Рост террористической активности «Аш-Шабаб» в Сомали

Начало сентября с.г. ознаменовалось  активизацией террористической активности исламистов из «Аль-Шабаб» на территории  Сомали. 11 сентября один человек погиб при взрыве заминированного автомобиля в столице Сомали Могадишо.     Ранее в этот же день в результате нападения боевиков  «Аш-Шабаб» в городе Балад Хаво, расположенном на границе с Кенией, погибли десять военнослужащих.  Кроме того, накануне не менее шести человек погибли после того, как террорист-смертник совершил самоподрыв в ресторане, расположенном в городе Беледвейн (около 340 км к северу от Могадишо) в центральной части страны. Взрыв прогремел около офиса губернатора провинции Хиран, где чиновник проводил встречу с населением и полицией. За неделю до этого боевики напали на военную базу Джубаленд на юго-западе страны. В результате были убиты 26 солдат, а также сожжены три машины. Кроме того, боевики увезли три автомобиля с базы. В последнем случае и  при нападении на Балах Хаво целями безусловно были кенийские военные. И делается это в рамках дальнейшего давления со стороны «Аш-Шабаб» на Найроби с целью принятия кенийским руководством окончательного решения по выводу своих военных из состава миротворческой миссии АМИСОМ в Сомали. Одновременно некоторые эксперты утверждают, что таким образом некоторые сомалийские кланы пытаются послать ясный сигнал Найроби о необходимости пересмотреть свое решение о ликвидации лагерей сомалийских беженцев на территории Кении.

Обратим внимание на то, что полтора месяца назад 11 августа министр иностранных дел Сомали Юсуф Гараад Омар направил секретное письмо послу США в Могадишо С.Шварцу с просьбой о «немедленной военной помощи в связи с резкой активизацией исламистов из «Аль-Шабаб» на территории бывшей Сомали, что угрожает стабильности нынешнего правительства». Одной из основных причин такой активизации министр называет в своем послании усиление «иранского влияния» в Сомали и альянса Тегерана с исламистами из «Аш-Шабаб». Также в этом письме указывается на то, что на урановом руднике в регионе  Галмудуг в настоящее время под контролем исламистов иранцы осуществляют разработку и вызов в Иран уранового сырья. Также обратим внимание на еще один пассаж этого послания: «каждый день враги Америки получают материалы для производства ядерного оружия». Вот именно этот момент заставляет серьезно усомниться в действительности приведенных фактов, поскольку по своей африканской наивности министр иностранных дел Сомали просто напросто пытается давить на Вашингтон, стараясь при этом нажать на самую больную для него тему в виде иранского ядерного оружия. При этом безусловно в Могадишо учитывали  нынешнюю политическую конъюнктуру в США на фоне яростной антииранской риторики президента Д.Трампа и его стремление выйти из соглашения по ИЯП. К чести американцев отметим, что посольская резидентура ЦРУ США в Сомали, изучив послание министра иностранных дел, решила пока не поддаваться алармистским настроениям и изучить ситуацию. Прежде всего, через мониторинг ситуации в Галмудуге с помощью беспилотников. При этом, по нашим данным, американские военные пока решили не удовлетворять просьбу Могадишо о прямой срочной военной помощи, а все доводы министра иностранных дел Сомали в пользу того, что ее «отсутствие приведет к скорому падению нынешнего правительства в Могадишо» пока оставлено без ответа.

При этом часть правды в словах министра иностранных дел безусловно имеется. Прежде всего по причине, что союз между «Аш-Шабаб» и Тегераном существует. И образовался он примерно три месяца назад в силу стремления Ирана организовать дополнительный к уже существующему оманскому канал контрабанды своего оружия подконтрольным  хоуситам в Йемене и реанимации таких логистических маршрутов в сектор Газа в связи с восстановлением сотрудничества с ХАМАСом. В этой связи иранцы отказались фактически от предыдущей стартовой площадки для подобного рода операций в виде Эритреи из-за с резкого усиления влияния там ОАЭ и Египта. При этом контакты с исламистами «Аш-Шабаб», которые взяли на себя функции основных  гарантов безопасности логистики таких операций, были установлены иранцами с помощью связей в Сомали бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. То, что такие каналы функционируют, сомнения нет. Особенно на фоне последних по времени данных израильских спецслужб о появлении на Синае и в секторе Газа новых наборов для производства СВУ иранского производства. Такие же наборы сейчас находятся и у хоуситов в Йемене.  Но одно дело контрабанда оружия, а совсем другое добыча и экспорт урана, для чего необходима квалифицированная рабочая сила, оборудование и способность вывозить такое сырье морем в Иран. Все это сейчас отсутствует.

Истинную причину спекуляции Могадишо на иранской угрозе, по нашей оценке, надо искать в несколько иной плоскости. Это прежде всего проблемы сосуществования нового президента Сомали М.Формаджо с многочисленным  сомалийским кланом хавие, и особенно с его значительной частью в лице хабар-гидир. Последние недовольны политикой нового президента по насыщению органов исполнительной власти и армии родственниками президента с игнорированием собственных желаний на эту тему. Сам президент принадлежит в общем-то малочисленному клану дарод (к нему же принадлежал, кстати, и последний диктатор Сомали С.Барре), и не в состоянии эффективно противостоять такому прессингу. В общем-то последняя по времени террористическая активность  «Аш-Шабаб» также является частью такого недовольства значительной части племенной верхушки сомалийских кланов кадровой политикой Формаджо. В этой связи министр иностранных дел Сомали в такой неожиданной форме решил напомнить Вашингтону о том, что Формаджо является вообще-то гражданином США, и неплохо бы американцам в этой связи поддержать его. Но по данным ряда экспертов, пока в Белом доме сомалийское направление абсолютно точно не числится в ряду приоритетных, а значит каких-то активных действий Пентагона в Сомали пока ожидать не приходится.

52.24MB | MySQL:103 | 0,569sec