Перспективы турецко-немецкие отношений после выборов в Германии

Несмотря на то, что лидеру немецких консерваторов Ангеле Меркель удалось одержать победу на выборах в Бундестаг, однако возглавляемый ею блоку Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) удалось набрать всего 33% голосов избирателей. На втором месте с худшим в своей истории результатом оказалась Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), за которую проголосовали 20,5% немцев. Правую «Альтернативу для Германии» (АдГ) поддержали 12,6% избирателей, Свободную демократическую партию — 10,7%, Левую партию — 9,2%, «зеленых» — 8,9%.

Учитывая результаты выборов, можно констатировать три важных фактора: впервые за всю послевоенную историю Германии СДПГ получила самые низкие результаты, в первые с 1953 года в Бундестаге будут представлены шесть партий, и впервые из них будут правые (АдГ), которая выступает против помощи, оказываемой Германией бедным странам Южной Европы, за ужесточение миграционной политики, ограничение влияния банков, сохранение немецкой культуры и т. д. Критики постоянно упрекают партию в национализме и ксенофобии. Примечательно, что на прошлых выборах в Бундестаг в сентябре 2013 года партия получила 4,7% голосов из 5%, необходимых для прохождения в парламент.

После разглашения результатов выборов президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сразу заявил: «Мы предупреждали вас о росте правых», как будто сама Ангела Меркель не была уведомлена о растущей тенденции расизма и ксенофобии в стране, особенно после ее политики по беженцам. Выборы в Германии естественным образом были в центре внимания турецких политических и общественных кругов.

Ситуация сложилась так, что партия, которую Р.Т.Эрдоган называл «врагом Турции» и призывал туркав в Германии не голосовать за нее, победила, и одновременно анти-мусульманская, и однозначно анти-турецкая партия АдГ зарегистрировала беспрецедентный подъем.

К сожалению невозможно иметь статистику за кого голосовали турки проживающие в Германии, однако если предположить, что они последовали совету Р.Т.Эрдогана, то получается, что именно они содействовали подъёму АдГ.

Существует и другой вариант. Если турки или как иначе их называют- немцы турецкого происхождения, также прислушались  совету турецкого президента не голосовать за социал-демократов, то тем самым способствовали разгрому партии, за которую они традиционно голосовали.  Президент Турции не раз называл Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) и его лидера Мартина Шульца «врагами Турции»

Как правильно отмечает известный турецкий журналист, обозреватель внешней политики Турции Семих Идиз, еще не ясно, как будут складываться дела, учитывая уровень напряженности между Анкарой и Берлином, однако «однозначно для туркав в Германии, которые думали, что Эрдоган будет панацеей для них, наступают тяжелые времена».

Существуют мнения, что Р.Т.Эрдоган рассчитывает на то, что ситуация поменяется после выборов. Однако маловероятно ожидать от Ангелы Меркель и ее блока принятия решения об экстрадиции «гюленистов» в Турцию или запрета на митинги про-курдских партий, которых Турция считает террористическими. Еще более маловероятным кажется изменения позиции Германии по вопросу вступления Турции в ЕС, и в отношениях Турция-ЕС в целом.

По мнению журналистики CNN Turk, специалистки по отношениям Турция-ЕС Барчин Йинанч, известная своей прагматичностью А.Меркель не будет столь же активна для осуществления предвыборных обещаний начать процесс внутри ЕС по завершению переговоров о членстве Турции. «Поскольку она (А.Меркель) будет находиться в разгаре переговоров по созданию коалиционного правительства, вряд ли она поднимет этот вопрос без полной уверенности в этом. Дебаты по Турции в рамках ЕС будут отложены как минимум до начала следующего года, когда будут опубликованы последние отчеты о ходе работы».

В формировании турецко-немецких двухсторонних отношениях А.Меркель может столкнуться с более серьезными проблемами, так как вероятное новое немецкое коалиционное правительство- Зеленных и Либералов (в прессе их уже успели назвать коалиция Ямайки из-за совпадения цветов партии с флагом Ямайки)- будут настаивать на более жесткую политику по отношению правящей в Турции Партии справедливости и развития.  Интересно, что сопредседателем Партии Зеленых является немецкий политик турецкого происхождения Джем Оздемир, который публично признает Геноцид армян и резко критикует руководство Турции. В общей сложности, 14 немецких депутатов турецкого происхождения прошли в Бундестаг.

Турецкий аналитик и эксперт по внешней политики Турции Мурат Йеткин считает, что одним из ожидаемых мер, которые предпримет А.Меркель будет отмена двойного гражданства и запрет на пропаганду со стороны политических деятелей других стран в Германии, что являлось одной из главных проблем создающей напряженность в турецко-немецких двухсторонних отношениях. Эти шаги непосредственно повлияют как на туркав в Германии, так и на внешнюю политику Турции. В последствии турки Германии не будут иметь право голосовать на выборах, проводимых в Турции, то есть Р.Т. Эрдоган потеряет трехмиллионный электорат, а самое главное, турки в Германии должны выбрать кто они- полноценная часть немецкой общественности или просто гости в этой стране. Этот вопрос также может нанести вред популярности Р.Т.Эрдогана, так как чем меньше «турецкая видимость» в Европе, тем слабее «турецкое воздействие».

Интересно, что турецкие проправительственные медиа даже в победе А.Меркель увидели заслугу Турции в лице президента Р.Т.Эрдогана, так как «если бы не Турция и Эрдоган, АдГ набрала бы 20 процентов голосов. В этом случаи, даже Меркель не получила бы пост канцлера Германии. Если бы не было договора по сирийским беженцам между ЕС и Турцией, и Турция со своей стороны не выполняла все свои обязательства, результаты выборов были бы совсем иными и более тревожными чем сегодня».

Более того, известный эрдоганист, журналист Озхан Джейхун уверен, что немецкие политические круги должны быть благодарны Р.Т.Эрдогану за то, что тот «не позволил расистскому дискурсу немецкой политики выйти за из-под контроля», так как турецкий лидер соблюдал договор о беженцах.

Оставляя в стороне все взаимные упреки и критику между Анкарой и Берлином, на наш взгляд, главной проблемой является то, что по результатам выборов в двух странах, «диктатор» Р.Т. Эрдоган, как называет его немецкая пресса и «нацисты» А.Меркель и ее правительство, как называет их Р.Т.Эрдоган, остались у власти- турецкий президент как минимум до 2019 г. (президентские выборы в Турции), а канцлер Германии еще на один срок, побив рекорд первой железной женщины Европы, Маргарет Тэтчер. И это значит, что, во-первых, напряженность в отношениях, в лучшем случаи, сохранится и во-вторых, народ поддерживает выбранную политику руководства своей страны.

52.24MB | MySQL:103 | 0,459sec