США: новая «старая» иранская стратегия

19 сентября с.г. президент США Д.Трамп впервые выступил на Генассамблее ООН. По сути, его речь можно назвать программой для внешней политики новой администрации на ближайшие время.

Основными геополитическими врагами для США названы  режимы в Северной Корее, Иране и Венесуэле. Остановимся лишь на иранских ориентирах нового курса Вашингтона.

Первый тезис Д.Трампа: существующее в ИРИ государство является псевдо демократией, под которой «прячется коррумпированная диктатура. Она превратила богатую страну с многовековой историей и культурой в изгоя с полуразрушенной экономикой, главной статьей экспорта которого является насилие, кровопролитие и хаос». И далее «… народ Ирана хочет перемен, … кроме огромной военной мощи Соединенных Штатов его лидеры больше всего боятся собственного народа». Таким образом, американский президент, апеллируя к народным массам, открыто призывает свергнуть «безрассудный режим» и «вернуть стране былую славу центра цивилизации, культуры и благосостояния, где люди снова смогут жить счастливо, в богатстве и достатке…».  Видимо за образец демократии и процветания Д.Трамп взял такие страны как Ливия, Ирак, Сирия или Йемен, где народ уже навел «американский» порядок.

Второй тезис президента США о том, что «кровожадный режим» продолжает «свою дестабилизирующую деятельность, одновременно создавая опасные ракеты. И мы не можем выполнять соглашение, которое является прикрытием для продолжения ядерной программы». Совместный комплексный план действия (СКДП), подписанный 6-ю государствами-гарантами с Ираном в 2015 г. для  решения иранской ядерной проблемы, назван Д.Трампом «одной из худших и самой неравноправной из тех, которые когда-либо заключали Соединенные Штаты. … эта сделка — позор для США».

В ответ на негативную реакцию со стороны президента Франции, МИД России, еврокомиссара  по иностранным делам и других политиков, постоянный представитель США при ООН Никки Хейли, постаралась смягчить последний тезис Д.Трампа. В интервью CBS она заявила о том, что президент говорил в первую очередь не о выходе Вашингтона из ядерной сделки, а о своем недовольстве ей, так как она не обеспечивает безопасность США. Президент ИРИ Х.Роухани, по ее словам, должен «играть по правилам, не вмешиваться в дела стран Ближнего Востока и прекратить испытания баллистических ракет»[i]. Таким образом, основными претензиями Вашингтона к Тегерану названа его активность в Сирии,  Йемене, Ливане и  т.д., что, как известно, раздражает Эр-Рияд, и иранские ракеты, которые угрожают Израилю.

Напомним, что имевшиеся попытки США оказать влияние на МАГАТЭ в плане получения доказательств о невыполнении Ираном своих обязательств по СКПД не увенчались успехом. Агентство не удовлетворило требования Никки Хейли, высказанные ей в конце августа а Вене, проводить инспекции большего числа военных объектов Ирана в рамках режима гарантий, как это было в случае с Ираком в 1990-ые годы. Не получилось у Госдепартамента США и заставить МАГАТЭ рассматривать недавние пуски иранских ракет, как совершенствование средств  доставки ядерного оружия, идущие в разрез с резолюциями СБ ОНН №№ 2231[ii] и 1929.

Восемь раз гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано докладывал об отсутствии доказательств таких нарушений. Иран по-прежнему ограничивает свою деятельность по обогащению урана, ликвидировал запасы обогащенного урана, не превышает лимит по низкообогащенному урану и предпринимает меры по продаже избытка тяжелой воды.

Таким образом, администрация США, планомерно пытается найти любой способ по реализации программного требования своего  президента добиться смены правящего режима в Иране (см. тезис Трампа №1). И если это не получается пока через пересмотр СКПД, тогда будет использоваться существующий механизм антииранских санкций, который был недавно реанимирован и обновлен американскими властями.

18 июля с.г. спикер Госдепартамента объявил о выявлении 18 частных лиц виновных в поддержке  иранской ракетной программы и военных закупок КСИР ( в соответствии с исполнительным приказом (E.O.) 13382 от 28 июня 2005 г. [iii]  (блокирование Минфином США собственности распространителей ОМУ и средств его доставки, а также поддерживающих их лиц), а также E.O. 13581 от 24 июля 2011г.[iv] (то же, но в отношении  транснациональных преступных организаций). В этом заявлении[v] говорится о назначении Управлением по контролю за иностранными активами Минфина (OFAC) виновными семи компаний и пяти частных лиц за участие в мероприятиях по военным закупкам Ирана и КСИР, а также трех лиц, связанных с транснациональной преступной организацией. Речь шла об иранских гражданах и компаниях с международными связями. Далее из текста следует, что администрация США продолжит применять санкции в отношении тех, кто поддерживает дестабилизирующее поведение Ирана в регионе, в том числе вне рамок его ядерной программы.

