О развитии атомной энергетики на Ближнем Востоке. Часть 3

Минувшей весной министр энергетики России А.В.Новак детально обсудил с министром нефти, электроэнергетики и водных ресурсов Кувейта Э.аль-Марзуком перспективные направления двустороннего сотрудничества в области энергетики. В ходе переговоров был отмечен большой потенциал взаимодействия в сфере мирного использования атомной энергии. С учетом планов по сооружению атомной электростанции в Кувейте Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной кооперации с арабской монархией по различным направлениям применения ядерных технологий в мирных целях, включая опреснение морской воды, ядерную медицину, изотопы, исследовательские реакторы.

Справедливости ради отметим, что о строительстве первой кувейтской атомной электростанции речи пока не идет. Чтобы взяться за такой масштабный проект, необходима долгосрочная стратегия в области развития атомной энергетики. Сторонам целесообразно детально продумать процесс подготовки кадров, создать нормативно-правовую базу и выбрать подходящую площадку для возведения атомной электростанции. По убеждению А.В.Новака, главное для кувейтской стороны – это выбор стратегического партнера, который будет помогать государству в реализации проекта, от планирования до строительства и непосредственной эксплуатации атомной электростанции. Кстати, в 2010 году Россия и Кувейт подписали меморандум о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Почему бы не перейти от слов к делу?

Примечательно, что атомная энергетика теряет популярность во многих государствах. Например, в США снижение стоимости возобновляемых источников энергии делает их более привлекательным вариантом производства электроэнергии, чем атомные электростанции. Франция, страна с давними традициями в области атомной энергетики, также стремится снизить свою зависимость от ядерных реакторов. Даже Китай вкладывает больше финансовых ресурсов в развитие ветропарков, чем в ядерную инфраструктуру[i].

Однако на Ближнем Востоке картина несколько иная. Как справедливо отметил в интервью кувейтской газете «Ас-Сияса» А.В.Новак, даже богатые нефтью страны обращаются к атомной энергетике. В июне 2015 года было подписано рамочное российско-саудовское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Документ создал основу для двустороннего сотрудничества по широкому спектру направлений, в том числе по проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации энергетических и исследовательских ядерных реакторов, опреснительных установок, радиационных технологий и ядерной медицины, подготовки кадров. Для обсуждения потенциальных направлений сотрудничества и возможностей реализации совместных проектов в области атомной энергетики, в том числе проекта сооружения атомной электростанции по российским технологиям, был создан совместный координационный комитет.

В интервью кувейтскому изданию российский министр подчеркнул, что регион Ближнего Востока и Северной Африки является «локомотивом» развития мирового рынка атомной энергетики. В регионе колоссальный потенциал рынка как в энергетической сфере, так и в смежных областях. Существенная доля российского зарубежного портфеля заказов приходится именно на этот регион. Россия реализует проекты по сооружению атомных электростанций в Египте, Иордании, Турции, Иране. Также нашим государством подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве в области мирного атома с Алжиром, Тунисом. Россия ведет совместные проекты с ОАЭ в области ядерного топливного цикла. По результатам тендера, проведенного в 2011–2012 годах, с двумя дочерними предприятиями «Росатома» (TENEX и Uranium One) были заключены договоры на поставку обогащенной урановой продукции и природного урана для первой в этой арабской стране атомной электростанции.

В мае с.г. поступила информация, что Казахстан прорабатывает возможности экспорта урана в Иран.

Напомним, что Исламская Республика несколько лет находилась под санкциями из-за опасений международного сообщества, что она может создать свою атомную бомбу. Два года назад страна согласовала с «шестеркой» международных посредников (пять ядерных держав плюс Германия) так называемый Совместный всеобъемлющий план действий, и расширенные санкции были сняты. Однако теперь Иран находится под плотным контролем со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и группы зарубежных наблюдателей. Более того, США по-прежнему сохраняют собственные антииранские санкции, причем администрация американского президента Д.Трампа смотрит на Исламскую Республику строже предыдущей.

В феврале с.г. глава Организации по атомной энергии Ирана А.А.Салехи сообщил, что страна собирается в течение трех лет закупить в Казахстане 950 т уранового концентрата. Как заявил заместитель министра иностранных дел Казахстана Е.Ашикбаев, в связи с позицией новой администрации США о необходимости пересмотра подходов Ирана к вопросам реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, направление заявки в канал закупок совместной комиссии по получению авторизации на осуществление этого контракта является нецелесообразным, поскольку заявка не будет одобрена.

Тем не менее Астана не опускает руки, пытаясь решить проблему. По информации Е.Ашикбаева, государство ведет плотные консультации со всеми странами – участницами Совместного всеобъемлющего плана действий. Он подчеркнул, что как только между этими странами будут согласованы все модальности, Казахстан подаст заявку.

[i]Russia and Nuclear Power // Eurasianet.org, 21.06.2017. URL: http://www.eurasianet.org/node/84076

52.1MB | MySQL:103 | 0,569sec