Еврейская община Ирана и антииранские высказывания на ГА ООН

Иранские СМИ отмечают в эти дни, что в отличие от последних лет, президент ИРИ Хасан Роухани воздержался в нынешнем году от поздравления еврейской общине страны   в связи с празднования нового года по еврейскому летоисчислению. Надо сказать, что нынешний глава иранской исполнительной власти всегда внешне демонстрировал  знаки внимания и уважения здешней еврейской общине, а приехав впервые в Нью-Йорк на Сессию ГА ООН в 2013 г., привез даже с собой в составе сопровождающего депутата парламента от еврейской общины ИРИ Сиамака Морэ-Седдека. В 2015 г. в своем интервью интернет-сайту Kermanshah Daily С.Морэ-Седдек определил число проживающих ныне в Иране евреев в 25 тысяч человек. По другим оценкам, их количество не достигает и 10 тысяч человек.

Отметим, что со времен Конституционалистской революции в начале ХХ в. иранская еврейская община, согласно действующей Конституции, имеет своего представителя в парламенте — Собрании исламского Совета.  Ныне лидеры еврейской общины Ирана занимают антиизраильскую позицию, полагая, что в этом случае они не подвергают опасности своих соплеменников, ибо официальная концепция внешней политики Ирана носит открыто конфронтационный характер по отношению к еврейскому государству. Крохотная община, составляющая 0,03% населения страны, имеет своей голос в высшем законодательном органе. Иранским евреям доступны услуги, представляемые общиной, как то: кошерная пища, услуги резников, специальные молодежные клубы, служба знакомств и др. В столице работают и 20 из 40 действующих в Иране синагог. Большинство иранских евреев соблюдают все предписания своей веры. В первую очередь это касается довольно многочисленного в их среде среднего класса. В целом, иранская еврейская община ныне более религиозна, чем в дореволюционный период, а местные синагоги более заполнены, чем тогда. Особенно это заметно на периферии. Так, в Ширазе, который является вторым городом в стране по количеству еврейского населения (примерно 2800 евреев),несмотря на значительное снижение его числа за послереволюционный период, до сих пор работают примерно более 10 синагог. Здесь действует и Еврейская благотворительная ассоциация, патронирующая ряд клубов по интересам.

Разумеется, на положении еврейской общины сказывается изменение политической конъюнктуры в стране. По сути, община живет в состоянии хрупкого равновесия, которое в любой момент может нарушиться. Либерализация, наступившая в стране после ирано-иракской войны или приход к власти президентов либералов Сейеда Мохаммада Хатами в 1997-2005 гг. и Хасана Роухани в 2013 г. благоприятно сказались на положении общины. В эти годы были решены некоторые острые проблемы, не нашедшие прежде своего разрешения. Так, при С.М. Хатами были облегчены условия выезда иранских евреев за границу, стало возможным восстановить отношения с родственниками и друзьями, проживающими за границей, в том числе и в Израиле. Однако при этом не прекращаются судебные процессы против «израильских шпионов». В течение всего послереволюционного периода еврейская община ИРИ и руководство страны пытались лавировать между позиционированием еврейской общины как воплощения свободного существования официально признанной еврейской религии и реализуемой иранским руководством антисионистской идеологии. Антисионистские декларации и отрицание Холокоста президентом Махмудом Ахмадинежадом (2005-2013 гг.) вновь обострили беспокоящую международное сообщество антисионистскую кампанию в Иране.

Режим исламской республики никогда официально не одобрял систематическое преследование своих еврейских граждан, но в течение всего послереволюционного времени антисемитские высказывания регулярно озвучивались высшим религиозным руководством страны и публиковались консервативной прессой. Одновременно с этим руководство страны регулярно поздравляет своих «еврейских соотечественников» с официальными иудейскими праздниками. В качестве показательного шага следует оценить проведение 15 декабря 2014 г. в столице Ирана Тегеране официальной церемонии открытия на местном еврейском кладбище памятника еврейским воинам, павшим в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. На ней выступил вице-спикер парламента Ирана Мохаммад Хасан Абатораби-Фард. Он выразил благодарность еврейской общине ИРИ за поддержку режима Исламской Республики и проявляемую с ее стороны лояльность. По его словам, представители общины осуждают внешнюю политику США и действия Израиля в отношении палестинского населения.

