Об иранской реакции на референдум о независимости Иракского Курдистана. Часть 1

25 сентября с.г. в Иракском Курдистане прошел референдум по вопросу о независимости. Результаты референдума оказались вполне ожидаемыми: 93% принявших в нем участие проголосовали за независимость. Представитель Демократической партии Курдистана (ДПК) в Российской Федерации Бабакр Хошави особо подчеркнул на пресс-конференции в Москве, что арабы и туркоманы, проживающие в спорном районе Киркук, в своем большинстве также проголосовали за независимость. Положительный ответ на вопрос о независимости Курдистана дали и курды-езиды в горном районе Синджар, несмотря на старые обиды на руководство автономии за то, что в 2014 году пешмерга не предотвратили геноцид езидов террористами из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в этом районе.

Стоит напомнить, что согласно иракской конституции 2005 года Иракский Курдистан получил беспрецедентно широкие полномочия. Фактически он был связан с остальным Ираком не федеративными, а конфедеративными отношениями и стал своего рода «государством в государстве» с собственным парламентом, законодательством, бюджетом, конституцией, армией (вооруженными формированиями пешмерга), отсутствием иракских вооруженных сил на курдской территории. Ирак, согласно конституции, должен был выделять 17% федерального бюджет на финансирование курдской автономии. В иракском парламенте широко представлены курдские партии, а в высшем руководстве станы – статусные политики. Достаточно сказать, что президентами Ирака после американской оккупации последовательно были два курда: Джалал Талабани и Фуад Маасум. Влиятельный курдский политик из клана Барзани Хошияр Зебари долгое время занимал пост министра иностранных дел Ирака.    В чем же заключались причины стремления курдской политической элиты к независимости?  Официальным поводом является невыполнение Багдадом своих конституционных обязательств. По словам Б.Хошави статья 115 конституции Ирака предусматривала переселение курдов, выселенных режимом Садама Хусейна из Киркука и других спорных районов на родину и проведение в этих местностях референдума об их возможном включении в состав курдской автономии, но этого сделано не было.  Также с 2014 года не выполнялись обязательства о выделении Ираксому Курдистану 17% доходов из госбюджета и о финансировании за счет федерального бюджет отрядов пешмерга. Таким образом, по мнению политиков из ДПК, у курдов нет оснований доверять «вероломному багдадскому режиму».

Представляется, однако, что все эти претензии лишь предлог для проведения референдума. Настоящие причины реализации такой спорной и в целом тяжелой для Эрбиля инициативы лежат в плоскости безопасности и внутриполитической ситуации в самом Иракском Курдистане. Во-первых, курдское руководство хочет обезопасить себя от хронической нестабильности в Ираке. Война против террористической группировки «Исламское государство» привела к серьезному ухудшению социально-экономической ситуации в Иракском Курдистане. На территории автономии, где постоянно  проживают 5 млн человек, оказалось 2 млн беженцев, арабов-суннитов и христиан из занятых боевиками районов. После начала войны против ИГ летом 2017 года выплаты Эрбилю из федерального бюджета были приостановлены. Между тем, эти трансферты составляли 80% доходов Иракского Курдистана (около 12 млрд долларов). В результате произошло снижение роста ВВП региона с 8% в 2014 году до 2% в 2016 году. Это в свою очередь привело к снижению или невыплате зарплат и невозможности автономии платить по долговым обязательствам. Зарплаты государственных служащих снизились на 60%. При этом правительство автономии является работодателем  для 1,2 млн курдов, то есть для большинства трудоспособных жителей региона. В течение трех последних лет правительство автономии вынуждено было сделать займы на 3 млрд долларов. Например, был взят кредит у российской компании «Роснефть» на 1 млрд долларов, чтобы расплатиться с европейско-эмиратским концерном Pearl Petroleum.

Причины постоянной войны в Ираке в Эрбиле видят в продолжающемся суннито-шиитском конфликте в этой стране. При этом курдская политическая элита скептически относится к возможностям багдадских политиков создать в стране стабильную политическую систему и прекратить конфликт. Второй причиной организации референдума, несмотря на резко отрицательное отношение к этому со стороны всех соседей Иракского Курдистана является шаткость внутриполитического положения самого Масуда Барзани. Президентские выборы в автономии, которые должны были состояться в октябре 2015 года были отложены по причине войны против «Исламского государства». В регионе существует сильная оппозиция клану Барзани со стороны ПСК, движения «Горран» и Исламской партии Курдистана по поводу коррупции и кумовства вокруг Масуда Барзани. Не исключено, что одним из мотивов проведения референдума является намерение отвлечь внимание курдов от авторитарного поведения М.Барзани и перечисленных выше экономических проблем. Третьим побудительным мотивом для курдских властей является намерение закрепить в составе Курдистана спорные территории и, прежде всего, Киркук, откуда сейчас идет треть экспортной нефти автономии.

Проведение референдума вызвало резку негативную реакцию в Багдаде, Анкаре и Тегеране. Правительство Ирака во главе с Хайдером аль-Абади заявило о том, что не признает итоги референдума и объявило о намерении в случае провозглашения независимости Иракского Курдистана ввести иракские войска на КПП региона с сопредельными зарубежными странами, а также занять международные аэропорты в Эрбиле и Сулеймании. Крайне негативную позицию по отношению к референдуму заняла Турция. Для многих наблюдателей это явилось неожиданностью, учитывая экспансию турецких компаний в Иракском Курдистане (Турция является главным внешнеторговым партнером автономии), а также хорошие личные отношения, сложившиеся между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Масудом Барзани. 25 сентября Р.Т.Эрдоган заявил о том, что Турция не признает итогов референдума и ее войска готовы совершить вторжение в Иракский Курдистан «в любую ночь». Президент Турции также пригрозил Эрбилю перекрыть поставки курдистанской нефти через турецкую территорию, так как, по его словам, «кран подачи находится у нас». В настоящее время из 600 тысяч баррелей нефти, экспортируемой ежедневно Иракским Курдистаном, 550 тысяч баррелей идет через турецкую территорию.

Однозначно отрицательную реакцию проведение референдума вызвало в Иране. В преддверии плебисцита Тегеран объявил о закрытии границ с Иракским Курдистаном и проведении военных маневров на приграничной территории. 26 сентября состоялось закрытое заседание иранского Меджлиса, на котором обсуждалась ситуация в этом регионе после референдума. Серьезность мероприятия подчеркивается тем, что главным докладчиком там был секретарь Высшего совета Национальной безопасности (ВСНБ) Али Шамхани. Большинством голосов (210 депутатов) Меджлис проголосовал за непризнание итогов референдума. Парламент поручил Али Шамхани координировать действия по преодолению возможных негативных последствий плебисцита с Ираком и Турцией, а также поддержал последние по времени действия иракского правительства. Интересно, что иранские парламентарии также приняли решение провести переговоры с представителями отдельных курдских политических партий. Именно с партиями, а не с центральным правительством в Эрбиле.

52.29MB | MySQL:103 | 0,471sec