Коррупционные скандалы в Израиле. Часть 7

«Дело о подводных лодках»

Примерно месяц назад в Израиле с большим шумом было сообщено об аресте 6 человек, проходивших по «делу 3000» в рамках которого расследуется коррупционная составляющая при заключении сделки о поставках Израилю подводных лодок и четырех военных катеров из Германии. При этом особо подчеркивалось, что среди задержанных очень близкий к премьер-министру бизнесмен и бывший высокопоставленный сотрудник системы безопасности. В принципе это не первый случай, когда полиция при первой же возможности и не без поддержки прессы, при любом задержании, любого хоть как-то значимого бизнесмена или политика пытается проложить дорогу на самый верх.

Против правых все…

Как рассказал в свое время бывший начальник следственного отдела в полицейском управлении по борьбе с мошенничеством подполковник в отставке Боаз Гутман, полиция сознательно охотится на правых политиков. В полиции это делают ради шумихи в прессе, поскольку знают, что израильские СМИ охотно пишут про такие дела. В прокуратуре соображения другие – идеологические, там стремятся вернуть к власти левый истеблишмент.

«В полиции и прокуратуре есть подводные течения, устраивающие точечные ликвидации правым правительствам, — утверждал Гутман в интервью газете «Исраэль ха-Йом». – Есть длинный список открытых дел, которые вообще не следовало открывать и которые закончились ничем. Это дела Неэмана, Рафуля, Кахалани, Шитрита и Либермана. Все это министры или претенденты на пост министра, которым устроили точечную ликвидацию».

При этом Б.Гутман подчеркивал, в данных случаях речь идет о делах, принципиально отличающихся от дел Э.Ольмерта или Х.Рамона. Он говорил о делах, в которых на фигурантов изначально ничего не было и ничего не обнаружилось в процессе следствия. Во время когда у власти были  левые не было ни одного такого дела, утверждает бывший следователь.

Так к примеру сотрудница Генпрокуратуры Лиоре Глатт-Беркович заведомо передала журналисту газеты «Гаарец» материалы следствия на Ариэля Шарона за три недели до выборов и впоследствии призналась на допросе, что сделала это только по идеологическим соображениям. По закону о газете «Исраэль ха-Йом» (закон о запрете на распространение бесплатных изданий) следовало бы привлечь к суду Ципи Ливни, которая продвигала этот закон в Кнессете, удостаиваясь при этом огромных публикаций в «Едиоте Ахроноте» – на восемь страниц, что эквивалентно рекламному месту стоимостью в сотни тысяч шекелей. При этом полиция не собирается открывать следствие по этому делу –, так как якобы нет кассет с переговорами между Ципи Ливни и Арноном Мозесом. Сами полицейские искать эти кассеты не рвутся.

Б.Гутман, возглавлявший следовательскую работу в отделе по борьбе с мошенничеством в конце 1990-х, когда тоже велись расследования против Б.Нетаньяху, считает, что и нынешним «сливам» в прессу не слишком стоит верить. Он называет эти данные «интересантскими глупостями». «Сливы происходят постоянно, они идут из полиции и прокуратуры. С Нетаньяху так поступают не впервые».

«Есть постоянный ритуал – к выходным газеты усиленно публикуют новости о расследованиях против Нетаньяху, это приносит газетам рейтинг, рекламные продажи растут, все довольны», — заявил отставной подполковник полиции. Он утверждает, что тут не случайно все, включая выбор времени для «слива» новостей.

По поводу наличия госсвидетелей Б.Гутман утверждает, что таким свидетелям суды, как правило, не доверяют, поскольку они сами преступники и заинтересованные лица, а не честные люди, дающие показания о том, что видели и слышали. Поэтому наличие госсвидетелей в деле далеко не означает успеха следствия и неопровержимых улик.

