Катар: о влиянии санкций на экономику эмирата в долгосрочной перспективе. Часть 2

В первой части статьи мы рассмотрели долгосрочные перспективы негативных последствий введенной против Катара блокады в отношении кредитного рейтинга страны, ее банков и коммерческих компаний, инвестиционной деятельности. К сожалению, высокотехнологичный уклад современного технократического развития общества определяет взаимосвязанность и взаимозависимость всех элементов экономики по вертикальным и горизонтальным связям, поэтому негативный эффект от экономической блокады в накопительном временном плане скажется и на остальных составляющих экономики эмирата.

«Катарские авиалинии» (Государственная авиакомпания эмирата)

Главный перевозчик страны и одна из ведущих авиакомпаний мира была вынуждена в течение первой половины июня провести перепланировку более половины своих маршрутов и изменить практически все свое сезонно расписание. Западное и юго-западное направления (на Европу и Африку) оказались перекрыты после запрета странами антикатарской коалиции для «Катарских авиалиний» пользоваться их воздушным пространством.  Если бы не добрая воля Ирана, разрешившего провести европейское направление трафика через свое воздушное пространство, эмирату пришлось бы отменять около четырех десятков рейсов. Изменение воздушных коридоров привело к значительному удорожанию экономики полетов, выросли расходы на керосин и аэронавигационные сборы, сотни тонн грузов, направлявшихся прежде через ОАЭ и КСА, пришлось переадресовывать на Кувейт, Бейрут и Стамбул. Ну, и отмена воздушного сообщения с странами-блокирантами выливается в многотысячные убытки. По оценке независимых авиационных экспертов и данным IATA, вынужденное переформатирование системы и расписаний воздушных сообщений ежемесячно обойдется эмирату, как минимум, в лишние 100 млн долларов США.

Совместные инфраструктурные проекты

Блокада прекратила ряд уже согласованных и даже начатых многообещающих инфраструктурных проектов с соседями. К таким проектам относится, например, возведение 40 километрового моста между Катаром и Бахрейном. На неопределенный срок отдвигается «закольцовка» железных дорог стран ССАГПЗ в единую транспортную сеть, что резко бы повысило их транзитный потенциал. Убытки от упущенной прибыли и не размещенных заказов на строительство оцениваются в сотни миллионов долларов США в год.  Закрылся египетский рынок для катарских инвесторов, собиравшихся вложится в проект каирского воздушного такси, сотни египетских рабочих не попадут в эмират, под удар покапали даже некоторые положения широко разрекламированной в КСА программы «Видение 2030», изначально разрабатывавшиеся с учетом катарских инвестиционных возможностей. Экономическая интеграция ССАГПЗ остановлена, а все масштабы последствий конфликта развязанного между Дохой и Эр-Рядом и Co.  на экономику таких стран, как Египет, Судан, Эфиопия, Иордания и многих других, пока даже невозможно представить.

Снижение предпринимательской активности

Предварительный анализ взаимного «изгнания» участников и активов фондовых рынков из стран коалиции и Катара, отмена десятков инвестиционных проектов, снижение рейтингов и отток капитала указывает на то, что общее снижение деловой активности в эмирате в ближайшие год-два, может составить до 15 %. Закроются брокерские конторы, сотни бизнесов, ориентированных на рынок ССАГПЗ будут закрыты, а несколько десятков компаний уже прекратили деятельность, остальные ее приостановят.

С 2003 по 2015 года из стран-членов нынешней враждебной эмирату коалиции, в Катар было вложено 22.5 млрд долларов США инвестиций, что составляет 20,5% от общего числа привлеченных в страну капиталов. Это позволило создать 31 тысячу рабочих мест, или 34% от всех рабочих мест, генерированных внешними инвестициями. Было реализовано 165 проектов, или 28% от общего количества инвестпроектов. Все это теперь остановлено и на неопределенный срок.

 Снижение курса местной валюты

Несмотря на то, что валюта эмирата, риал, не привязана к доллару США, ее обменный курс практически неизменен (как и у дирхама ОАЭ), обмен ее может осуществляться в достаточно узком коридоре. Сразу после кризиса, курс риала неожиданно понизился, впервые за многие годы. Стоимость доллара США по отношению к риалу выросла с 3.6436 риала за доллар до 3.6703 риала, что означает самую существенную девальвацию курса национальной валюты с октября 2008 года. Причина очевидна – это, прежде всего, отток саудовских и эмиратских капиталов из Катара. Центробанку эмирата пришлось в первые две недели кризиса влить сотни миллионов долларов США на валютную биржу для поддержания курса риала.

  Рост стоимости страхования заемных средств

Стоимость страховки сделок и кредитов за август месяц выросла в Катаре на 3.25% и это не предел. «Масла в огонь» добавили рейтинги агентства Fitch, солидаризировавшихся во мнении с коллегами из Standard and Poor и Moody’s также пересмотревший рейтинг долгосрочной стабильности экономики эмирата на пониженный. Эксперты из Fitch наиболее пессимистично настроены из всех, и вообще считают, что противостояние в Заливе затянется на ближайшие три-пять лет.

Внешняя торговля

В 2016 году объем экспорта эмирата составлял 65 млрд долларов США, 6,5 млрд, или 10% от общего объема направлялись в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Бахрейн с Египтом, объем же импорта, оценивавшийся совокупно, в том же году в 34 млрд долларов США, на 5,1 млрд, или 15% от общего объема, приходился на ту же «тройку» стран, плюс Египет. Львиная доля от «арабской» части импорта (8.0 %) приходилась на ОАЭ, 4.3% — на Саудовскую Аравию.

Блокада ставит под удар примерно 11% внешней торговли Дохи, или 11,6 млрд долларов США в год, и это касается всей экономики эмирата.

Только через саудовский наземный пограничный пункт «Абу Самра» в день на территорию Катара въезжало 800 большегрузных трейлеров с продовольствием и промышленными товарами, строительными материалами.

Больше всего от санкций пострадал и страдает потребительский рынок эмирата, 27 % продукции он получал из КСА, ОАЭ и Бахрейна, плюс 16% продовольственных товаров, особенно живой птицы и скота, также поступало из соседних стран.

Значительная часть продовольствия, поставляемая из Турции и Ирана, либо ниже по качеству, либо дороже по цене, и в любом случае, хоть и не допустила голодного бунта в эмирате, но так и не сравнилась с докризисным разнообразием.

Компенсация продолжающейся товарной блокады со стороны стран- членов коалиции по некоторым оценкам обойдется Катару в 120-130 млн долларов в год.

Остановка туристического потока, просто взаимного транспортного сообщения, обмена рабочей силой, и еще десятки и десятки самых разных нитей и контактов, прочно связывавших до 5 июня Катар и соседние страны, а ныне разорванных, в общем зачете позволяют сказать: от четверти до трети деловой активности, жизни эмирата выбито, остановлено и не работает. Что-то, со временем будет заменено, но, макроэкономический эффект, особенно чреватый именно, накопительным, кумулятивным эффектом будет иметь для эмирата негативные последствия. Не случайно международные рейтинговые агентства едины во мнении насчет долгосрочной перспективы противостояния для Катара. Влияние экономики больших цифр неизбежно, и Саудовская Аравия и ОАЭ легче перенесут это разрыв, продлись он годы. Переживет его и Египет. И даже без той же эмиратской помощи. Катару же продолжение конфронтации с каждым месяцем и годом будет обходиться все дороже.

52.21MB | MySQL:103 | 0,446sec