Наследный принц Мухаммед бен Сальман укрепляет свои позиции в МВД КСА

Назначение директором разведывательной службы МВД КСА генерала Абдулазиза аль-Хауарани  эксперты связывают с окончанием этапа полного подчинения аппарата внутренней и внешней спецслужб  королевства наследному принцу и министру обороны Мухаммеду бен Сальману. Сам А.аль-Хауарани полагается верным сторонником клана Сальмана, хотя, по нашей оценке, практически до самого момента отставки бывшего министра внутренних дел, наследного принца и главного конкурента Мухаммеда бен Сальмана в борьбе за трон  Мухаммеда бен Найефа лавировал между двумя этими центрами силы, старясь усидеть на двух стульях. Теперь видимо его выбор сделан окончательно, поскольку согласно секретной докладной записке посольства ОАЭ в Эр-Рияде, его нынешнее назначение произошло исключительно благодаря протекции сына короля. На новом посту ему поставлено несколько задач, в том числе и ликвидация наследия принца Мухаммеда бен Найефа в виде его кадровых назначенцев в структуре министерства внутренних дел.  По оценке Мухаммеда бен Сальмана, который подробно инструктировал А.аль-Хауарани перед его новым назначением, «людей Найефа в МВД чересчур много». Более того, он должен теперь возглавить новую суперструктуру в рамках МВД, которая объединяет все разведслужбы этого министерства. Теперь они объединены в единую State Security Presidency (SSP), которую собственно и возглавил сейчас А.аль-Хауарани. Среди основных функциональных обязанностей  SSP надо отметить все расследования по уголовном делам внутри королевства, курирование сил спецопераций, работа в рамках контртеррористических операций и авиационная безопасность.  Общий бюджет новой структуры составляет 5 млрд долларов, что в два раза превышает бюджет внешней разведки в лице Управления общей разведки (УОР) КСА. Отсюда следует очень четкий вывод о приоритете  клана Сальмана в области обеспечения национальной безопасности. Это прежде всего ужесточение системы внутренней безопасности с ликвидацией всей ведомственной неразберихи в этой сфере. Отсюда назначение А.аль-Хаурани и образование новой суперструктуры. Новый глава SSP обладает репутацией хорошего профессионала, который получил специальное  образование в США  и имеет с американским ФБР очень хороший контакт. Практически все последние расследования в области антитеррора внутри КСА и контрразведывательная работа в шиитской Восточной провинции королевства курировал в последнее время именно А.аль-Хауарани.

Теперь ему предстоит самым кардинальным образом перестроить систему внутренней безопасности и провести генеральную «зачистку» внутренней оппозиции перед предстоящей коронацией Мухаммеда бен Сальмана. А она довольно существенна как в среде «либералов», так и «консерваторов» и радикалов. Отметим, что одним из первых шагов А.аль-Хауарани на новом посту стала целая череда арестов и задержаний сторонников «Братьев-мусульман» в крупных городах, которые прошли в последние три недели. Эксперты в этой связи отмечают, что в данном случае был нанесен превентивный удар не сколько по «братьям», сколько по тому слою клерикальной и бизнес-элиты страны, которая находится в оппозиции Мухаммеду бен Сальману и выступает за немедленное восстановление катарско-саудовских отношений. Эта прослойка оказалась неожиданно довольно мощной, поскольку экономическая блокада Катара больно ударила по интересам серьезных саудовских бизнесменов. При этом А.аль-Хауарани в общем-то не особенно скрывает от подчиненных ему офицеров МВД, что основной целью сейчас является не просто ликвидация различных слоев внутрисаудовской оппозиции, причем используя в этой связи не только тему их принадлежности к враждебному идеологическому течению или к террористической сети «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), но и также расследования в области экономических преступлений. Это еще и перманентное сопровождение проведения внутренних реформ в королевстве. Напомним, что их инициатором был как раз Мухаммед бен Салман, и сейчас они самым кардинальным образом пересматриваются под нажимом очень влиятельных кругов в королевской семье и бизнесе Таким образом, перед новым назначенцем клана Сальмана стоит нелегкая задача обеспечения «надлежащих условий» для начала процедуры передачи власти в КСА наследному принцу Мухаммеду бен Сальману.

Отметим и еще один момент, который самым серьезным образом влияет сейчас на решение короля Салмана отложить сроки передачи власти своему сыну. Это жесткое оппонирование такой идее со стороны значительной части саудовских клерикалов. В этой связи обратим внимание на то, что общем-то этот сектор внутренней политики страны долгое время курировал принц Мухаммед бен Найеф в качестве министра внутренних дел, и соответственно он имеет очень доверительные связи в этой среде. О том, что эта проблема стоит остро, свидетельствуют данные о том, что сейчас в близком кругу короля всерьез обсуждается тема о добровольном сложении  Мухаммедом бен Сальманом титула «Хранителя двух святынь» сразу же после его восхождения на престол. Таким образом, произойдет разделение высших постов в исполнительной и религиозной иерархии, что должно де подтвердить «светский характер» власти в КСА. В реальности же эксперты говорят о том, что это должно стать итогом компромисса с религиозной верхушкой, которая в обмен на лояльность новому королю получает в свое распоряжение высший религиозный пост. Интересный момент опять же с точки того, что, отделяя таким образом «церковь от государства», новый король рискует получить очень серьезную оппозицию в виде саудовских клерикалов, которая будет в состоянии сильно влиять на принятие им решений по внутренней и внешней политике. Особенно с учетом подавляющего проникновения ислама в повседневную жизнь саудовских подданных. Чем такое противостояние заканчивается в странах Востока, можно понаблюдать на примере иранской революции 1979 года. В общем, не все однозначно просто с отречением нынешнего монарха в пользу своего сына, который явно встречает очень сильную оппозицию своим действиям по реформированию внутренней жизни КСА.

62.82MB | MySQL:102 | 0,662sec