Боевая эксплуатация истребителей СУ-35С в Сирийской Арабской Республике: оценки китайских специалистов

Обозреватели специализированного китайского военно-технического издания «Вооружение» (официальный печатный орган оборонно-промышленной корпорации НОРИНКО) пристально наблюдают за процессом эксплуатации наиболее ценных образцов вооружения и военной техники ограниченного военного контингента ВС РФ в Сирийской Арабской Республики.

Одним из объектов наблюдения является истребитель Су-35С, а именно эскадрильи этих боевых самолетов поколения 4++, боевая обкатка которых проходит в ходе российской военной операции в Сирии. Китайские военные  специалисты и сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР внимательно отслеживают как отдельные информационные сообщения в открытых источниках информации, так и детально анализируют сюжеты на телеканалах Россия 1, Россия 24, Т24 и «Звезда». Благодаря регулярным сюжетам российских СМИ, китайские специалисты точно осведомлены о присутствии того или иного подразделения ВКС РФ на авиационной базе «Хмеймим», а также о количестве вылетов, совершенных каждым самолетом.

По подсчетам китайских обозревателей, пилоты рассматриваемых истребителей выполнили уже более 4000 вылетов и уничтожили около 8000 объектов инфраструктуры международных террористических организаций, транспортных средств, складов горюче-смазочных материалов, боеприпасов и техники, размещенных на территории Сирии.

По данным китайских источников, российские истребители традиционно укомплектованы двумя управляемыми ракетами (УР) «воздух-воздух» Р-73 и двумя ракетами Р-27, которые позволяют гарантированно поражать воздушные цели на разных дальностях. Китайские обозреватели отмечают, что российские военные оснащают Су-35С перед вылетом на патрулирование или сопровождение УР Р-77,  которые являются пока единственным реальным образцом авиационного средства поражения нового поколения. Эксперты НОАК полагают, что оборонно-промышленному комплексу необходимо начать поставки в ВКС РФ действующие образцы более современных ракет чем Р-27 и Р-73.

Остальные точки внешней подвески истребителя выделены под пять свободнопадающих и корректируемых авиационные бомбы или под три бомбы весом по 500 кг. каждая и два подвесных топливных бака по 1800 литров, что обеспечивает истребителю увеличенное время патрулирования. Китайские специалисты отмечают, что благодаря комплексу бортовой аппаратуры истребитель Су-35С позволяет достаточно эффективно применять самые простые и недорогие свободнопадающие бомбы ФАБ-250-270.

Как известно, обнаружение воздушных целей и применение вооружения обеспечивает бортовая радиолокационная станция (РЛС) с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».  Данная РЛС позволяет обнаруживать цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) 3 м² на дальности 400 км, а современные истребители с ЭПР менее 1 м² данная станция способна обнаружить и принять на сопровождение только на дальности 110 км.  Китайские обозреватели отмечают, что российскому самолету необходима станция с активной фазированной решеткой, которая позволит реализовать в полной мере боевые возможности истребителя, который располагает 12 точками внешней подвески, позволяющими разместить авиационные средства поражения общей массой 8000 кг.

В отношении силовой установки – двухконтурного турбореактивного двигателя 117С китайские специалисты отмечают, что данный двигатель обладает увеличенными до 1000 часов межремонтными интервалами и суммарным ресурсом 4000 часов. В условиях Сирии техники ВКС РФ обнаружили, что песок и пыль, которые в большом количестве попадают в двигатели истребителей на взлете наносят серьезный ущерб лопаткам вентилятора и компрессора.

Попадание посторонних предметов в двигатель истребителя объясняется тем, что конструкторы были вынуждены отказаться о  регулируемых воздухозаборников поскольку им пришлось повысить температуру горячей части двигателя, а недостаточное количество воздуха может привести к выходу из строя даже «117-ого», турбинная часть которого рассчитана на кратковременное превышение максимальной температуры.

По данным китайских специалистов, ходе операции ВКС РФ в Сирии некоторые пилоты Су-35С столкнулись с отказом двигателя в полете. Следует отметить, что на АвБ «Хмеймим» невозможно провести сколь-нибудь серьезный ремонт современных истребителей и по этой причине пилоты ВКС РФ вынуждены перегонять истребители для ремонта на авиастроительное предприятие в г. Комсомольск-на-Амуре.

Китайские специалисты отмечают, что бортовой комплекс связи С-108 (пр-во ОАО НПП «Полет») истребителя Су-35С позволяет уверенно вести обмен данными между подразделениями Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота даже в условиях особо сложной электромагнитной обстановки. По данным китайских обозревателей, С-108 не предназначена для организации сетецентрических действий, поскольку не обладает возможностями, сопоставимыми с аппаратурой стандарта Link-16, установленной на американских самолетах 4-ого поколения.

В отношении системы радиоэлектронного противодействия истребителя Су-35С китайские специалисты указывают, что ее возможностей вполне достаточно для обеспечения безопасности в районах, где действуют боевики с переносными зенитными комплексами, однако возможностей российской электроники может быть недостаточно в случае столкновения с истребительной авиацией ВВС США. Китайские военные специалисты отмечают, что самым эффективным средством самообороны советских/российских самолетов  остаются тепловые ловушки.

По данным китайских специалистов, российские пилоты максимально используют возможности станции непосредственной радиотехнической разведки Л-150-35, которая объединяет данные от бортовой РЛС, системы РЭБ «Хибины» и других датчиков и позволяет летчику своевременно реагировать на появление в воздушном пространстве боевых самолетов и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов иностранных государств.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что после принятия на вооружение Су-35С ВВС НОАК китайские специалисты признают за российскими конструкторами способность проводить серьезную модернизацию Су-27. В Поднебесной понимают, что «35-й» это всего лишь самолет четвертого поколения, который вполне подходит для противодействия аналогичным самолетам вероятного противника,  действующим на Ближнем Востоке. Именно благодаря сирийской операции, российские специалисты получают тот массив объективной информации, которая поможет довести этот самолет до уровня надежности и неприхотливости, присущий советской технике.

К недостаткам рассматриваемого истребителя китайские специалистам относят высокую температуру в кабине, которую российские разработчики пытаются снизить за счет нанесения атермальной пленки на фонарь кабины. Также, летчики периодически сталкиваются со сбоями в работе многофункциональных жидкокристаллических дисплеев. В этой сфере российские технологии находятся не на самом высоком уровне.

Китайские аналитики отмечают, что хотя на Су-35С не используется множество современных российских разработок, которые будут характерны для истребителей пятого поколения, однако рассматриваемый боевой самолет именно благодаря своему прочному планеру и двигателю с отклоняемым вектором тяги способен выполнять маневры, которые на практике не достижимы для пилотов ВВС США.

52.34MB | MySQL:105 | 0,639sec