Новый глобальный доклад ФАО о продовольственной безопасности: реалии Ближнего Востока

15 сентября Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединённых Наций (ФАО) презентовала свой новый годовой доклад с обзором ситуации в области продовольственной  безопасности и питания в мире и его различных регионов. Новизна нынешнего доклада — совместная работа над ним 5 ооновских специализированных организаций, включая впервые Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Рефреном в докладе звучала мысль, что очередной виток роста голодающих с 777 млн человек до 815 млн человек, после нескольких лет неуклонного снижения, спровоцирован вооружёнными конфликтами вкупе с климатическим изменениями.

Ближневосточному региону в этом контексте уделялось особо пристальное внимание. Примечательно при этом, что наибольший прирост голодающих зафиксирован в странах Африки южнее Сахары, а на Ближнем Востоке, наиболее охваченном конфликтами, общее число голодающих выросло ненамного. За 10 лет с 2006 по 2016 гг. в регионе Западной Азии, включающей Сирию, Йемен, Ирак, прирост числа недоедающих составил 3 млн человек — с 21,6 до 24,7 млн человек. В Северной Африки прирост за этот период более значительный — на 9 млн человек, но только за счет одной страны — Судана- где недоедающих стало на 10.2 млн больше. В остальных же странах даже наблюдалась отрицательная динамика, особенно в Алжире, где число недоедающих сократилось с 2.9 до 1.8 млн человек.

Ещё более интересную картину представляет анализ ситуации с продовольственной безопасностью в отдельных странах Ближнего Востока. Например, в Ираке и Йемене за 10-летний период (2006-2016 гг.) доля населения, страдающего от недоедания снизилась соответственно с 28.2% до 27.8% и с 30.1% до 28.8%. И это невзирая на устойчивый рост численности населения в этих двух странах. В то же время в Ливане и Иордании — во многом из-за фактора осевших там сирийских беженцев — число недоедающих с 2006 года выросло. В Ливане — с 3.5% до 5.4%, а в Иордании — с 3.4% до 4.2%. Доля, конечно, скромная, но сама тенденция, особенно в Ливане, не может не настораживать. В Северной Африке показатели негативные, опять таки за счет Судана, где доля недоедающего населения достигла в 2016 г. 25.6%.

Интересно, что оценка показателей продовольственного обеспечения и смежных параметров в категории детей, проживающих на Ближнем Востоке, даёт еще более положительную картину. Например, доля детей до 5 лет, отстающих в росте, снизилась с 2006 по 2016 гг. с 20,6% до 15,7%, что ниже глобального показателя по всем странам, составляющего сегодня 22,9%. Только в Йемене, она упала за 10 лет с 58% до 46%.

Другой важный детский показатель — доля детей до 5 лет, страдающих от истощения, — на Ближнем Востоке почти вдвое ниже мирового показателя и составляет лишь 3.9% всех детей (среднемировой показатель — 7.7%).

Даже по отдельным странам этот показатель ниже мировых значений. В Ираке он составляет 6.5%, в Турции — 1.7%. Лишь в Йемене индикатор зашкаливает и превышает 16% (данные по Сирии отсутствуют, но там он вероятно тоже может быть выше среднемирового значения). В то же время, в Северной Африке доля детей до 5 лет, страдающих от истощения, составляет 7,9%.

Другие ключевые показатели в сфере питания в странах Ближнего Востока не такие радужные: с 2006 года наблюдается рост доли женщин, страдающих от анемии с 34,8% до 36% (в Йемене прирост с 60% до 69%), а также рост доли взрослых людей, страдающих от ожирения с 20.3% до 25,8%. Ожирение как феномен охватывает все большее количество бедных стран как результат отсутствия качественного, разнообразного и сбалансированного питания. Примечательно, что в странах Ближнего Востока рост населения, страдающего от ожирения, фиксируется практически повсеместно, независимо от уровня социально-экономического развития стран. В той же Саудовской Аравии доля выросла с 25% до 32%, а в Катаре — с 31% до 34.6%. При этом, в Сирии эта цифра не намного меньше — 20,6%.

В целом, резюмируют авторы доклада ФАО по продовольственной безопасности и питанию в мире, наиболее тяжелые формы недоедания и продовольственной необеспеченности наблюдаются в тех странах, где конфликт усугублен нестабильностью и затяжным кризисом. Из 19 таких стран с затяжным кризисом только 3 страны — Джибути, Нигер и Эфиопия, то есть страны, где в последние годы вооружённые конфликты пошли на убыль — смогли к 2015 году достичь Целей развития тысячелетия в области голода и вдвое сократить число голодающих. Остальным это оказалось не под силу. Климатические изменения,  накладывающиеся на конфликт, еще более усугубляют продовольственную ситуацию. Засуха в Ираке и ряде регионов Сирии (Алеппо, Идлиб, Хомс), наводнения, ливни и тропические циклоны в Йемене, засухи и наводнения в Южном Судане, феномен  «Эль Ниньо» в Сомали — все это даёт кумулятивный эффект воздействия на продовольственную безопасность.

Еще один фактор: в большинстве случаев, утверждают эксперты ФАО, воздействие конфликтов затрагивает в непропорционально большей степени аграрный сектор, как в силу доминирования сельского хозяйства в экономиках бедных стран, так и из-за важности контроля за ресурсами в ходе конфликта. В Южном Судане, например, противоборствующие силы вели вооружённую борьбу за скот, а в Сирии помимо гонки за нефтяными месторождениями, ключевое значение приобретает контроль за дамбами на Евфрате для регулирования водных ресурсов и их использования на цели сельского хозяйства.

52.2MB | MySQL:103 | 0,451sec