Государственный свидетель в деле 3000

Как сообщалось, все вновь задержанные по «делу 3000» подозреваются в получении взяток, мошенническом присвоении имущества, уклонении от налогов и отмывании капитала. В полиции сообщили, что следствие ведут спецподразделение полиции по борьбе с организованной преступностью «Лахав 433», Налоговое управление, Управление по борьбе с отмыванием капиталов и финансированием террора, ряд других структур, в том числе и Государственная прокуратура.

При этом полиции не скрывает, что, как и большинство подобных дел в Израиле, дело о «подводных лодках» смогло сдвинуться с мертвой точки только после появления государственного свидетеля. При этом государственный свидетель появился только в связи с тем, что попался скорее всего на каких-то других нарушениях.

В данном случаи свидетелем стал израильский бизнесмен Мики Ганор, представлявший интересы немецкого концерна ThyssenKrupp в Израиле при заключении сделки о приобретении подводных лодок. В обмен на его согласие сообщить все, что ему известно по так называемому «делу 3000» полиция и прокуратура взвешивают возможность предоставить М.Ганору полный иммунитет и не предъявлять ему обвинений по подозрению в мошенничестве, отмывании денег и вступлении в преступный сговор.

Видимо в связи с тем, что чистосердечные признания М.Ганора о коррупционных схемах привели полицию не только в приемную премьер-министра, но и в Министерство обороны, полиция заявила во всех газетах, что опасается за жизнь своего свидетеля и поместила его на секретную квартиру под охраной.

Коррупционная схема услуг

М.Ганор рассказал, что для лоббирования интересов ThyssenKrupp в тендере на приобретение ВМФ Израилем новых германских подводных лодок и военных катеров, а также в конкурсе на строительство хранилища аммиака, он лично переводил крупные суммы денег одному из высокопоставленных чиновников канцелярии премьер-министра, входящему в ближайшее окружение главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху. Деньги, квалифицируемые следствием как «взятка», переводились на основании договора о предоставлении разного рода консалтинговых услуг.

Согласно подозрению, часть полученных от М.Ганора денег распределялась между двумя стратегическими советниками Нетаньяху. Ганор с помощью бригадного генерала, бывшего командующего морским спецназом «Шайетет-13» Шая Броша, передавал деньги бывшему заместителю главы Совета национальной безопасности Авриэлю Бар Йосефу, продвигая тем самым свое назначение представителем германского концерна в Израиле. Это назначение, в свою очередь, продвинуло заключение сделки по приобретению подводных лодок.

В ходе следствия было установлено, что бывший командир спецназа Шай Брош был другом Мики Ганора, и они решили вместе открыть бизнес. Но на определенном этапе  генерал якобы осознал, что Ганор скрывает от него информацию касающуюся совместного предприятия, и решил выйти из бизнеса. Проинформировав Ганора о своем решении, он потребовал от него компенсации за его участие в организации нового бизнеса. Оба решили, что величина компенсации будет определена адвокатом Давидом Шимроном. Теперь государственный свидетель Мики Ганор утверждает, что речь идет о взятке, полученной генералом.

В итоге для дачи показания по «делу 3000» полиция задержала шесть человек. Наряду с бывшим высокопоставленным сотрудником канцелярии и двумя его стратегическими советниками был задержан бывший командующий ВМФ Израиля контр-адмирал запаса Элиэзер (Чайни) Маром. В рамках расследования мировой суд принял решение о продлении на пять суток ареста бывшего стратегического советника премьер-министра Нати Мора. При этом под 10-дневный домашний арест из-под стражи были освобождены: бывший министр науки и национальной инфраструктуры Элиэзер (Муди) Зандберг, бывший командующий морским спецназом «Шайетет-13» Шай Брош и бывший советник министра энергетики Рами Тайб.

