О позиции туркоман Турции и Ирака в преддверии проведения референдума о независимости Иракского Курдистана

17 сентября, в Стамбуле прошли массовые демонстрации с требованием защитить туркоманское население иракского Киркука, «оккупированного» отрядами пешмерга и Рабочей партии Курдистана (РПК). Инициаторами выступлений стало молодежное крыло оппозиционной партии «Великое единство».

Турецкое информационное агентство «Анадолу» приводит слова председателя молодежного крыла партии, Куршада Мирджана, заявившего во время митинга, что «Киркук, являющийся  на протяжении тысячелетий, родиной для туркоман, в настоящее время оккупирован двумя дивизиями пешмерга и террористическими элементами РПК».

Ранее, в материалах, размещенных на сайте Института Ближнего Востока, мы затрагивали вопрос отношения туркоманской части населения провинции Киркук, которое совпадает с мнением туркоман, населяющих другие провинции Ирака и выражено в консолидированной позиции «Туркоманского фронта», гласящей: туркоманы не признают результатов референдума о независимости Иракского Курдистана и не будут выполнять какие-либо решения, прописанные в них.

С тех пор, в позиции туркоман Ирака по этому поводу принципиальных изменений не произошло, и чем ближе дата референдума, тем категоричнее и недвусмысленнее она становится.

Президент иракского Союза ассоциаций «Туркоман Яли», Эдин аль-Баяти заявил, что «референдум, в которые курдские власти хотят втянуть Северный Ирак, ввергнет регион в огонь войны и приведет к его расколу».

Еще дальше пошел в своих высказываниях (и тут курдам посылается недвусмысленный намек, поскольку в эрдогановской Турции такое, просто так, никто не озвучит) президент культурной (!) ассоциации «Турки Ирака», Мухаммед Тотоноджу, полагающий, что «заговоры, плетущиеся против туркоманских районов Ирака и Сирии, направлены на самом деле против Турции».

И туркоманы, и арабское население Киркука и других смежных территорий, со «спорной» юрисдикцией, отказываются принимать участие в референдуме.

Общеизвестно и мнение правительства Ирака в отношении референдума: оно противоречит, принятой в 2005 году конституции страны, и не отвечает ни политическим, ни экономическим и не национальным интересам курдского народа.

С ним, в целом, солидарна и позиция соседних стран, корреспондирующуюся с позицией международного сообщества, где громче других слышится мнение Турции – сохранение целостности Ирака неразрывно связано с обеспечением мира, стабильности и процветания региона. Мы уже упоминали об эволюциях турецкой политики в отношении туркоман Ирака, и еще раз выскажем точку зрения, что такая солидарность Анкары со всеми протестующими против референдума, зиждется не на  заботе и опеке «над младшими братьями», и даже не на «неоосманизме», на этот раз, а на страхе перед мощным консолидирующим импульсом референдума, способного создать предпосылки  для формирования настоящего независимого Курдистана, территориально (и, кстати, исторически и этнографически совершенно обоснованно) простирающегося куда как дальше трех северных курдских провинций Ирака.  Именно этот страх, а не доходы от транзита курдской нефти, контрабанды, и, просто торговли без уплаты таможенных пошлин в бюджет Ирака движет правительством Р.Т.Эрдогана при принятии резолюций в поддержку иракских туркоманских племен и выдачи разрешений на демонстрации их сторонников в центре Стамбула.

19 июля 2017 года высший координационный орган туркоман Ирака единогласно подвел черту под позицией всех туркоманских племен, партий и объединений, поддержанную официальными заявлениями депутатов-туркоман из федерального и местных парламентов и заявленную во время встреч с властями Ирака и руководством провинций: проведение референдума ассоциировано у туркоман с трагическими событиями 1959 года, известными как «резня в Киркуке», туркоманы не только не признают референдум и его решения, но и будут препятствовать его проведению на территориях своего проживания.

То есть, все точки над «i» расставлены.  Теперь, единственное, что может предотвратить новую войну на севере Ирака, это действия курдских властей и лояльных им сил, прежде всего, в Киркуке.  Недавний инцидент с самовольным использованием курдской символики в городе и в провинции, устроенный с подачи губернатора при поддержке курдов-депутатов местного законодательного собрания предполагает сценарий, по которому могут начать развиваться события. Не в меру ретивые сторонники независимости на местах, на тех самых «спорных» или неопределенных территориях со смешанным населением, могут постараться открыть избирательные участки для голосования. Действия туркоманов и арабов понятны – участки эти будут блокированы, что, учитывая накал страстей, неминуемо приведет к вооруженным столкновениям. За последние два года курды и туркоманы при поддержке шиитских милиционных формирований из состава «Народного ополчения» Ирака уже сходились в ожесточенных боях, в том же районе города Туз Хурмату. В ход пошли танки, реактивные системы залпового огня, пленных не брали, а кадры с разгромленными шиитскими мечетями, сорванными портретами имамов Али и Хусейна не сходили со страниц местных СМИ.  Спор был всего-то, из-за нескольких нефтяных скважин и труб между ними. Теперь ставки гораздо выше, стало быть, разговор пойдет на куда, как «повышенных, тонах».

Помешать курдам провести референдум на территориях Эрбиля, Сулеймании и Дохука Багдад не в силах, да и момент для этого безнадежно упущен, любые силовые попытки этого спровоцируют все ту же войну. Но вот ограничить проведение голосования на  «спорных» территориях, заменив его на, например, опрос общественного мнения, ни в коем случае не допуская открытия избирательных участков, собрать согласительные комиссии с участием шейхов племен и уважаемых, авторитетных людей, провести совместные парламентские слушания, словом, — сделать, все, что угодно для перенаправления вектора общественного сознания с конфронтационного на нейтральный, вот этим, хотелось бы надеяться, занимаются сейчас эмиссары из Эрбиля и Багдада в Киркуке. Возможно, на позицию Эрбиля по ограничению зоны проведения референдума влияние окажет мнение Анкары. Ее, как и Багдад, происходящее касается, прежде всего.

Тогда, туркоманским племенам, как и поддерживающим их арабским соседям не придется реализовывать все неоднократно озвученные намерения.  К сожалению, анализ двусторонних реляций из Багдада и Эрбиля в отношении этого кризиса, статей в СМИ и выступления практически всех политиков оставляет мало шансов на такой исход, никто из них, увы, не предложил практического механизма по реализации совместного управленческого статуса Киркука, пусть временного, но лет, хотя бы, на 25, в течение которых можно было поднять уровень жизни и создать условия, когда люди меньше всего бы озадачивалась, какого цвета флаг реет над местным муниципалитетом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,492sec