Авигдор Либерман об основных актуальных проблемах Государства Израиль

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман выступил 13 сентября  на торжественном приеме в честь приближающегося нового 5778 года по еврейскому календарю (в этом году еврейский праздник Новолетия – Рош га-Шана начинается вечером 20 сентября), который провела возглавляемая им партия «Наш дом – Израиль» (НДИ). Его выступление было посвящено актуальным политическим проблемам страны и отношению к ним руководства НДИ.

Особое место в своем выступлении Авигдор Либерман уделил вопросу об отмене Верховным судом справедливости (БАГАЦ) принятого два года назад Кнессетом закона он призыве на службу в ЦАХАЛ. Следует пояснить, что упомянутый закон представлял собой результат компромисса с ультраортодоксальными религиозными партиями «Еврейство Торы» и ШАС (обе они являются членами правящей коалиции), которые настаивают на том, чтобы те, кто занимается изучением Торы в ультраортодоксальных иешивах (а в реальности это большинство мужчин призывного возраста ультраортодоксального сектора) получали бы освобождение или хотя бы отсрочку от призыва в армию. БАГАЦ постановил, что упомянутый закон о призыве нарушает принцип равноправия и что Кнессет должен принять в течение года новый закон. Как и следовало ожидать, это вызвало взрыв негодования. Основных причин этого негодования было две:

  1. Значительные массы израильтян и представляющих их политиков правого лагеря возмущены тем, то БАГАЦ вмешивается в управление государством, позволяя себе отменять законы, принятые избранными народом депутатами Кнессета.
  2. Ультраортодоксальные партии и их сторонники возмущены тем, что БАГАЦ свел на нет их усилия по достижению компромисса в вопросе о призыве, который нашел свое выражение отмененном БАГАЦем законе.

Лидер НДИ сказал по поводу этого конфликта: «Мы не боремся ни против ультраортодоксов, ни против БАГАЦа, а подходим к проблеме, исходя из соображений здравого смысла. Самый важный элемент мощи государства — это национальное единство и консолидация израильского общества. Мы победили в 48-ом (в Войне Израиля за Независимость – В.Ч.) и в 67-ом (в Шестидневной войне – В.Ч.), потому что были едины»

Далее в своем выступлении Авигдор Либерман подчеркнул, что «и здесь основной параметр — это национальное единство. Общество, значительные части которого не верят в одни и те же ценности – а мы видим раскол и поляризацию – это опасно. Мы (НДИ – В.Ч.) говорим о службе для всех – нет граждан первого сорта и граждан второго сорта. Каждый молодой человек,  достигший возраста 18 лет, обязан пойти на военную или на гражданскую (альтернативная служба, в Израиле она обычно именуется «национальной службой» — В.Ч.) службу. Я говорю не только о евреях, но и обо всех гражданах Государства Израиль, включая мусульман».

Относительно последнего пункта следует пояснить, что обязательному призыву в ЦАХАЛ подлежат евреи, друзы и мусульмане-черкесы. Христиане и арабы-мусульмане получают освобождение от призыва. Что касается христиан, то в настоящее время около половины всех израильских христиан призывного возраста идут добровольцами на военную или на альтернативную службу, и имеется общественное движение («Форум за мобилизацию христианской общины»), добивающееся распространения обязательного призыва на христиан. В то же время подавляющее большинство арабов-мусульман не проходит никакой службы. Более того, арабы-мусульмане, идущие на службу добровольцами, подвергаются травле в мусульманском арабском обществе. Активную роль в кампании против службы арабов в армии, полиции и на альтернативной службе играет представленный в Кнессете Объединенный арабский список.

«Почему ультраортодоксальный еврей не может служить в армии или на национальной службе? – риторически спросил Авигдор Либерман и сам ответил на этот вопрос, — Есть служба для всех. Меня спрашивают: как вы мобилизуете всех? Нет никакого намерения сажать в тюрьму кого бы то ни было (следует пояснить, что сторонники левых партий, поддерживающие упомянутое решение БАГАЦа, настаивают на том, чтобы ультраортодоксов, уклоняющихся от службы, сажали в тюрьму как дезертиров – В.Ч.). Надо делать это с умом. Можно сделать на каждого из них запись об уголовном деле (за дезертирство. Такая запись существенно усложняет устройство на работу в Израиле – В.Ч.) и не субсидировать ни единого из них – в том числе иешив (…), которые принимают отказавшихся от службы».