Сообщалось, что полиция взвешивает возможность вызвать на допрос по данному делу и министра энергетики Юваля Штайница. Следователи намерены получить от Штайница свидетельские показания, касающиеся периода его пребывания на должности министра стратегического планирования. Штайниц занимал этот пост с марта 2013 по май 2015 года, а главой его канцелярии в этот период был Давид Шаран, ставший позднее главой канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаньяху. По мнению следователей «знакомство и совместная работа» Юваля Штайница с большинством из подозреваемых , чуть ли не автоматически переводит его в ранг главного подозреваемого.

История вопроса

Тема возможной коррупции при покупке Израилем субмарин у Германии возникла после того, как в ноябре 2016 года израильский журналист Равив Друкер заявил в эфире 10 канала ИТВ, что дальний родственник и по совместительству  личный адвокат семьи Нетаниягу Давид Шимрон представлял интересы Мики Ганора, израильского представителя судоверфи Германии, где строили по заказу Армии обороны Израиля субмарины «Дельфин». В связи с тем, что сумма сделки составляла около 1,5 млрд евро компания Ганора MG 2015 Ltd могла рассчитывать на премиальные в размере около 30 млн евро.

СМИ ранее опубликовали информацию, согласно которой бывший министр обороны Моше Яалон резко возражал против приобретения новых немецких подлодок, так как по его мнению их приобретение не входило в планы Армии обороны Израиля, согласно многолетней программе финансирования.

По информации сайта 10 канала, Яалон и Нетаньяху эмоционально обсуждали возможное приобретение, причем в ходе спора глава правительства и министр обороны кричали друг на друга. Как писало издание, Яалону удалось торпедировать подписание соглашения, но эта победа тогдашнего министра обороны носила временный характер: после отставки Яалона Нетаньяху заявил о том, что Израиль приобретет у Германии три подлодки.

Премьер-министр обосновывал это требование тем, что немецкое предложение выгодно с точки зрения цены. Яалон возражал, утверждая, что даже после объявленной немцами скидки цена подлодок представляется чрезвычайно высокой. Тендер в итоге прошел, его выиграли представители немецкой компании, но окончательная цена была ниже первоначальной.

Друкер также сообщил, что Шимрон помогал Ганору в попытках получить контракт на техническое обслуживание подлодок «Дельфин». По данным издания, Ганор собирался создать для этой цели компанию. Шимрон и Ганор провели встречи с главой Гистадрута (Всеизраильская ассоциация профсоюзов) и главой рабочего комитета Армии обороны Израиля, на которой пытались убедить собеседников согласиться на передачу прав по техническому обслуживанию подлодок частной компании. Отметим, что никогда ранее частные компании не получали такого права, эта прерогатива всегда оставалась за ВМФ ЦАХАЛа.

Однако в этой истории всех больше всего интересовало, что знает об этой закулисной части сделки примьер-министр. Сразу же после появлений публикаций, адвокат Шимрон заявил, что никогда не разговаривал с представителями государственных структур по поводу сделки по приобретению подлодок и никогда не обслуживал сделки по приобретению подлодок государством.

Из канцелярии премьер-министра так же последовало заявление о том, что «глава правительства незнаком с Ганором и не имеет никакого представления о возможных связях Шимрона и Ганора. Адвокат Шимрон никогда не разговаривал с премьер-министром на темы, связанные с его клиентами. Причины, по которым выбраны подлодки немецкого производства, имеют отношение только к экономике и стратегическим интересам Израиля».

Личный адвокат премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху по собственной инициативе прошел проверку на полиграфе, ответив на четыре вопроса, имеющих отношение к закупке Израилем немецких субмарин класса «Дельфин».

Давид Шимрон ответил на следующие вопросы: «Рассказывал ли он премьер-министру что-либо о связи с судостроительной компанией в Германии»? «Беседовал ли он с премьер-министром о закупке субмарин»? «Беседовал ли он с премьер-министром о морских судах»? «Рассказывал ли он премьер-министру о том, что представляет в сделке по закупке субмарин интересы Мики Ганора»? Как отмечали СМИ, анализ ответов адвоката Шимрона позволил утверждать: он говорит правду. Однако это естественно никого не успокоило.

