«Турецкий поток»: реалии и перспективы. Часть 4

Минувшим летом в Баку министр иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъяров, министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу и министр иностранных дел Туркменистана Р.Мередов обсудили перспективы трехстороннего энергетического сотрудничества. Не секрет, что Турция, заинтересованная в запуске газопровода «Турецкий поток» с российским сырьем, параллельно поддерживает идею поставок туркменской нефти и нефтепродуктов на рынок Европы через азербайджанскую и турецкую территорию.

Подписанная ранее Бакинская декларация заложила основу трехстороннего формата отношений близких в культурном и языковом плане тюркоязычных государств. Данный формат открывает новые горизонты будущего экономического сотрудничества трех государств.

Глава Центра нефтяных исследований (Азербайджан) И.Шабан проинформировал, что после доставки в Баку туркменская нефть танкерами поставляется по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в турецкий терминал Джейхан. В 2016 году объем поставок нефти впервые достиг 4,3 млн т. В текущем году ожидается увеличение до 4,5 млн т. Туркменские нефтепродукты экспортируются через терминал Азербайджана в грузинском порту Кулеви.

Относительно перспектив поставок туркменского газа в Европу ясности пока нет. Однако между Туркменистаном и Европейским союзом постоянно проходят соответствующие консультации. Это позволяет предположить, что в будущем туркменское «голубое топливо» вполне способно составить конкуренцию российскому газу на европейском рынке.

Не исключено, что Туркменистан присоединится к проекту «Южный газовый коридор», по которому через несколько лет планируется начать поставки азербайджанского сырья европейским клиентам. Примечательно, что в случае присоединения к масштабному газотранспортному проекту туркменской стороны Азербайджан может стать еще и транзитером «голубого топлива».

Важно заметить: Туркменистан желает продавать газ на собственной границе. По этой причине в вопросе строительства газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан туркменская сторона не проявляет активности.

Справедливости ради следует заметить, что пассивность Туркменистана в этом вопросе вполне может быть обусловлена тем, что такой проект едва ли будет реализован. Дело в том, что против реализации проекта выступают Россия и Иран. Обе страны хорошо осведомлены, что правовой статус Каспийского моря до сих пор не определен, поскольку пять прикаспийских государств никак не могут прийти к консенсусу.

Любопытно, что государственная компания «Роснефть» намерена составить конкуренцию «Газпрому» на газовом рынке Турции и Европы. «Роснефть» планирует до конца текущего года договориться с правительством курдской автономии в Ираке о строительстве экспортного газопровода. Если компании удастся реализовать этот проект, поставки из Ирака в Турцию и Европейский союз по объему будут практически сопоставимы с тем объемом сырья, который «Газпром» в перспективе планирует экспортировать по «Турецкому потоку».

Несколько дней назад «Роснефть» провела переговоры с Региональным правительством Курдистана о возможности участия компании в финансировании строительства газопроводной инфраструктуры курдской автономии. «Курдистанский региональный газопровод не только обеспечит поставки природного газа на электростанции и заводы региона, но и предоставит возможность в ближайшие годы экспортировать существенный объем топлива в Турцию и на европейский рынок»[i], – отмечено в пресс-релизе «Роснефти».

Инвестиции в проект газовой инфраструктуры будут осуществлены по схеме BOOT (Build – Own – Operate – Transfer: строительство, владение, эксплуатация, передача). Капиталовложения будут возвращаться за счет тарифных сборов и согласованной нормы прибыли.

Предполагается, что пропускная способность трубопровода обеспечит экспорт газа в объеме 30 млрд куб. м в год в дополнение к поставкам основным внутренним потребителям.

«Роснефть» и руководство курдской автономии ведут переговоры о строительстве газопроводной системы в ускоренном режиме. Проект предполагает запуск в эксплуатацию трубопровода и первые поставки газа на внутренний рынок в 2019 году. Начало экспортных поставок ожидается с 2020 года.

Стоит заметить, что успешная реализация обсуждаемого проекта обеспечит «Роснефти» ключевую роль в строительстве и расширении газотранспортной инфраструктуры курдской автономии и позволит предприятию создать синергию с существующими проектами по разработке нефтегазовых месторождений на 5 блоках региона.

Перспективные планы «Роснефти» закрепиться на турецком рынке «голубого топлива» вполне могут заинтересовать Турцию, которая давно стремится стать газовым хабом (распределительным центром). Предпосылки для этого весьма неплохие. Во-первых, идет строительство газопроводов для транспортировки азербайджанского сырья через турецкую территорию. Во-вторых, не стоит забывать о «Турецком потоке», работы по прокладке которого, судя по всему, ведутся с опережением графика. Строительство газопровода обеспечивает трубоукладчик швейцарского подрядчика Allseas Group. По экспертным оценкам, стоимость фрахта может составлять 250−300 тыс. евро в сутки.

Таким образом, можно прийти к важным выводам.

Первое. Перспективные поставки туркменских углеводородов способны частично понизить конкурентоспособность российского сырья, которое «Газпром» планирует экспортировать в Европу по «Турецкому потоку».

Второе. Турция в очередной раз заняла весьма прагматичную позицию: с одной стороны, страна поддерживает «Турецкий поток», с другой – лоббирует поставки туркменского сырья.

Третье. Возможное укрепление «Роснефти» на газовых рынках Турции и Европы не на руку «Газпрому», ведь тогда «Турецкий поток» – совместный проект «Газпрома» и государственной турецкой компании Botas – может получить еще одного конкурента.

[i]«Роснефть» развивает проекты в Иракском Курдистане // Официальный сайт компании «Роснефть», 18.09.2017. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/187709/

52.18MB | MySQL:107 | 1,354sec