Уместно добавить, что после отмены закона, о которой Авигдор Либерман говорил достаточно подробно, БАГАЦ осуществил еще один акт прямого вмешательства в законодательный процесс. В среду Верховный суд справедливости постановил большинством голосов (против выступил 1 судья из 7), что принятое в 2006 году тогдашним министром внутренних дел Рони Бар-Оном (Кадима) решение лишить статуса постоянных жителей Израиля четверых жителей Восточного Иерусалима, которые были избраны в парламент Палестинской национальной администрации (ПНА) по списку ХАМАСа, незаконно. Министр Рони Бар-Он пошел в свое время на этот шаг, утверждая, что членство в террористической организации ХАМАС представляет собой «нарушение доверия» по отношению к Государству Израилю, однако судьи БАГАЦа пришли к решению, что нельзя лишать статуса постоянного жителя на этом основании.

Речь шла конкретно о трех депутатах палестинского парламента Мухаммеде Абу-Тире, Ахмаде Атване и Мухаммеде Тутахе, а также о бывшем министре ПНА по дела Иерусалима Халеде Абу-Арфе. Иск в БАГАЦ от их имени подали леворадикальные израильские организации «Адала» («Юридический центр по правам арабского меньшинства в Израиле») и «Ассоциация защиты прав человека в Израиле». Уместно упомянуть о том, что обе они финансируются из-за рубежа.

Авигдор Либерман, как и все политики правого лагеря, естественно, был недоволен этим решением БАГАЦа, однако высказал свое недовольство достаточно сдержано и воздержался от резких нападок на Верховный суд справедливости в отличие от целого ряда других министров, например, министра просвещения, лидера религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Нафтали Беннета. Тем не менее, лидер НДИ коснулся вопроса о вмешательстве БАГАЦа в законодательный процесс, сказав: «Я слышал, что БАГАЦ отменил решение министра внутренних дел относительно членов ХАМАСа, являющегося террористической организацией, а мы платим им национальное страхование и пособие по безработице. БАГАЦ вмешивается в вопросы, в которых у него нет полномочий, в сферах безопасности, экономики и в других сферах. Мы заново проверим всю инфраструктуру, которая позволила Верховному суду заниматься различными вопросами».

Авигдор Либерман говорил в своем выступлении и о вопросах безопасности. В частности он сказал: «в районах, прилегающих к сектору Газа, это самый спокойный период (имеется в виду последний год, в течение которого Авигдор Либерман занимает пост министра обороны – В.Ч.) с Шестидневной войны. В ШАБАКе и в армии могут рассказать о каждом брошенном камне и о каждой бутылке с горючей смесь, которые нарушили наш суверенитет. Это 15 самых спокойных месяцев с 1967 года».

Министр обороны коснулся также вопроса о строительстве в поселениях: «Только в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией – В.Ч.) за первую половину 2017 года мы утвердили строительство 1400 единиц жилья и еще 10 тысяч – на маркетинг. Таких данных не было с 2000 года. Мы утверждаем проект и приносим результаты в то время, когда другие занимаются лозунгами». Последний пассаж, безусловно, является намеком на партию «Еврейский дом», постоянно подвергающую Авигдора Либермана критике за недостаточные объемы строительства в поселениях.

Говоря о внешних угрозах безопасности еврейского государства, министр обороны сделал главный если не единственный акцент на Иране. В частности он сказал: «Тот, кто утверждает, что мы поднимаем иранский вопрос из-за внутриполитических проблем, — невежа и не понимает, о чем он говорит. Самая большая проблема Израиля в сфере безопасности — это Иран. Их цель – уничтожение Государства Израиль, и они не скрывают этого».

Авигдор Либерман завершил политическую часть своего выступления тем, что выразил уверенность в стабильности нынешней правящей коалиции. «При всех разногласиях мы сделаем все для того, чтобы сохранить это правительство (…), и это будет первая коалиция в Государстве Израиль , которая полностью использует отпущенный ей срок (то есть 4 года – В.Ч.), и правительство будет функционировать до своего последнего дня, — заявил лидер НДИ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,484sec