Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 13

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ ( ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Напомним, что в предыдущей публикации (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=37619) мы рассмотрели раздел документа, озаглавленный «Оружие защиты от БЛА», одним из пионеров в разработке которого являются Соединенные Штаты Америки. Принцип функционирования нынешних разработок заключается в выставлении помех и прерывании связи между дроном и его оператором. Функционируя с расстояния около 400 м, подобные устройства, впрочем, не решают главной задачи. Они не позволяют устанавливать контроль над дроном (он может вернуться на базу в автоматическом режиме или упасть, приведя к непреднамеренным жертвам). Поэтому, естественно, что следующим разделом документа является «Система захвата БЛА».

Как пишет автор документа, ведомство под кодовым названием Department 13 разработало систему Mesmer, чей принцип действия отличается от упомянутого выше (помехи радиочастот и GPS-сигнала) и позволяет захватывать БЛА. Mesmer осуществляет перехват и расшифровку управляющего сигнала между БЛА и его оператором. Система включает компьютер, передатчик и, разумеется, главную свою составляющую – программное обеспечение, которая позволяет распознавать команды оператора и перехватывать управление над дроном. Надо ли говорить о преимуществах этого метода, который позволяет направлять БЛА и осуществлять его посадку в заданном участке местности. Иными словами, возможно осуществлять не уничтожение, а захват неповрежденных дронов, в которых не срабатывает система автопилота (возврат на базу) или самоуничтожения. Однако, считается, что предпочтительнее систему Mesmer использовать не для защиты жилых кварталов, а отдельных важных городских зданий. Что, в общем-то, понятно – как можно понять из в/у объяснений, система не сканирует воздушное пространство в целом и действие её остается достаточно локальным.

Рис. 25. Система «Mesmer».

Рис. 26. Радар серии А400.

Следующий раздел документа называется «Система противодроновой обороны». В нем, в частности, рассматривается система Blighter AUDS, являющаяся совместной разработкой компаний Chess Dynamics, Enterprise Control Systems» и Blighter Surveillance System. Вкупе с радаром серии А400 марки Ku-Band (рис.26) производства фирмы Blighter система сканирует воздушное пространство в течение 24 часов, при любых погодных условиях. Предельный радиус действия системы составляет 10 км. С помощью электрооптических средств управления производства компании Chess Dynamics, инфракрасных камер и следящего программного обеспечения, осуществляется обнаружение и отслеживание цели. С помощью системы постановки электронных помех фирмы Enterprise обеспечивается захват БЛА и затрудняется при этом его посадка (очевидно, подразумевается – из-за потери связи между дроном и «настоящим» оператором БПЛА —  В.К.). В настоящее время данная система поступила на вооружение частей США, дислоцированных в Ираке. А её первое применение зафиксировано в ходе операции в Мосуле.

Впрочем, наличествуют у системы и свои недостатки: так использование антенн Ku-Band затруднено в сложной городской «местности». Кроме того, доподлинно неизвестно относительно влияния подобных антенн на здоровье людей и на окружающую среду. В силу этих причин, до использования системы в городских условиях требуется проведение дополнительных исследований технологии.

Пока же это реализуется, следующим методом охоты на дронов авторами указывается использование орлов (раздел документа «Охота на БЛА с помощью орлов»). Как пишется, в настоящее время орлы используются в европейских странах силами полиции. Особым образом дрессированные орлы, увидев БЛА в воздухе, на них нападают и выводят из строя. Безусловным достоинством метода является обнаружение орлами с достаточно приличных расстояний. Однако, как показала практика орлов не удается использовать против БЛА с жестким фюзеляжем – лишь только против многопропеллерных БЛА. Кроме того, считается, что использование орлом неэффективно против негосударственных акторов ( сложно сказать, что авторы здесь имеют в виду — В.К.). При этом понятно, что в результате подрыва взрывного устройства орлу может быть нанесен урон, а воспитание нового продолжается около 8 месяцев. Помимо всего прочего, данный метод не является эффективным против атаки нескольких беспилотников.

Рис. 27. Ликвидация дрона с помощью орла.

Завершает главу, посвящённую методам борьбы с дронами, раздел под заголовком «Захват БЛА с помощью сети». Данный метод разделяется на два. Первый, с помощью другого БЛА и сети привести дрон, представляющий угрозу, в нерабочее состояние. Или же, второй, когда сеть выстреливается на дрон с помощью специального оружия. Таким образом, происходит захват дрона. Метод, продемонстрированный на рис.28 может использоваться для захвата лишь многопропеллерных БЛА. Кроме того, понятно, что для захвата дрона подобным способом требуется подготовленный оператор. С помощью системы Skywall 100 может обеспечиваться захват дрона, находящегося на расстоянии не более 100 м. Иными словами, против дронов, летящих на больших высотах, это средств защиты неэффективно . Также, очевидно, что охота с помощью сетей не срабатывает в случае атаки, осуществляемой несколькими БЛА. Действие метода ограничено возможностями человеческих глаз увидеть в небе летящий дрон.

Рис. 28. Захват дрона с помощью сети.

52.31MB | MySQL:110 | 0,497sec