О ситуации накануне проведения референдума о независимости Иракского Курдистана

На фоне международных баталий и нагнетания страстей в отношении предстоящего референдума о независимости Иракского Курдистана  продолжаются и внутрикурдские противостояния. Напомним, что на сегодняшний день идею данного референдума не поддерживает ни одна из ведущих мировых стран и организаций. 12 сентября иракский парламент, не дожидаясь собственно итогов предполагаемых консультаций в Багдаде между центральным правительством и руководством курдской автономии, что было инициировано на днях премьер-министром Х.аль-Абади выразил свое решительное несогласие с идеей проведения такого волеизъявления в принципе. Эрбиль отреагировал оперативно. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани призвал Совет представителей (парламент) Ирака пересмотреть резолюцию по референдуму о независимости автономного района. Об этом сообщил в среду курдский телеканал «Рудав». Как отмечает телеканал, в своем обращении к иракским депутатам, проголосовавшим накануне против проведения референдума в Иракском Курдистане, М.Барзани подчеркнул, что «они не могут сломить волю жителей Курдистана». Таким образом он отверг решение, принятое накануне парламентом Ирака. Но дело не только в Багдаде, категорически против проведения референдума выступили ЛАГ и ООН, все арабские соседи Ирака, Турция, Иран, а также, что очень важно РФ и США, на которые и ориентируется М.Барзани и его сторонники. Правда, Вашингтон избежал категоричных суждений и предложил отложить проведение этого референдума, признав  его сейчас нецелесообразным. На днях в Эрбиль должны прибыть глава турецкой спецслужбы МИТ Х.Фидан и глава спецподразделения «Кудс» иранского КСИР генерал К.Сулеймани с целью убедить М.Барзани пойти на компромисс. Впрочем у Х.Фидана, помимо этого, есть и еще одна важная задача. Он намерен обсудить с своим курдским коллегой Масруром Барзани вопрос о характере его консультаций с главой военного крыла Рабочей партии Курдистана (РПК) Кемалем Байюком, который  приезжал в Эрбиль на прошлой неделе для того, чтобы провести консультации с главой разведслужбы Иракского Курдистана. Анкара в этом плане получила очень неприятный сигнал о том, что между двумя этими силами  явно намечается альянс. И он становится очевидным опять же в рамках проведения референдума, а вернее — крайней заинтересованности клана Барзани в поддержке этой идеи РПК и ее филиалами в лице прежде всего Партии демократического союза (ПДС) в Сирии. А это означает, что референдум в Иракском Курдистане автоматически приведет к проведению аналогичных плебисцитов уже в Сирии и четкой перспективы образования там сначала полугосударственной автономии с последующим присоединением к независимому курдскому государству. Безусловно, что такой сценарий в состоянии создать для Анкары уже серьезную и постоянную «головную боль». Особенно с учетом нейтральной позиции Вашингтона по этому вопросу в рамках приоритетности решения для него более важной задачи — создание в лице курдов своей  надежной опоры на севере Сирии.

На этом фоне не все ясно собственно и с раскладом сил внутри самой курдской автономии. В Эрбиле сейчас продолжаются очень трудно идущие переговоры между делегациями Демократической партии Курдистана (ДПК), Патриотического союза Курдистана (ПСК) и «Горран» по достижению  компромисса в отношении семи пунктов предварительных условий достижения соглашения о поддержке этими тремя основными партиями самой идеи референдума. Если еще проще — поддержка эта должна практически реализоваться в виде созыва парламента Иракского Курдистана, который уже два года находится в подвешенном состоянии из-за позиции руководства «Горран», которое бойкотируют его работу. Отсутствие парламентского одобрения идеи референдума и, что главное, одобрение на законодательном уровне его предсказуемых итогов самым серьезным образом дезавуирует саму идею его проведения в международном аспекте. Эксперты сходятся во мнении, что партии самым серьезным образом продвинулись в рамках достижения предварительного соглашения, что в принципе делает вопрос о созыве новой сессии парламента  делом практически определенным. По ряду данных, сессия должна открыться 16 сентября. При этом те же эксперты сходятся во мнении о том, что если это случится, то  будет четким индикатором того, что вопрос о проведении референдума между тремя основными партиями решен. Само по себе это совершенно не означает прекращение дальнейших дискуссий между тремя этими партиями, просто они будут перенесены в парламентский формат.  Если брать уже согласованные пункты соглашения, то необходимо отметить, что «Горран» удалось настоять на том, что М.Барзани и его ближайшие родственники не будут  баллотироваться на высшие посты в автономии. Остаются нерешенными вопросы о зарплатах государственным служащим, согласование закона по выборам президента, новые модели распределения доходов от экспорта углеводородов. При этом отход «Горран» от идеи проведения референдума еще возможен, в том числе и виде блокирования с позицией  ряда мелких политических партий Иракского Курдистана, например,  Исламской партии Курдистана. Последние просто категорически отвергают идею  проведения референдума. Это может произойти в самый последний момент как по причине того, что стороны могут не согласовать окончательные условия соглашения — тема торговли углеводородами и распределение прибыли по этому поводу остается пока непреодолимым препятствием, но и также в рамках кропотливой работы с «Горран» сейчас со стороны международных влиятельных игроков Ирана и Турции. При этом эксперты сходятся во мнении о том, что даже если референдум и состоится, он останется во многом на бумаге и неким больше пропагандистским явлением в силу просто непризнания его со стороны международного сообщества. При этом физически осуществлять формирования бюджета Иракского Курдистана в условиях блокирования экспорта углеводородов со стороны одного только Багдада в состоянии вызвать в курдской автономии полный экономический коллапс. И это не говоря уже о том, что при таком варианте надежды Эрбиля на массовые зарубежные инвестиции являются наивными просто в силу высоких юридических рисков.

52.2MB | MySQL:103 | 0,524sec