Израиль: аварийная ситуация на морской платформе по добыче газа грозит повышением цен на электроэнергию

Промышленная добыча на газовом месторождении «Тамар», открытом в 2009 году в экономической зоне Израиля, началась в март 2013 года. Газоконденсат с двух морских скважин, расположенных в 92 км от берега на глубине моря более 1600 метров, поступает на стационарную морскую платформу, находящуюся в 24 км от города Ашдод. Высота морской платформы 290 метров, а вес более 34 тысяч тонн. После первичной обработки на платформе газ и газоконденсат, по двум отдельным трубопроводам поступают на распределительный терминал на берег.

Оператором месторождения являются американская нефтяная компания Noble Energy вместе с ее израильскими партнерами компаниями Isramco Negev, Delek Drilling, Avner Oil Exploration и Dor Gas Exploration.

Предварительно запасы месторождения оценивались в 240 млрд куб. м, однако после введения в строй второй скважины «Тамар-8» консалтинговая компания Netherland, Sewell & Associates, Inc., занимающуюся оценкой нефтяных и газовых месторождений повысила объем месторождения на 10%-15%.  Как сообщали представители консорциума: «Новая скважина позволит резко увеличивать добычу во время пикового спроса, в соответствии с оценкой уровня потребления в настоящем и будущем».

За последние годы в стране была построена газовая инфраструктура, соединившая между собой практически все электростанции, а также боле 50 крупных промышленных предприятий. Ежемесячные объёмы поставок газа в эту сеть составлять сегодня от 0.7 до 1 млрд куб. м.

На прошлой неделе на морской платформе «Тамар» были запланированы ремонтные работы, по замены части задвижек высокого давления. С этой целью, была временно приостановлена подача газа с двух скважин, а подводный газопровод, должен был освобожден от остаточного газа. В момент стравливания газа на платформе через сепаратор, в связи с высоким перепадом давления на выходе, произошло обледенение трубопровода и разгерметизация сварного шва на отводной трубе в системе сброса газа. Авария на газовой платформе произошла 21 сентября — в праздник Рош ха-Шана.

В связи с утечкой газа на платформе была объявлена аварийная ситуация, и практически весь персонал был эвакуирован на вспомогательное судно. Ситуация не вышла из-под контроля и не привела к тяжелым последствиям, однако выявленные неполадки привели к полной остановке работ на платформе и превращению подачи газа на берег.

Представители компании Noble Energy изначально объявили, что все ремонтные работы, будут закончены в течении 48 часов, так как планировалось получить все детали в Израиле. Однако авария на платформе «Тамар» оказалась более серьезной, чем первоначально сообщалось, а в процессе работы выяснилось, что в Израиле нет необходимого оборудования, и компания пообещала в срочном порядке доставить его из Хьюстона, штат Техас, где расположена ее штаб-квартира.

Экологический ущерб пока не поддается даже предварительным оценкам, хотя управляющие месторождением компании и заявляют, что прямого ущерба окружающей среде не причинено, но владельцы месторождения «Тамар» уже понесли убытки в размере 15-20 млн долларов.

После объявления аварийной ситуации и в соответствии с планом работ, Министерство энергетики рекомендовало всем производителям электроэнергии подготовиться к дефициту природного газа, который будет ощущаться до будущего четверга, — то есть, пополнить свои запасы альтернативных видов топлива, на которые им придется перейти до возобновления поставок газа в нормальном режиме.

В министерстве считают, что крайний допустимый срок восстановления работы на платформе «Тамар» — следующее воскресенье, то есть 1 октября. В противном случае потребуется экстренный и массированный импорт топлива.

Тем не менее министр энергетики Юваль Штайниц использовал статью 8 правил о чрезвычайной ситуации в газовой промышленности и распорядился о квотах сжиженного природного газа различным предприятиям.

Было задействовано хранилище сжиженного газа (LPG) на морском корабле, что стоит на приколе в районе города Хадера. Сегодня это плавучее хранилище, служит единственным резервом для экономики в случае неисправности в транспортировке природного газа с месторождения «Тамар» .  Однако запасов газа на нем, согласно плану работ, хватит лишь на пару дней, после этого все электростанции в зависимости от их изначальной конфигурации будут переходить на соляр, мазут или уголь.

         Специалисты считают, что если ремонт продлится до следующего воскресенья, неизбежны повышение цен на электричество в сентябре и рост загрязнений в атмосфере из-за использования более дорогого и более вредного для окружающей среды мазута.

В воскресенье электростанции перешли на жидкое топливо и уголь. На некоторых электростанциях дизельное топливо уже закончилось, и в ход пошел мазут.

По оценкам экспертов, авария может также привести к нехватке бытового газа, поскольку на нефтеперерабатывающих заводах в настоящее время не хватает природного газа и там приходится использовать бытовой, в связи с чем это приведет к перебоям на рынке бытового газа, что сильно отразиться на мелких потребителях. Есть опасения, что если ремонт затянется, на следующей неделе придется прибегать к вынужденным отключениям подачи электроэнергии на предприятия и в жилые дома.

Электрическая компания «Хеврат Хашмаль» тут же использовала ситуацию для того, чтобы вновь заявить, к каким последствиям может привести тотальный перевод всех угольных электростанций на природный газ. В то же время организации «зеленых» выступили с призывом изменить стратегию, отказаться от ориентации только на природный газ и шире использовать альтернативные, восполняемые источники энергии.  «Хеврат Хашмаль» также заявила, что прекращение поставок природного газа вынуждает электростанции переходить на более дорогие и «грязные» соляр и мазут, что отразится на экологии и может сказаться на тарифах на электричество.

 Стоит отметить, что авария на морской платформе «Тамар» застала Израиль врасплох, хотя специалисты Министерства энергетики неоднократно предупреждали совладельцев месторождения, что авария на платформе возможна, и называли предположительные причины, могущие привести к поломке, однако в итоге никаких сценариев на случай ЧП так и не было разработано.

51.04MB | MySQL:94 | 2,427sec