О переменах в египетском силовом блоке

В сообществе египетских спецслужб назревают серьезные перемены. Вызваны они прежде всего усилением в последнее время крайнего скептицизма со стороны египетского общества в отношении потенциала  местных силовиков самым серьезным образом кардинально переломить ситуацию с борьбой с исламистским террором в городах страны и на Синае. Неудачи силового блока (или, если называть проще, отсутствие ясного прогресса на этом направлении на том же Синае, что продолжает бить по доходам прежде всего туристического бизнеса и создает гипотетическую угрозу для развития промышленных зон опережающего развития на Синайском полуострове) вызывают все большее раздражение у местных деловых кругов и простого населения. Сейчас основной фокус недовольства все более концентрируется вокруг фигуры министра внутренних дел страны Мажди Абудлгафара. Недовольство его управленческим «талантом»  высказывают не только рядовые сотрудники министерства и полиции, которые по инициативе министра должны постоянно проходить проверку на тайную причастность к организации «Братья-мусульман», но и зарубежные партнеры. Те же представители ЦРУ США, которые работают в Каире в рамках совместных программ по борьбе с терроризмом, забросали канцелярию президента А.Ф.ас-Сиси жалобами на бюрократические издержки такой работы, которые  инициируются в большой мере министром внутренних дел. При этом президент АРЕ  безусловно в курсе проблемы, но пока не делает резких движений по кадровым рокировкам в министерстве просто в силу  простого соображения. Он не хочет тем самым признать фактически провал глобальной антитеррористической программы под своим руководством.

Но, тем не менее, процесс рокировки основных центров силы в силовом египетском блоке уже пошел. Одном из таких шагов стало образование в июле с.г. Национальной организации по безопасности (Хайят аль-Диффа аль-Утани). Эксперты практически в один голос утверждают, что создание такого органа, который должен координировать деятельность практически всех спецслужб, начиная от Службы общей разведки (мухабарат) и заканчивая военной разведкой, безусловно является попыткой преодоления кризиса недоверия общества к деятельности египетских силовиков на фоне их последних по времени резонансных неудач. Новая организация будет подчиняться непосредственно президенту, и возглавил ее самый доверенный на сегодня А.Ф.ас-Сиси человек, генерал Аббас Камель, который в настоящее время возглавляет его личную канцелярию. В данном случае надо отметить, что новая организация ни в коей степени не будет повторять в общем-то негативный опыт создания Национальной разведки США, когда попытка создать некий  общенациональный координирующий центр всех спецслужб страны по большому счету провалилась. Просто в силу того, что спецслужбы не торопились делиться с этой структурой агентурными и оперативными данными, оставляя ее фактически на голодном пайке и превратив тем самым просто в некую «говорящую голову», которая озвучивала перед президентом и обществом некие в общем-то невнятные доклады о развитии ситуации в мире в стратегическом плане. Роль египетского аналога будет сильно скромнее в рамках составления каких-то глобальных докладов на общемировые темы, хотя безусловно некой аналитической работой она заниматься будет. По заслуживающим доверия данным, в ней предусмотрено наличие иностранных специалистов, в том числе и по теме налаживания системы подготовки качественной аналитики. Но эта аналитика вряд ли будет претендовать на  общемировой характер и скорее всего будет сосредоточена исключительно на темах региональных вызовов национальной безопасности АРЕ. Тем более, что значительная часть иностранных специалистов займется в принципе исключительно темой налаживания оперативного управления силовым блоком, его приведению в соответствие с  существующим уровнем угроз, и подготовки масштабной программы реформирования всей системы безопасности. В данном случае особый акцент в действиях этой организации надо делать на личностный фактор: личный состав будет надежно гарантирован от обычной внутриминистерской кампании интриг и саботажа авторитетом самого А.Камеля, а значит и президента. Хотя десятилетиями создаваемый бюрократический аппарат АРЕ решал задачи по замораживанию и не таких глобальных инициатив. По крайней мере, Национальная организация по безопасности на первом этапе постарается решить более приземленные задачи. А именно — наладить между всеми спецслужбами необходимый уровень координации  в рамках нивелирования нынешнего уровня террористических угроз.

На этом фоне авторитет и весомость А.Камеля в последнее время безусловно растет.  В частности, пока в формате секретной дипломатии он безусловно доминирует. За последние две недели он несколько раз тайно посещал Рим, где обсуждал с высшими руководителями местного МИДа и спецслужб ливийскую ситуацию. В рамках этих переговоров вырабатываются компромиссные решения по вопросу формирования единого правительства Ливии, в котором бы при сохранении премьерства за итальянской креатурой Ф.Сараджем пост министра обороны занял бы Х.Хафтар, который полагается в Каире и Абу-Даби главным  инструментом укреплений  влияния АРЕ и ОАЭ в Ливии. Одновременно египетский президент старается окончательно подмять под свой личный контроль и армию. По ряду данных, в самое ближайшее время нынешний начальник Генерального штаба  Вооруженных сил АРЕ и родственник А.Ф.с-Сиси Махмуд Хегази займет пост министра обороны и заменит на этом посту Седки Субхи, который занимает его с  2014 года.  В этой связи эксперты указывают на то, что А.Ф.ас-Сисси явно помимо усиления и повышения эффективности силового блока в рамках антитеррористических усилий  резко усиливает свои позиции и во внутриегипетском раскладе местных сил. Другими словами, налицо некий, если не кризис, то, по крайней мере, процесс брожения местных элит, что вынуждает египетского лидера предпринимать шаги по укреплению своего влияния путем рокировки высших чиновников на абсолютно довоенных ему людей.

52.17MB | MySQL:103 | 0,515sec