Египет: об очередном повышении цен на топливо

12 сентября в Египте объявлено о повышении отпускных цен на мазут, предназначенный для цементных заводов, на 40%, что составит 3500 фунтов (192.6 доллара США) за тонну. Цены на газ для промышленных производств пока остаются неизменными. Комментируя ситуацию, министр нефти Тарик аль-Молла, сообщил журналистам, что «пока речи о повышении цены на газ для промышленности, не идет, что касается мазута, то его цена выросла с 2 500 фунтов до 3 500 фунтов за тонну». Одновременно, правительство Египта приняло решение о стопроцентном увеличение цен на некоторые виды топлива для ряда производств, «в целях восстановления структурной поддержки рынка нефтепродуктов».

Это второе повышение цен на топливо за прошедшие восемь месяцев. В ноябре прошлого года повышение составило от 30 до 47 % в рамках отказа от поддержки ценообразования, на которую планировалось выйти на рубеже 2018-2019 гг., в соответствии с программой одобренной МВФ, в рамках которой Египет получил заемные средства в размере 12 млрд долларов США.

Однако в марте 2017 года министр нефти заявил, что «Египет не стремится к полному отказу от дотирования цен на топливо, а речь идет лишь о его постепенном снижении в течение трех лет».

Член совета правления сталелитейной компании «Суэц». Рафик ад-Дов, являющийся представителем металлургов в Союзе производителей АРЕ, заявил в интервью агентству Reuters, что «увеличение цен на топливо неизбежно приведет к росту расходов на транспорт, и, в конечном счете, к росту цен на сталь, прокат и прочую продукцию металлургического комплекса.

В прошлом месяце, цены на арматуру, один из основных потребляемых в стране продуктов этой отрасли, уже пережили драматический скачок в цене, вызванный временным введением повышенных ставок сборов на ввозимый из трех зарубежных стран, так называемый, «подкат», или сырье для производства арматуры.

«Мы, египетские металлурги, — добавил Р.ад-Дов, платим самую высокую цену в мире за газ и хотели бы, чтобы она снизилась».

Египетские сталеплавильные заводы платят в настоящее время 7 долларов США за каждый миллион тепловых единиц, получаемых из газа.

В свою очередь, Ашраф аль-Джизраили, председатель ассоциации производителей продовольствия в Союзе производителей АРЕ, сообщил журналистам Reuters, что производители продуктов питания переживают трудный период, вызванный спадом спроса, и пытаются не допустить повышения цен на конечную продукцию, увеличивая их, цены, лишь в тех случаях, где это удается сделать безболезненно. И, имея ввиду, главную цель, – простимулировать  спрос, путем удержания относительно низких цен.

«Хотя мы не повышали цен, — указал А.аль-Джизраили,- на них отразился рост цен на транспортные расходы», то есть, срабатывает «эффект домино», где изменение в одной составляющей экономики неизбежно приводит к изменению ситуации, в целом.

Египет, зависящий от импорта значительной части потребляемого им продовольствия и товаров, пережил за прошедшие два года значительный рост цен, практически на все, что обуславливалось как подорожанием твердой валюты, так и активностью «серого» и «черного» рынка, в которые ушли значительное число производителей, импортеров и миллионы потребителей в стране.

Драматическая ситуация сложилась  после ноябрьских решений о «свободном плавании» валютного курса, повышении процентных ставок, увеличения цен на электроэнергию, применения закона о НДС, — все это обрушило цены на сотни наименований товаров и поставило население страны, особенно, его малоимущую часть, весьма многочисленную в Египте в очень трудное положение.

С журналистами Reuters пообщалась Рихам ад-Дасваки, египетский экономический обозреватель и аналитик из Arkam Capital, выразившая мнение, что «рост цен был закономерен, неизбежен и определен сутью договоренностей с МВФ, направленных на восстановление структуры расходов и  на распределение их значительной части на инвестиции и сферу услуг».

Напомним, что в прошлом декабре, глава Египта, президент Абдель Фаттах ас-Сиси обещал египтянам «добиться улучшения в экономике в течение шести месяцев» и призвал бизнесменов и инвесторов помочь правительству в «обуздании цен».

Р.ад-Дасваки полагает, что новое повышение цен на топливо, вызовет очередное повышение цен на все остальное и, в итоге, приведет к инфляции порядка в 35%, что больно ударит по малоимущему и среднему слоям населения, уже переживающим летнее значение инфляции в 30%, к слову, самое высокое за последние три года.

Согласно сообщениям из различных египетских источников, увеличение цен на дизельное топливо и бензин в стране колеблется от 34 до 55 % при почти вдвое подорожавшем газе для бытовых нужд.

Все это, в совокупности с износом основных материальных фондов, нуждающихся в многомиллионных вливаниях, с растущим уровнем безработицы и неграмотности, свидетельствует: экономика АРЕ находится в глубоком структурном кризисе и балансирует на грани краха. На плаву ее держат только кредитные вливания из ОАЭ, МВФ, какие то, отдельные ситуативные дотации из Саудовской Аравии и США. Ожидания египетской правящей элиты, а в стране, де-факто, правит военная хунта, на «нефтегазовое чудо», даже если и оправданы, в значительной степени нивелируются долгими сроками и сложностью извлечения углеводородов на шельфе и общей мировой ситуацией с ценами на нефть. Египет – практически страна банкрот, руководство которой, как и предшествующее ему из «Братьев-мусульман» слабо разбирается в экономике, которая каждый год еле-еле сводит концы с концами. В этом году, например, Египту очень повезло, что в России, собран рекордный урожай пшеницы, что снизит мировые цены и позволит египтянам сэкономить на закупке зерна.  В следующем еще что-то произойдет, но, повторимся, никакой внятной и обоснованной экономической стратегии развития экономики нет, есть «залатывание» дыр  и следование рекомендациям МВФ, еще никого не приводивших к процветанию. А еще есть коррупция, бюрократия и чудовищные, абсолютно гипертрофированные и ничем, кроме как коррупционной составляющей не объяснимые, кстати, как и  Алжире, военные расходы. В обеих странах власть в буквальном смысле держится «на штыках», но их алчность такова, что режимы близки к тому, чтобы сожрать самих себя. Горы самого современного оружия не придают стабильности их экономикам и обществу, череда правительственных кризисов и рост протестных настроений в Алжире свидетельствуют – ситуация накаляется, в Египте же, как видим, дела обстоят немногим лучше.  Временные меры вроде описанных, способны лишь купировать отдельные следствия экономического кризиса и на короткий срок, отнюдь на являясь решением проблемы.

52.09MB | MySQL:103 | 0,474sec