Обзор продовольственной ситуации в Ираке (август-сентябрь 2017 года)

Основной акцент в международных операциях по оказанию продовольственной  помощи в Ираке к сентябрю сместился на Мосул. 

Главной целевой группой по-прежнему оставались временно перемещенные лица (ВПЛ). По данным ООН, количество ВПЛ в Мосуле после завершения штурма достигло 933 000 человек (их общая цифра по стране на июль — 3.35 млн человек — данные Международной организации миграции). При этом, к середине августа лишь 224 000 из них смогли вернуться в свои дома, преимущественно в Восточный Мосул, который был подвержен меньшим разрушениям, чем западная часть города и в целом сохранил инфраструктуру. В то же время 709 000 по-прежнему остаются во местах временного проживания и нуждаются в регулярном продовольственном содействии. Преимущественно это жители Западного Мосула, где 32 000 жилых домов оказалось разрушено после штурма.

Кроме этого, проведённая 20-27 августа иракскими правительством военная кампания по освобождению от террористов Таль-Афара привела к появлению на начало сентября еще 43 000 ВПЛ, покинувших этот район. По линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), всем им с конца августа была оказана экстренная продовольственная помощь.

Начавшаяся зачистка от «Исламского государства» (запрещено в России) районов Хавиджа и западной части провинции Анбар приведёт, по оценкам ООН, к образованию дополнительной группы ВПЛ численностью 60 000 человек. С 9 августа ВПП ООН оказывает содействие беженцам из Анбара, обеспечив продовольствием только в первые недели более 2 тысяч человек.

Новой тенденцией в последние месяцы стало существенное ухудшение положения коммун, предоставивших временный приют внутренним беженцам, прежде всего из числа своих друзей и родственников. Как показало обнародованное в конце лета исследование экспертов ООН по этой проблематике, экономическое положение местных коммун, принявших беженцев, последовательно ухудшалось с начала года,  а кумулятивные долги и кредиты к августу достигли максимума, увеличившись за этот период в среднем в 4 раза. В большинстве семей, приютивших беженцев, было зафиксировано  сокращение потребления продовольствия, урезание порций и общий рост бедности.

Виной такому положению дел во многом стали и несовершенства в иракском законодательстве, фактически отключившие от государственной системы социальной поддержки, которая привязана к месту регистрации, временно перемещённых лиц. В частности, речь идёт об участии ВПЛ в иракской системе государственного распределения, Public Distribution System, PDS, по сути предполагающей субсидируемое государством распределение продовольствия. Ранее, система охватывала до 4 млн семей с низким уровнем дохода, 50% продовольственных потребностей которых покрывались за счет PDS. По сути, в ходе военный кампании миллионы переселенцев оказались отрезанными от этой помощи. Лишь с августа, после внесения соответствующих поправок на законодательном уровне, постепенно возобновилось применение системы государственной социальной поддержки для категории ВПЛ, что позволит в перспективе несколько снизить финансовую и социальную нагрузку на семьи, приютившие у себя внутренних переселенцев.

Все эти факторы должны учитываются профильными международными организациями должным образом для принятия превентивных мер содействия.

По линии Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО), главный упор сегодня делается на вовлечение и возвращение фермеров в аграрный сектор, а также оказание разноплановой поддержки правительству в восстановлении производства. На ближайшие месяцы ФАО планирует совместно с Минсельхозом Ирака перепись населения в сельских районах (не проводилась с 1981 года), чтобы лучше понять структуру агарного сектора и стоящие вызовы для принятия адекватных стратегических решений по развитию. Одновременно, ФАО предлагает направление оценочных миссий в недавно освобождённые от ИГ регионы для оценки ущерба, нанесённого сельскому хозяйству и подготовки проектов восстановления инфраструктуры, ирригационных систем, потребностей в  получении семян и удобрений. Параллельно, по линии ФАО уже реализуются различные проекты содействия развитию, на которые удалось мобилизовать 72% донорских ресурсов от запланированного. В частности, речь идёт от распределении семян, удобрений и сельхозинвентаря среди 36 000 малых фермерских хозяйств; прямой поддержки производителей яиц, овощей и пшеницы, вакцинации от трансграничных болезней 3.2 млн поголовья скота.

По линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), в августе-сентябре продовольственную помощь получили 650 000 ВПЛ, а также 170 000 уязвимых иракцев и более 50 000 сирийских беженцев, обосновавшихся в Ираке.  80% помощи выдано в формате семейных продовольственных пайков, 20% — продовольственные ваучеры.

Финансирование проектов ВПП в Ираке продолжило буксовать: на сентябрь 2017 года планируемый бюджет текущего года удалось пополнить лишь на 32%, при том что уровень финансирования всей операции (2014-2017 гг.) в среднем составляет 62%. В то же время, за счет полученных в августе новых донорских пожертвований от США (1.9 млн долл) и Испании (0.8 млн долл.), общее положение дел немного улучшилось. На сентябрь, ВПП не хватает добрать до конца года 400 млн долл для реализации дорогостоящей иракской операции (общий бюджет — 1.1 млрд долл).

ВПП продолжила успешно координировать работу логистического кластера в Ираке, представляющего собой сеть из 18 крупных складских помещений, расположенных в различных провинциях страны. С учётом неопределённой финансовой ситуации, ВПП последовательно закупала и наращивала резервные запасы продовольствия, которые увеличились в период с  июля по сентябрь  с 33 000 до 40 000 тонн, позволяющие теперь, в случае экстренной необходимости, прокормить 2.8 млн человек непрерывно в течение 2 месяцев (запасы июля обеспечивали 2.4 млн человек в течение 1 месяца).

62.84MB | MySQL:102 | 0,522sec