О присоединении Китая к переговорам по Сирии в Астане

Китай готов присоединиться к переговорам по Сирии в Астане в качестве наблюдателя, если получит официальное приглашение. Об этом спецпредставитель правительства КНР по сирийскому урегулированию Се Сяоянь заявил журналистам в четверг. «Мы пока не получали приглашения, но мы слышали заявления российских высокопоставленных дипломатов о возможном увеличении числа наблюдателей астанинского процесса, — сказал дипломат. — Если Китай получит официальное приглашение, мы готовы его рассмотреть, ответ будет очень позитивным».  И получит, в чем можно не сомневаться. Даже несмотря на возможную оппозицию со стороны Анкары. 15 сентября по итогам шестого раунда переговоров в Астане по Сирии заместитель главы МИД Ирана Хосейн Ансари заявил, что страны-гаранты перемирия в Сирии — Россия, Иран и Турция — ведут консультации о направлении приглашений для новых наблюдателей астанинского процесса. Спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев отметил, что потенциально наблюдателями могут стать Китай, ОАЭ, Египет, Ирак и Ливан. В свою очередь официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что Пекин готов оказать активное содействие переговорам в Астане. В такой готовности китайцев поучаствовать более активно в астанинском процессе, помимо активизации своего участия непосредственно в сирийском конфликте и политически, и экономически (Пекин объявил о своих планах серьезно инвестировать в сирийскую инфраструктуру) стоит и вопрос безопасности. Китайские спецслужбы планируют самым серьезным образом расширить свое присутствие в Сирии путем усиления своих представительств при посольстве КНР в Дамаске и установления плотных рабочих контактов с сирийскими спецслужбами. В данном случае ожидается, что одну из самых сильных в кадровом и техническом составе посольскую резидентуру в Дамаске будут формировать оперативные подразделения 1-го бюро Министерства общественной безопасности (МОБ) КНР. Эта служба серьезно усилилась с 2012 года, когда в ее функционал было официально передана обязанность оперативного поиска и депортации на родину членов уйгурского исламистского подполья. При этом отметим, что МОБ в общем-то всегда занималось уйгурским вопросом, но только непосредственно в самом Китае. Выход МОБ на внешнее направление является беспрецедентным. Помимо этого, в функционал этого министерства входит и борьба с коррупцией. Кстати, это момент вовсю используется главным конкурентом МОБ в лице внешней разведки из Министерства государственной безопасности   (МГБ) для того, чтобы скомпрометировать перед китайским руководством  саму возможность МОБ активно работать за границей. В качестве примера такой неудачной деятельности обычно приводится недавний провал руководства МОБ в рамках организации депортации из США подозреваемого в коррупции китайского бизнесмена Сун Личжуна.  Предполагается, что агенты 1-го бюро МОБ, которых на жаргоне спецслужб называют «пандами», должны будут не только заниматься анализом террористической активности уйгур в самой Сирии, но и непосредственно участвовать в поиске уйгурских террористов в отрядах боевиков «Исламского государства» (ИГ)  и «Джебхат ан-Нусры» (обе организации запрещены в России). Их, по данным китайских правоохранительных органов, в зонах боев в Сирии и Ираке насчитывается более сотни. При этом в МОБ учитывается и факт того, что многие уйгуры в настоящее время прячутся или нелегально проживают в Египте, и вполне  легально в Турции. В этой связи перед руководством 1-го бюро поставлена задача активизировать (а в случае с Турцией — реанимировать) рабочие контакты с египетскими и турецкими коллегами. И механизм присутствия китайцев  в Астане, где уже в качестве одного из коспонсоров этого формата присутствует Анкара, и куда, скорее всего, в ближайшее время  в качестве наблюдателя придет и Каир, будет решать, в том числе и эту задачу. Это обстоятельство, по данным экспертов, тем не менее, оставляет на повестке дня конкурентную борьбу между МГБ и МОБ КНР в рамках своего приоритета по борьбе с уйгурским терроризмом.

В случае с Турцией, которая полагается основным спонсором тюркоязычных уйгуров, эта задача будет сложной. Напомним, что примерно год назад между Пекином и Анкарой разгорелся нешуточный скандал, который был связан с решением Бангкоке о депортации группы исламистов-уйгуров из Таиланда. Сделано это было под нажимом руководства МГБ КНР, даже несмотря на тот факт, что у уйгуров на момент депортации уже имелись паспорта Турции, которые им были оперативно переданы через возможности посольской резидентуры турецкой спецслужбы МИТ в Таиланде. Тогда в этот скандал даже вмешался турецкий президент Р.Т.Эрдоган, но безуспешно. Таким образом, внешняя смена вывески и выдвижение МОБ для решения задачи по стимулированию начала китайско-турецкого сотрудничества по вопросам безопасности, выглядит логично просто в силу того, что турецкая сторона активно не желает сотрудничать ни в коей мере именно с МГБ. Насколько эта смена вывески окажется продуктивной, сказать сейчас сложно. И прежде всего потому, что Анкара при всех обстоятельствах не отказывается от принципов распространения своего влияния на едином тюркоязычном пространстве, и уйгуры в этой модели играют одну из ведущих ролей и давно уже находятся под плотной опекой МИТ. Как собственно, и узбеки из «Хизб ут-Тахрир» и  Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Но совершенно очевидно, что резидентура МОБ в Дамаске будет активно участвовать в совместных операциях по нейтрализации уйгурских боевиков на территории Сирии. Рискнем предположить, что и египетские власти с пониманием воспримут просьбы оперативников 1-го бюро МОБ о взаимодействии на этом направлении. При этом вопрос о возможной оппозиции Анкары с такому формату сотрудничества с китайскими спецслужбами египтян только обрадует, поскольку две эти страны ведут очень активную подрывную борьбу друг против друга. Турки всячески стимулируют террористическую активность на Синае, а египтяне уже несколько месяцев финансируют Рабочую партию Курдистана (РПК) через представительство этой партии в Каире.

52.25MB | MySQL:103 | 0,511sec