В чем эксперты видят обновление существующего механизма санкций? Здесь они выделяют подписанный 2 августа Д.Трампом закон, одобренный двумя палатами Конгресса H.R. 3364 «О противодействии противникам Америки посредством санкций»[vi]. Не комментируя, антироссийскую часть этого нового закона, которую российский премьер охарактеризовал как «полноценную торговую войну»[vii], рассмотрим его в плане антииранских санкций. Как и в речи президента США в ООН, акцент сделан на четырех темах: баллистические ракеты, терроризм и подрывная деятельность КСИР[viii], нарушение прав человека в Иране, а также закупках/продажах/передачах иранского оружия террористическим группам и режиму Башара Асада. На основе этого закона, «президент США обязан блокировать все имущественные сделки и в интересах собственности любого нарушившего лица, если такое имущество и права на собственность находятся в Соединенные Штаты, окажутся в пределах США, или контролируются и будут попадать в собственность или  контроль налогового резидента США. Лицо, которое нарушает, пытается нарушить, вступает в заговор с целью нарушения или вызывает нарушение подлежит наказанию согласно Закона о чрезвычайных экономических полномочиях (50 USC 1701 et seq.)[ix]).». В частности, согласно последнему гражданская ответственность может быть наложена на любое лицо, совершившее незаконный акт, штраф по ней не может превышать 25 0000 долларов США или сумму, которая в два раза больше размера операции, ставшей основанием для нарушения. Уголовная ответственность  применяется в отношении лица, которое умышленно совершает, умышленно пытается совершить или намеренно договаривается совершить или помогает  совершению незаконного деяния. Это лицо после вынесения обвинительного приговора, должно быть оштрафовано не более чем на 1 000 000 долларов США, или, если это физическое лицо, может быть заключено в тюрьму на срок не более 20 лет или и то, и другое.

Через 90 дней после вступления в силу этого нового закона президент должен наложить санкции, описанные в разных подразделах по указанным темам, госсекретарь через этот период времени доложит комитетам Конгресса списки нарушивших лиц на основе достоверных доказательств. Оба должностных лица обязаны отчитываться каждые 90 дней об исполнении настоящего закона, как и соблюдении Тегераном условий ядерной сделки.

Отдельным юридическим вопросом является рассмотрение упомянутого американского закона H.R. 3364 в контексте обязательств США по снятию экономических санкций с Ирана согласно СКПД, как и   возможность, в использовании его при давлении на европейские компании. Однако жесткость положений данного закона свидетельствует, что администрация строго будет придерживаться линии на изоляцию правящего режима в ИРИ в рамках нового «старого» санкционного механизма.

Агрессивная риторика американского президента направлена в первую очередь на оказание политического и экономического давления на своих европейских союзников. В силу их оппозиции по выходу Вашингтона из ядерного соглашения по Ирану, а также роста недовольства многих влиятельных политиков в самих США[x] ставка будет делаться на возможный юридический пересмотр его положений в будущем в т.ч. через «ракетное досье», участие ИРИ в терроризме. Как сказал госсекретарь Рекс Тиллерсон, на министерской встрече «шестерки» 21 сентября с.г., речь идет не о техническом выполнении Тегераном ядерной сделки, а о его неготовности следовать ее «духу»[xi]. Растущее влияние Ирана в регионе Большого Ближнего Востока после успехов в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в Росс) в Сирии в противовес слабеющей Саудовской Аравии и Израилю, расцениваются администрацией Д.Трампа, как основные угрозы со стороны Тегерана. Указанный вывод подтверждает Мансур Фарханг, бывший представитель ИРИ в ООН, ставший профессором в Беннингтонском колледже[xii]. Именно, поэтому первые зарубежные визиты Д.Трамп нанес в упомянутые страны.

Основной акцент новой стратегии Вашингтона, как закономерно отмечает российский эксперт Щегловин Ю.Б., делается на «стремлении недопущения инкорпорации иранской экономики в мировую систему, входа на иранский рынок европейских компаний, и т.п.»[xiii]. Целью, по его мнению, является уничтожение сложившегося альянса Ирана с Россией. В более же глобальном аспекте администрация Д.Трампа рассматривает Иран, как промежуточный этап в достижении своей долгосрочной задачи по разрушению интеграционных проектов России и Китая в Евразии. «Нарастание политического хаоса и экономического кризиса в Иране является важнейшей составляющей этой стратегии»[xiv].

Как поведет себя старая Европа в сложившемся противоборстве? Ответ на этот вопрос в настоящее время зависит в первую очередь от успеха решения Белым Домом своей проблемы №1 – Северная Корея.

 

[i]               http://theiranproject.com/blog/2017/09/20/trumps-speech-no-indication-intends-cancel-nuclear-deal-iran-us-envoy-un/

[ii]              https://www.iaea.org/sites/default/files/unsc_resolution2231-2015.pdf

[iii]             https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/programs/documents/wmd.pdf

[iv]             https://www.federalregister.gov/documents/2011/07/27/2011-19156/blocking-property-of-transnational-criminal-organizations

[v]              https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/07/272635.htm

[vi]             https://www.govtrack.us/congress/bills/115/hr3364/text

[vii]            https://ria.ru/politics/20170802/1499650356.html

[viii]           Эксперты подчеркивают, что КСИР впервые был включен  Вашингтоном в санкционный список  см. в частности,  http://theiranproject.com/blog/2017/06/18/new-us-sanctions-iran-violate-jcpoa/

[ix]             https://www.law.cornell.edu/uscode/text/50/1701

[x]              Так, председатель комиссии по международным делам сената США Боб Коркер изменил позицию  по необходимости выхода из ядерной сделки с Ираном и выступил против политики Д.Трампа. из репортажа BBC от 20.09.17

[xi]             http://news.antiwar.com/2017/09/21/tillerson-iran-technically-complying-with-nuclear-deal/

[xii]            Из интервью М.Фарханга BBC 20.09.17

[xiii]           http://www.iimes.ru/?p=37833

[xiv]           Из интервью адъюнкт-профессора университета Черногории Филиппа Ковачевича веб ресурсу The Iran Project   http://theiranproject.com/blog/2017/09/20/no-matter-iran-complies-jcpoa-us-defines-iran-key-geopolitical-enemy/

62.85MB | MySQL:102 | 0,598sec