Меры алжирского руководства по решению финансового кризиса

Совет министров АНДР внес поправки в закон о финансах и кредите, подразумевающие, что Банк Алжира профинансирует образовавшийся бюджетный дефицит.

Такое решение алжирское правительство приняло на совместном заседании с президентом страны Абдельазизом Бутефликой 6 сентября текущего года.

На нем присутствующие рассмотрели и одобрили план действий кабинета министров, предложенный новым премьер-министром АНДР Ахмедом Уяхья.

Внесенные поправки подразумевают возможность использования «нетрадиционных форм внутреннего финансирования» Банком Алжира государственного Казначейства.

В своем обосновании председатель правительства, называя подобные меры «исключительными», утверждает, что они позволят гарантированно покрыть дефицит государственных финансов и не допустить серьезного инфляционного роста.

Эти меры разрешают Банку Алжира «непосредственно кредитовать Казначейство страны, чтобы профинансировать внутренний государственный долг и пополнить Национальный фонд инвестиций».

Подобные действия вводятся сроком на пять лет и подразумеваю реализацию структурных экономических и финансовых реформ, направленных на «восстановление баланса государственных финансов и равновесия платежного баланса».

В связи с этим кабинет министров АНДР заявляет, что «нестандартное финансирование было введено рядом развитых стран, таких как Япония, США и Великобритания, которые таким образом пытаются справиться с последствиями мирового финансового кризиса и осуществлять свое дальнейшее развитие».

Кроме того, в его заявлении указано, что Алжир вводит такие меры временно и не намерен продлять их в будущем, и что это связано с трехлетним тяжелым финансовым кризисом, вызванным серьезным падением цен на углеводороды.

В свою очередь, президент Республики Абдельазиз Бутефлика отметил, что «использование собственных нетрадиционных средств позволит избежать сбоя процессов экономического и социального развития, как это отмечалось в конце 1980-х годов».

Согласно его утверждениям, «Алжир, создавший своими руками экономическую независимость путем досрочного погашения долгов и накоплением валютных резервов, может сегодня использовать последние для внутреннего финансирования из нетрадиционных источников, чтобы избежать опасного экономического и социального упадка и добиться роста».

Таким образом, глава государства фактически признал, что власти страны решили использовать свой стратегический неприкосновенный запас.

Речь идет о начале расходования оставшихся нефтегазовых накоплений, отложенных алжирским руководством в «тучные нулевые годы».

По состоянию на начало июля 2014 года они оценивались в 193 млрд долларов. Спустя ровно три года, по официальным данным, эта сумма сократилась до 105 млрд долларов.

На практике это привело еще в феврале текущего года к полному исчерпанию Фонда национальных инвестиций, который алжирские экономисты называли «копилкой», из которой власти финансировали различные «оперативные» проекты и тогда на очереди возникла насущная потребность «распечатать стратегические накопления», в основном находящиеся в заграничных банках.

Важно напомнить, что президент АНДР еще в начале 2017 года ставил задачу тогдашнему премьер-министру страны Абдельмалеку Селлалю сохранить финансы на уровне не ниже 100 млрд долларов.

Однако уровень алжирских расходов не позволял на это рассчитывать и подобное положение дел стало далеко не последней причиной в его майской отставке и замене его Абдельмаджидом Теббуном.

Однако его энергичные действия в направлении «сохранения национальных финансов», в том числе путем борьбы с «утечкой капиталов» через введение дополнительного обложения для работающих в Алжире иностранных компаний и наведения элементарного порядка в работе отечественных олигархов спровоцировали конфликт внутри правящей элиты страны и вызвали его отставку.

Между тем, приход в четвертый раз на премьерский пост Ахмеда Уьхьи отнюдь не решил данную проблему.

В условиях сохранения высшими алжирскими властями гигантских гипертрофированных расходов страны на государственный и в том числе силовой аппарат, особенно на вооруженные силы (президент пока не рискует сокращать содержание армии, опасаясь ее острой реакции), выход из ситуации виделся лишь в продолжении трат ресурсов, накопленных в «нулевые» годы.

Алжирские и международные экономисты предупреждают, что «наводнение» национальной экономики крупными объемами денег может подкрепить ее лишь на краткосрочный период.

При этом они усматривают в этом гораздо больше негативных моментов, в том числе заметного инфляционного витка.

Данный процесс может еще больше усугубиться в результате того, что объявленные Бутефликой и Уяхья «исключительные меры» фактически дают Банку Алжира карт-бланш на эмиссию национальной валюты – динара.

И, наконец, он может дополнительно усилиться, поскольку алжирские власти, несмотря на свои недавние заверения, что они не намерены прибегать к иностранным заимствованиям, готовятся привлечь зарубежные средства из Африканского банка развития.

Во всяком случае, эти действия вряд ли способны решительно изменить положение дел в экономике страны в лучшую сторону, поскольку, с одной стороны, она по-прежнему зависит на 97.5 процентов от нефтегазовых поступлений, а с другой ее власти упорно не замечают глобальных экономических изменений и не желают проводить реформ, направленных на уменьшение государственных расходов.

А это, в свою очередь, обусловлено особенностями сложившегося в Алжире аппарата управления, всё больше демонстрирующего свою несостоятельность в кризисных реалиях.

62.87MB | MySQL:102 | 0,576sec