Вот уже 10 лет сектор Газа представляет собой фактически самостоятельное государственное образование, управляемое ХАМАСом. В секторе нет ни египетских войск, оккупировавших его в 1948-1967 гг. (с перерывом на несколько месяцев в 1956-1957 годах, когда сектор Газа и Синай заняли израильтяне); ни еврейских поселенцев и сил ЦАХАЛа, контролировавших Газу в 1967-2005 гг.; ни сил, подчиненных Палестинской национальной ндминистрации (ПНА). Номинально сектор Газа входит в состав ПНА. Однако де-факто связь Газы с ПНА выражается главным образом в том, что находящееся в Рамалле и полностью контролируемое ФАТХом правительство ПНА из года в год выделяет деньги на функционирование тех или иных гражданских структур Сектора. Это своего рода оплата за видимость сохранения ПНА как единого целого.
Эта видимость была нарушена, когда в марте этого года по распоряжению одного из лидеров ХАМАСа в секторе Газа Яхьи Санвара была создана местная административная комиссия, которая функционировала в секторе Газа как альтернативное палестинское правительство. Одна из ее целей была парализовать всякое подобие деятельности властей ПНА в секторе Газа. И это происходило, несмотря на то, что ХАМАС получал на поддержание граждански структур сектора Газа ежемесячно 440 миллионов шекелей (около 126 миллионов долларов США) от правительства ПНА, возглавляемого премьер-министром Рами Хамдаллой. Уместно напомнить о том, что профессор Рами Хамдалла был назначен премьер-министром ПНА в июне 2014 года в рамках давно уже не действующего очередного соглашения о примирении между ФАТХом и ХАМАСом, когда было решено создать «правительство технократов».
Создание административной комиссии в секторе Газа вызвало гнев главы ПНА Махмуда Аббаса. В административном центре ПНА — Рамалле наконец, с опозданием на десять лет поняли, что с одной стороны власти ПНА не контролируют сектор Газа, а с другой стороны они же финансируют альтернативные властные структуры, созданные в секторе ХАМАСом и целиком контролируемые им.
Махмуд Аббас начал борьбу против ХАМАСа, причем вел ее за счет населения сектора Газа. Эта борьба включала в себя жесткие экономические санкции, имевшие своей целью вызвать массовое недовольство населения Газы с тем, чтобы при его посредстве усилить давление на ХАМАС. Достаточно упомянуть о том, что Махмуд Аббас сократил на 30% зарплаты, которые получали служащие учреждений ПНА в секторе Газа, а еще 6 тысяч служащих – в том числе врачей и учителей – он просто уволил. В условия массовой безработицы это был тяжелейший удар по благосостоянию жителей Сектора.
Помимо этого, для того, чтобы наглядно показать жителям Газы, насколько им плохо живется под властью ХАМАСа, Махмуд Аббас отменил ранее выделявшееся ПНА больным жителям сектора, выезжавшим за границу на лечение, финансирование. Он также резко сократил оплату закупок электричества у Израиля на нужды Газы, что привело к сокращению до четырех часов в сутки подачи электричества.
ХАМАС держался в таких условиях более полугода, но вот теперь он объявил о роспуске упомянутой административной комиссии. Однако кредит за это драматическое решение ХАМАСа целиком принадлежит президенту Египта Абдель-Фаттаху Халилу ас-Сиси, а не властям ПНА. Дело в том, что египетский президент пообещал ХАМАСу в обмен на роспуск административной комиссии открыть единственный контрольно-пропускной пункт на границе Египта с сектором – Рафах. А договор об открытии КПП Рафах в определенные дни, который ХАМАСу подписал с Египтом, намного важнее контролирующим сектор Газа исламистам, чем те зарплаты, которые ПНА выплачивала служащим. Поэтому ХАМАС готов пойти на уступки именно Египту.
Можно утверждать, что больше всех от роспуска административной комиссии в Газе выиграл Абдель-Фаттах Халил ас-Сиси. С его точки зрения это решение было принято руководством ХАМАСа в самый подходящий момент, поскольку на этой неделе президент Египта примет участие в Генеральной Ассамблее ООН и встретится с президентом США Дональдом Трампом. Решение, принятое ХАМАСом, позволит египетскому президенту предстать в Нью-Йорке в образе влиятельного регионального арабского лидера, способного заставить пойти на уступки упрямых исламистов.
А вот для Махмуда Аббаса это очень неподходящее время для примирения с ХАМАСом. Уступка ХАМАСа как бы подталкивает главу ПНА к примирению с ним. Однако такое примирение будет воспринято отрицательно в Белом доме и на Генеральной Ассамблее ООН. Возможно, именно по этой причине ФАТХ старается сейчас отодвинуть примирение с ХАМАСом на потом, на некий неясный срок после Генеральной Ассамблеи ООН. Представители ФАТХа утверждают, что упомянутое заявление ХАМАСа пока не было официальным, а потом с официальным примирением стоит подождать.
Уместно добавить, что примирение с ХАМАСом усилило бы общую картину кризиса в отношениях между ПНА и администрацией президента Дональда Трампа. Как сообщалось ранее, глава ПНА намерен в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН на этой неделе потребовать от этой крупнейшей международной организации признания Палестины в качестве независимого арабского государства в границах тех частей бывшей британской подмандатной территории Палестина, которые до Шестидневной войны 1967 года находились под контролем Иордании и Египта. Решение обратиться к ООН с таким призывом — это отчаянная попытка Махмуда Аббаса добиться чего-нибудь через голову американцев. Можно полагать, что эта попытка провалится, но сама по себе она способна еще более ухудшить отношения ПНА с американской администрацией.
В дополнение к этому ожидается, что Махмуд Аббас официально обратится к Белому дому с требованием объявить о возобновлении мирного процесса между палестинскими арабами и Израилем на основе принципа «два государства для двух народов».