В итоге после публикации серии журналистских расследований в ноябре 2016 года юридический советник правительства Израиля Авихай Мандельблит распорядился о начале проверки обстоятельств закупки немецких субмарин. К такому решению Мандельблит пришел после консультаций с генеральным прокурором и главой следственного отдела полиции Израиля.

Политическое давление слева

В январе 2017 года депутат Кнессета Арель Маргалит («Сионистский лагерь») направил запрос на имя юридического советника правительства Израиля, в котором отмечал, что концерн ТhyssenKrupp давно известен коррупционными скандалами в ходе приобретений рядом стран немецких подводных лодок и  обращал внимание на то, что договор об их приобретении Израилем был подписан с нарушением закона и что это нарушение должно стать предметом уголовного расследования.

СМИ утверждали, что основанием  данного заявления Маргалита послужил якобы отчет, об итогах внутренней аудиторской проверки на верфях ThyssenKrupp в Киле. Отчет датирован 2014 годом, в нем сообщается, что ряд офицеров израильской армии, от которых зависело подписание договора о приобретении подводных лодок концерна, получал взятки от производителя, и что эти суммы проводились в бухгалтерских отчетах по графе «оперативные расходы». При этом СМИ почему то не акцентировали внимание на том, а как и от того попал к оппозиционному депутату Кнессета столь деликатный и секретный отчет.

Довести расследование до конца и выдвинуть обвинительные заключения против подозреваемых требуют и многие израильские политики, в основном находящиеся в оппозиции к премьер-министру Нетаньяху. Одним из основных его критиков  стал естественно отставной министр обороны Моше Яалон, который после ухода из политики и партии Ликуд, очень усиленно и пока правда безуспешно ищет свое место на политической карте Израиля.

Среди возмущенных, лидер оппозиционной партии «Еш атид» и бывший министр Яир Лапид. Его особо возмущает, что «из бюджета Министерства обороны, без специальных разрешений, были переведены огромные деньги на банковские счета в Германии и на Кипре. Затем деньги вернулись в карманы людей, приближенных к главе правительства, это просто уму непостижимо».

Стоит отметить, что с марта 2013 по декабрь 2014 года Лапид возглавлял в правительстве Нетаньяху Министерство финансов и входил в так называемый «узкий кабинет по вопросам внешней политики и безопасности». Это он договаривался о предоставлении крупной скидки для партии подводных лодок по решению германского правительства. Однако затем Лапид был уволен из правительства, а в стране прошли досрочные выборы, где убедительную победу одержал Нетаньяху. Находясь же в оппозиции, Лапид тут же стал утверждает, что в сделке по покупке подводных лодок и военных катеров были допущены серьезнейшие нарушения, граничащие с нанесением ущерба безопасности государства.

Представители канцелярии премьер-министра Израиля, выступили с заявлением в котором говорится: покупки подводных лодок у немецкого концерна проводились под контролем уполномоченных органов, Армии обороны Израиля, Министерства обороны, Совета национальной безопасности. Весь процесс принятия решений и подписания соглашения был задокументирован и практически полностью опубликован в прессе. Все попытки привязать имя премьер-министра к этой истории являются попытками ввести общественность в заблуждение.

Вполне возможно, что они и правы. К сожалению реалии израильской политики таковы, что ближайшее окружение политика любого уровня, пытается использовать покровительство своего шефа для решения собственных проблем и чаше всего за его спиной. При этом в случае «попадания» в переплет, они спасая себя,  тут же «по просьбе полиции» сдадут своего шефа. Ведь все понимают, кому «интересен» какой-то помощник или консультант, если можно засадить «самого». Кстати подобная история уже была, когда был осужден за взятки бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт.

62.86MB | MySQL:102 | 0,455sec