США выражают недовольство неуступчивой позицией арабской «четверки» по катарскому кризису.

Беспокойство по поводу кризиса вокруг Катара продолжает расти в Белом доме спустя более трех месяцев после начала конфликта в Персидском заливе. Об этом сообщила 17 сентября газета «Вашингтон пост» со ссылкой на источники в вашингтонской администрации. «Мы вложили туда очень много инвестиций, — цитирует издание представителя Белого дома. — Допустимо ли, что американский бизнес начинает говорить нам об аннулировании их контрактов из-за ситуации в [Персидском] заливе?» Он также указал на потенциальную угрозу для американской авиабазы, с которой вылетают самолеты на антитеррористические операции. «Мы все начинаем чувствовать <…>, как кризис [вокруг] Катара препятствует тому, что мы хотим сделать», — сказал источник издания. Он отметил, что Белый дом пытается призвать стороны прекратить конфликт, «прежде чем [ситуация] начнет влиять на военные операции» против экстремистов. Газета подчеркивает, что администрация США отмечает прогресс Дохи в деле борьбы с терроризмом (с чего бы это?). Мы выразим очень серьезное сомнение в правильности такого изложения фактов, поскольку никаких явных или видимы угроз американским инвестициям, не говоря уже о рисках бесперебойной работы американской военной базы в Катаре, откуда, кстати,  помимо вылетов собственно самих военных самолетов, осуществляется командование и координация всех американских усилий в Сирии и Ираке, просто не может существовать по определению. Совершенно оправданно можно сказать, что ни одна из сторон конфликта никогда и ни при каких обстоятельствах не позволит себе в рамках взаимных враждебных действий замахнутся «на святое». Более того, и Катар и арабская «четверка» делают все возможное для того, чтобы заручиться поддержкой Вашингтона, в основном путем заключения крупномасштабных оружейных контрактов. Так что американские самолеты могут летать из базы в Катаре прямиком через воздушное пространство  КСА без всяких стеснений.

При этом в возникновении самого кризиса надо быть безусловно быть «благодарным» лично президенту США Д.Трампу, который никак не может взять в толк, что он находиться не на шоу, и все его слова воспринимаются буквально. В том числе и те, которые он зачем-то произнес во время своего известного визита в Эр-Рияд в конце мая,  обвинив Доху в поддержке террористов и «Братьев-мусульман». Тем самым он дал, как ошибочно полагали в Эр-Рияде, Каире и Абу-Даби, «зеленый свет» на проведение политики «закручивания гаек» в отношении Катара. Тогда еще в этих арабских столицах тешили себя иллюзиями в отношении того, что слова  нового президента США не расходятся с делом. Там образом, «неизвестный  представитель» администрации Белого дома жалуется в принципе на своего шефа. Но мы выразим в этой связи вообще большое сомнение в реальном существовании такого «источника», поскольку вся эта история, по нашей оценке, является классическим вариантом вброса «нужной информации» или, говоря языком спецслужб, мероприятия по «доведению направленной информации». Рискнем предположить, что  инициатором такого выражения «обеспокоенности Белого дома» в данном случае выступает как раз Доха. И делается это прежде всего в рамках давления на своих оппонентов в пользу уступок с их стороны. В данном случае  надо учитывать, что эта информация появилась как раз после того, как Белый дом отказался удовлетворить заявку Каира на ежегодную военную прямую помощь, и явного игнорирования требований Эр-Рияда поменять свою позицию по отношению к контролируемому им сегменту сирийской вооруженной оппозиции. Это, кстати, вынудило Саудовскую Аравию принять более активное участие в работе шестого раунда переговоров  в Астане и обозначить тем самым некую внутреннюю готовность на достижение компромисса с Москвой и Дамаском в будущем политическом устройстве Сирии. А это для Эр-Рияда является крайне болезненным моментом. Еще один момент — это недавняя инициатива Дохи по проведению переговоров с «четверкой» о путях выхода из кризиса. Эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман 9 сентября провели телефонный разговор, в котором затронули аспекты продолжающегося кризиса вокруг эмирата. Об этом 16 сентября сообщил катарский телеканал «Аль-Джазира». По имеющейся информации, катарский лидер «выразил желание сесть за стол переговоров» и обсудить требования, выдвинутые четырьмя арабскими государствами (Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Бахрейном и Египтом), «с целью достижения общих интересов». Отмечается, что эмир Катара согласился с предложением саудовского наследного  принца определить представителей, которые начнут обсуждение «имеющихся между сторонами разногласий». Также указывалось, что Саудовская Аравия объявит о подробностях прошедшего разговора и о возможных решениях по данному вопросу «после обсуждения и согласования с ОАЭ, Бахрейном и Египтом».

Через два дня после «консультаций» Эр-Рияд публично отверг любые возможности диалога с Дохой до принятия Катаром «выдвинутых условий». Еще через неделю появилась указанная  статья, которую надо расценивать как недовольство Белого дома  неуступчивостью «четверки» в ответ на мирные инициативы Дохи. По крайней мере мы фактически уверенны, немного понимая арабский менталитет, что именно таким образом это было расценено в столицах «четверки». В пользу того, что эта статья была инспирирована катарским лобби говорит и то факт, что во время всех предыдущих конфликтов с КСА и ОАЭ большой и малой интенсивности первыми о компромиссе всегда говорили именно катарцы. С другой стороны, Вашингтон и сам. Дональд Трамп, в частности, своего негативного отношения к глобальному движению «Братья-мусульмане» не изменили, просто теперь они его публично не выражают и не связывает официально «братьев» с катарским спонсированием. А вот директивы для ЦРУ США из Белого дома наоборот предписывают усилить борьбу этим движением, и это в принципе дает «четверке» пока поле для выжидательного маневра.

52.1MB | MySQL:103 | 0,486sec