Саудовская Аравия: о причинах недавних арестов среди общественных деятелей, богословов и интеллигенции

Конец текущей недели ознаменовался настоящей информационной бурей, поднятой в социальных сетях Саудовской Аравии после арестов ряда видных религиозных деятелей. Особенно сильные страсти кипят в Twitter, ставшем наиболее широко используемой в королевстве сетью, после закрытия в мае другого «мессендженра» Whats,up и перехода значительной части его подписчиков на Twitter.

Активность социальных сетей такова, что стоит возникнуть любой теме, связанной с правительственными кругами, или, имеющей то, или иное отношение к правящей династии, все это тут же становится темой для многочисленных комментариев, обсуждений, прогнозов, демонстрируя, как охват общества информационными технологиями, так и пассионарность саудовского общества. Однако, зачастую, власти сами осуществляют контролируемый вброс в сети различных информационных тем, для зондирования или подготовки общественного мнения.

На это раз предметом полемики стала тема под хэштегом #Аль-Арифи_торгует_религией, которая как бы предопределяла арест этого деятеля. Ведь не может же то, кто «торгует верой» находится на свободе!

 

Мухаммед аль-Арифи является видным богословом и широко известен в арабском мире, у его страницы в Twitter 19 миллионов подписчиков, а за публикациями в Facebook следят 24 (!) миллиона человек.

В последние года власти регулярно обвиняют его в поддержке «Братьев-мусульман». И в опубликовании фетвы, похожей на ту, которая объявляла джихад в Сирии. Все эти обвинения М.аль-Арифи отвергал.

Вообще-то, он всегда считался священнослужителем из людей короля Сальмана. В первый месяц войны королевства с Йеменом, он, надев военную форму, направился в приграничный район, где кроме проповедей даже выстрелил из миномета в направлении сопредельной территории. Словом, выступил в поддержку военных действий и провел немало примеров их правомочности и легитимности на своих страницах в социальных сетях, явно предназначая их для аудитории из других арабских стран.

 

Запуск в сеть хэштега #Аль-Арифи_торгует_религией, для внимательных наблюдателей, означал одно: его арест не за горами. Его уже арестовывали однажды, в 2013 году, обвинив в поддержке тогдашнего египетского президента Мухаммеда Мурси, ставленника «Братьев-мусульман». И вот, новые обвинения и новый арест.

Кроме М.аль-Арифи, в воскресенье, 10 сентября, также были арестованы Сальман аль-Авда, Аид аль-Курани и Али аль-Амри. Арест всех трех был подтвержден их родственниками и вызвал бурное обсуждение в саудовском сегменте Twitter, где у первых двух также есть страницы, на которые подписаны соответственно 17 и 14 миллионов пользователей.

 

За что же их арестовали?

Интернет-страница «Арестованные за их мнение», содержащая данные об арестах за высказывание точки зрения, отличной от официальной, в Саудовской Аравии, кроме новостей об аресте троицы сообщает, что всего задержано уже 20 человек. Все они, кстати, являются противниками движению так называемого «Исламского сопротивления» и Исламской Республики Иран. Все активно поддерживали идею джихада в Сирии, политику королевства по отношении к Йемену, и, вообще, выступали в поддержку всех тех решений, которые принимали власти по поводу всех актуальных кризисов и противоречий, в которых пребывает на сегодня их страна.

Очевидная нестыковка объясняется еще одним интернет-источником, саудовским сайтом «Аль-Ахд аль — Джадид» («Новая эпоха» –авт.), который иногда публикует инсайдеровскую информацию, получаемую из-за кулис официальной политики и из недр королевской канцелярии, из некоторых министерств и ведомств, также, как еще один сетевой источник, страница «Аль-Муджтахид», известный утечками данных, касающихся правящей семьи. Так вот, по информации «Аль-Ахд аль-Джадид», канцелярия короля обратилась к Сальману аль-Авда и Аиду аль-Курани с требованием предпринять с использованием их возможностей и авторитета демарш в отношении Катара. Что они делать отказались и за что, в итоге, попали под арест.

По всей видимости, все, что связано с Катаром, или малейший намек хотя бы на отдаленную поддержку идеологии «Братьев-мусульман» служит таким раздражителем для короля Сальмана и его сына, наследного принца Мухаммеда, что реакция принимает самые жесткие формы.

Сальман аль-Авда является членом Союза всемирной исламской уммы, возглавляемой Юсефом аль-Кардауи, известным своей поддержкой движения «Братьев-мусульман» и злейшим врагом для нынешних саудовских и египетских властей.

С их точки зрения, любой, кто обвиняется в поддержке Катара и «Братьев-мусульман» (равно, как и воздерживается от их осуждения, что следует из этой истории), приравнивается к еретикам, а, следовательно, незамедлительно вычеркивается из политической или общественной жизни королевства, невзирая на былые заслуги.

Некоторую интригу вносит 15 сентября, на которое назначены «мирные протестные марши», согласно призыву страницы «Движение 15 сентября», опубликованному 22 августа, с обращением ко всем принять в них участие, объявить об этом в мечетях и начать собираться в указанных местах. Почему фигурирует именно 15-е число? 15 марта 2013 года власти королевства, а именно МВД получило требование от общественных организаций освободить всех «узников совести».  На демонстрациях, запланированных на 15 число, будет выдвинут лозунг об освобождении Сальмана аль-Авда, арестованный за выражение своего мнения.

Примечательным фактом является то, что и Сальман аль-Авда, и Аид аль-Курани, и Насер аль-Омр, все они являются богословами и интеллигентами, выступившими в 1990-е годы против сотрудничества их страны с США во время войны в Заливе и входили в число подписантов документа, известного как «Речь требующего».

«Речь требующего», это было письмо, направленное тогдашнему монарху – Фахду бен Абдель Азизу в мае 1991 года, которое подписали около 400 богословов, призвавших короля сформировать совет старейшин, или «шуру», обеспечить равенство между гражданами королевства, справедливый дележ доходов о нефти, реформирование армии и ведение внешней политики, отвечающей интересам арабских народов, «арабской улицы». Текст этого полузабытого манифеста был вновь опубликован на интернет-ресурсах оппозиции в 2014 году, 23 года спустя после того, как он был подписан, в том числе, арестованными ныне Сальманом аль-Авда и Аидом аль-Курани.

К слову, арестованные считаются близкими по взглядам к принцу Мухаммеду бен Найефу, прежнему наследнику престола и, по мнению некоторых аналитиков, начало «посадок» среди богословов и интеллигенции, осмеливающихся не то, чтобы в открытую фрондировать, а просто не соглашаться с официальной точкой зрения может быть началом подготовки к передаче власти от короля к наследному принцу. С точки зрения, так сказать, формирования правильного общественного восприятия этого важнейшего в жизни Саудовской Аравии, грядущего события.

52.19MB | MySQL:103 | 0,472sec