О реакции в Египте на уменьшение американской финансовой помощи

22 августа Государственный департамент США объявил о сокращении ежегодной военной помощи Египту на 95,7 млн долларов и «удержании» еще 195 млн долларов из помощи, выделенной на 2017 год. Согласно Кэмп-Девидским соглашениям 1978 года, США выделяет Египту и Израилю ежегодно 1,5 млрд долларов на военную помощь. АРЕ является самым крупным получателем военной помощи США из стран, не входящих в блок НАТО. Официальной мотивировкой такого ужесточения являются «нарушения прав человека в Египте». Правительство Абдель Фаттаха ас-Ссси, подвергающее репрессиям сторонников движения «Братья-мусульмане» и издавшее «драконовский закон», налагающий ограничения на деятельность НПО, действительно имеет дурную репутацию в части, касающейся соблюдения прав человека, однако стоит напомнить, что предыдущие правительства АРЕ также не отличались щепетильностью в этом вопросе. Например, режим Хосни Мубарака также подавляло исламистскую оппозицию, да и политзаключенных в правление этого президента в Египте было не меньше. К тому же США ни разу не критиковали за отсутствие демократии и несоблюдение прав человека самодержавные монархии Персидского залива, в частности Саудовскую Аравию, где любая деятельность политических партий и НПО просто запрещена. Таким образом, решению администрации Д.Трампа надо искать другие объяснения.

Необходимо отметить, что Вашингтон один раз уже блокировал военную помощь Египту. Это произошло осенью 2013 года, когда США выразили недовольство крутыми мерами Каира по подавлению протестных выступлений «Братьев-мусульман». В августе 2013 года администрация Б.Обамы приостановила поставку вооружений Египту. Однако в марте 2015 года администрация Б.Обамы объявила о том, что задержанное оружие (12 самолетов F-16 Lockheed Martin, 20 ракет Boeing Нarpoon и 125 танков M1A1 Abrams) все таки будет поставлено. Негативное отношение убежденного лево либерала Б.Обамы к режиму А.Ф.ас-Сиси можно было понять. Однако Д.Трамп, известный своей симпатией к диктаторам и сильным лидерам Ближнего Востока, еще в период предвыборной кампании не скупился на комплименты в адрес Абдель Фаттаха ас-Сиси. Д.Трамп называл его «фантастическим парнем», который «в короткое время сумел справиться со множеством сложных задач». В апреле 2017 года А.Ф.ас-Сиси стал первым арабским лидером, посетившим Вашингтон. При этом президент Д.Трамп всячески заверял его в верности Вашингтона своим союзническим обязательствам и называл его «своим личным другом и другом Соединенных Штатов».

Урезание американской военной помощи было воспринято в Каире самым негативным образом. Министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри выразил по этому поводу недовольство внешнеполитическому советнику и зятю Трампа Джареду Кушнеру, прибывшему 23 августа в Египет для проведения переговоров по палестинско-израильскому урегулированию. МИД Египта в официальном заявлении назвал решение президента США «признаком непонимания стратегической сущности отношений, связывающих Египет и США на протяжении десятилетий». «Эти действия, — сообщалось в заявлении МИД отражают недостаток понимания важности поддержания стабильности и успешного развития Египта, а также масштаба экономических вызовов и угроз безопасности, с которыми столкнулся египетский народ». Сторонники А.Ф.ас-Сиси в социальных сетях разместили лозунг «Египет гораздо больше, чем ваша помощь», а проправительственная газета «Йаум 7» вышла с карикатурой, изображающей египтянина, покупающего ботинки, чтобы запустить ими в портрет президента Соединенных Штатов.

Обида Каира на действия понятна, если учесть небывалый по масштабам экономический кризис, продолжающийся в стране несколько месяцев. В ноябре 2016 года по соглашению с МВФ египетское правительство согласилось на «плавающий курс» египетского фунта по отношению к доллару. Это было одно из условий предоставления стране займа на сумму 12 млрд долларов. В результате в апреле с.г. инфляция в Египте достигла 33%, рост цен на продукты питания – 44%. Нынешний экономический кризис в Египте является самым тяжелым с конца 1980-х годов. В стране наблюдается стагфляция – спад производства, сопровождающийся галопирующей инфляцией. Курс египетского фунта по отношению к доллару составляет 18 фунтов за доллар (еще недавно 8,8 фунтов). Одновременно правительство Египта ввело НДС на бензин. Таким образом, фактически ликвидируются субсидии на горючее, удерживавшиеся правительством Египта в течение десятилетий из страха перед возможным социальным недовольством. В настоящее время эти субсидии снизились с 1,5 % ВВП до 0,5 %. Все это приводит к дальнейшей пауперизации египетского населения. 27 млн египтян из общего населения в 93 миллиона живут ниже уровня бедности. В этих условиях Египет не может позволить закупку дорогих вооружений на собственные деньги.

Сокращение финансовой помощи Египту вызвано общим «прагматизмом» внешнеполитического курса администрации Дональда Трампа и отражает психологию не политика, а бизнесмена, свойственную нынешнему хозяину Белого дома. Еще 4 апреля с.г. Д.Трамп предложил сократить американскую помощь международным организациям и зарубежным союзникам на 30%. При этом объемы американской помощи составляют всего 30 млрд долларов в год, то есть около 1% бюджета США. Вместе с тем, большинство рядовых американцев думает, что на помощь остальному миру США тратят чуть ли не половину своего национального дохода. Таким образом, подобные действия Д.Трампа являются уступкой общественному мнению. Необходимо отметить, что помощь США иностранным партнерам уже два раза за время новейшей истории подвергалась сокращению. Первый раз в начале 1970-х годов, после поражения США во вьетнамской войне и начале периода относительного изоляционизма, продолжавшегося до прихода к власти президента Р.Рейгана. Второй раз в начале 1990-х годов, когда «победа в холодной войне» создала у американской элиты иллюзию беспроблемной американской гегемонии в мировом масштабе. Стратегические провалы США на Ближнем Востоке в течение последних 5 лет заставили администрацию Д.Трампа задуматься о целесообразности финансовых расходов. Кроме того, нынешний американский президент предпочитает брать у союзников США деньги, а не отдавать их, как это происходит в случае с Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского залива. Египет обладает  для нынешней администрации США основной ценностью в качестве гаранта безопасности Израиля. В этом смысле в Вашингтоне полагают, что нынешнее каирское руководство и так «никуда не денется» и баловать его финансовой помощью нецелесообразно.

52.24MB | MySQL:103 | 0,476sec