Как представляется, смысл церемонии состоял в том, чтобы продемонстрировать всему миру, что исламский Иран является на самом деле мультирелигиозным государством, в котором реализована свобода вероисповедания не только мусульманами, но и адептами других религий, в том числе — иудейской. Коснемся еще одного  важного событие. В конце 2013 г. в Тегеране состоялось торжественное собрание, почтившее память ученого мирового уровня, легендарного иранского лексикографа из среды местных евреев Солеймана Хаима Составленные им более полувека назад персидско-английские и персидско-французские словари до сих пор популярны в стране. На собрании состоялась презентация детища всей его жизни — полного персидско-ивритского словаря. Отметим, что словарь представил видный политик, экс-спикер парламента страны Голам-Хоссейн Хаддад-Адель.

Необходимо подчеркнуть, что в Иране проводят четкое разграничение между иранскими евреями и Израилем, который позиционируется как «вражеское», не имеющее легитимных оснований для существования, государство. С другой стороны, можно рассматривать иранских евреев в качестве пешек в большой политической игре, которую ведет ИРИ с мировым сообществом. В таком контексте понятно, что излишнее нагнетание антииранских настроений, которое проявилось в нынешнем году в речах Д.Трампа и израильского премьер-министра Б.Нетаньяху могло иметь своим следствием демонстративное уменьшение внимания к еврейской общине ИРИ. И вот поэтому президент «забыл» поздравить своих еврейских сограждан с главным иудейским праздником. Хотя в недолгой истории исламского Ирана евреи не раз демонстрировали верность новому строю. Вспомним в этой связи, что еще за два месяца до падения шаха Мохаммада-Резы Пехлеви тогдашнее руководство еврейской общины посчитало разумным отмежеваться от шаха и проявить в ноябре 1978 г. солидарность с демонстрантами, выступавшими под антигосударственными лозунгами, выразив тем самым безусловную поддержку надвигавшейся исламской революции.  Они установили даже связь с находившимся в то время в эмиграции в Париже аятоллой Хомейни. Последовавшее вслед за этим свержение последнего шахского правительства национального примирения во главе с Шапуром Бахтиаром – все это говорило о том, что  для иранских евреев наступают новые времена.  13 февраля 1979 г., через два дня после победы иИсламской революции, руководство еврейской общины организовало демонстрацию в Тегеране под лозунгами поддержки нового режима.

Конформизм общины в исламское время приобрел перманентное звучание. Поэтому совсем не случайно высшие функционеры от еврейской общины страны  находятся в числе первых, делающих антиизраильские заявления. Вот и нынешний депутат от еврейской общины Ирана в Собрании исламского Совета (парламенте) Сиамак Морэ-Седдек, бывший глава еврейской общины Тегерана,  назвал антииранские высказывания Б.Нетаньяху полнейшей бессмыслицей. Процитируем полностью слова С.Марэ-Саддека: «В очередной раз Генеральная Ассамблея ООН стала свидетелем бессмыслицы и шантажа со стороны преступника, руки которого испачканы кровью невинных палестинцев и книга преступных деяний которого ежедневно пополняется все новыми и новыми страницами».

Как известно, выступая на нынешней 72-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН, премьер-министр Израиля выразил сомнение своей страны о том, что венские договоренности способны заблокировать выход Ирана на обладание атомной бомбой. Напротив, утверждал Б.Нетаньяху,  они в известном смысле прокладывают этот путь, так как у всех ограничений, фигурирующих в этом соглашении, через 8-10 лет истекает срок действия. Поэтому, заявил глава израильского правительства, необходимо отменить соглашение с Ираном или внести в него серьезные коррективы. При этом Б.Нетаньяху напрямую апеллировал к народу Ирана, произнеся на персидском языке: «Вы — наши друзья». Кроме этого, премьер-министр Израиля отметил и то, что атмосфера вседозволенности, которую  Иран почувствовал после начала имплементации венских соглашений предельно ясно объясняет его экспансионизм на ближневосточном геополитическом пространстве. «Каждый день Иран проводит кампанию по завоеванию новых территорий на Ближнем Востоке и разрабатывает баллистические ракеты, чтобы угрожать всему миру». На это, сказал Б.Нетаньяху, у Израиля есть решительный ответ: ««Мы не дадим Ирану обосноваться в Сирии, то ли   на суше, то ли  в воздухе, то ли на море». Израиль ни в коем случае не допустит формирования нового антиизраильского фронта вблизи северных границ страны.

