся вернуться к упомянутому компромиссному плану относительно молитв у Западной стены. Проблема состоит в том, что против уступок неортодоксальным религиозным течениям выступают не только ультраортодоксы, представленные в правящей коалиции ашкеназской партией «Еврейство Торы» и сефардской партией ШАС, возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери, но и большинство религиозных сионистов, основным представителем которых в правительстве является тесно связанная с поселенческим движением партия «Еврейский дом», возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом. Причем претензии религиозных сионистов к американским реформистам и консерваторам не только и не столько религиозного, сколько политического характера. В этом отношении показателен следующий фрагмент из заявления, обнародованного внепарламентским религиозно-сионистским движением «Центр ЛИБА» в ответ на процитированное выше письмо лидеров консервативного движения в Северной Америке:

«Настоящее предательство — это предательство лидеров реформистов и консерваторов, которые поддержали ядерное соглашение с Ираном (на подписании которого настаивал президент США Барак Обама – В.Ч.), которые поддерживали идею создания палестинского государства и поддерживают BDS (международное движение за бойкот Израиля – В.Ч.). Настоящее предательство — это предательство тысячелетней традиции и попытка расколоть единство народа Израиля у Западной стены. (…) Мы знаем, что абсолютное большинство евреев США испытывают к Государству Израиль искреннюю любовь и не согласно с поведением горстки реформистских лидеров, которые угрожают премьер-министру».

Показательно, что в заявлении по поводу письма лидеров консервативного движения речь идет о «горстке реформистских лидеров». Проблема лидеров консервативного движения состоит в том, что выбрав себе в качестве стратегического союзника реформистов, они прочно ассоциируются с ними в общественном сознании израильтян, которое обвиняет их в грехах реформистов. Крайне сомнительно, что в таких условиях возможно возвращение к компромиссному плану относительно проведения молитв у Западной стены.

52.28MB | MySQL:103 | 0,539sec