Депутат иранского парламента от еврейской общины страны, работающий в высшем законодательном органе страны уже третью каденцию подряд, отреагировал на эти слова следующим образом: «Высказывания Нетаньяху касательно Ирана вызвали у местных евреев и всех свободолюбивых представителей религиозных  меньшинств страны ничего, кроме презрения». По его словам, «вероломные речи» израильского лидера ни на секунду не поколеблют  решимость  иранских евреев быть «нераздельной частью благородной  иранской нации, разделяя ее жизненные интересы». «Мы готовы дать зубодробительный отпор любым агрессивным поползновениям, руководствуясь наставлениями религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи».

Как отмечает фарсиязычное международное радио «Фарда» («Завтра), это уже не первый раз, когда депутат иранского парламента от местной еврейской общины занимает ярую антиизраильскую позицию. Действительно, весной нынешнего года он произнес на пленарном заседании законодательного органа гневную речь, в которой сравнил израильского премьера с саудовскими принцами, высказывания которых также полны антииранских измышлений и нападок. Антитеррористическую операцию Израиля в секторе Газа, проведенную в 2014 г, он сравнил с преступлениями нацистской Германии, и заявил, что «зверствам израильтян нет никакого оправдания с точки зрения моральной или политической». Как мы уже отметили выше,  С.Морэ-Седдек был единственным представителем религиозных меньшинств Ирана, которого ныне действующий президент Х.Роухани привез с собой в Нью-Йорк на Сессию Генассамблеи ООН в 2013 г., едва заступив на этот пост. Тогда депутат дал много интервью различным американским СМИ, в которых охотно отвечал и на вопросы о политике ИРИ, внутренних реалиях, отношении к религиозным меньшинствам. При этом в период правления президента М.Ахмадинежада С.Морэ-Седдек, являющийся по специальности хирургом, и занимающий одновременно посты руководителя больницы «Сапир»  и еврейского благотворительного общества  в числе других активистов еврейской общины Ирана протестовал против проведения в Тегеране различных мероприятий по отрицанию Холокоста и выставок карикатур по этой же проблематике.  Именно С.Марэ-Саддек не раз справедливо утверждал в многочисленных интервью, что деятельность М.Ахмадинежада укрепляет позиции Б.Нетаньяху. Находясь в Нью-Йорке, С.Морэ-Седдек дал интервью телеканалу CNN, в котором поведал о спокойной и размеренной жизни иранских евреев. Вместе с главой иранского МИДа Мохаммадом Джавадом Зарифом и Мохаммад-Али Наджафи – главой организации культурного наследия ИРИ  он  также встречался с американскими евреями – выходцами из Ирана, которые заверили его в том, что даже второе поколение выходцев из Ирана душой все еще на своей исторической Родине. С другой стороны, С.Морэ-Седдек сказал, что иранские евреи не приветствуют идей сионизма и категорически против репатриации в эту страну.  Он рассказал, что в Иране местным евреем дана полная свобода в отправлении своих религиозных обрядов, а синагоги находятся в полной безопасности. «Именно поэтому наши синагоги не нуждаются ни в какой охране, как это происходит по всему миру». Депутат иранского парламента от иранских евреев также сказал, что различные еврейские учреждения типа школ, рестораном и мест для ритуального забоя скота работают в ИРИ в условиях полной свободы. Важно и то, что в последних докладах специального докладчика  ООН о правах человека в Иране д-ра Ахмада Шахида не зафиксировано случает нарушения прав евреев и оказания давления на них в этой стране.

Еврейская община Ирана является ныне самой большой и структурированной в регионе Ближнего Востока. В условиях исламского режима она продолжает вести свою религиозную и общинную жизнь, проявляя конформизм, дабы обеспечить свое безопасное существование. Это, по сути, помогает общине сберечь свое культурное и материальное наследие.

 

52.26MB | MySQL:103 | 0,467sec