О перспективных направлениях военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана

Сотрудничество в области техники ВМС

В свете усиления ВМС Индии пакистанские военные проводят анализ соотношения возможностей и приходят к выводу о том, что им необходимо достичь качественного превосходства в технике и одновременно поддерживать высокий уровень боевой подготовки военнослужащих надводных, подводных и авиационных подразделений ВМС страны. Благодаря публикациям в китайских источниках стало известно, что начальник главного штаба ВМС Пакистана адмирал Мухаммад Закаулла посетил несколько проектных институтов и судостроительных предприятий, входящих в состав Китайской промышленной кораблестроительной корпорации в Даляне, Шанхае и Ухани и убедился, что китайские конструкторы, инженеры и строители способны построить авианесущий корабль практически любого водоизмещения.

В ходе переговоров руководитель китайской корпорации подарил высокопоставленному пакистанскому военному масштабную модель авианесущего корабля проекта 001А, который, как известно, в настоящее время находится у причальной стенки судостроительного завода в г.Далянь и практически готов к началу ходовых испытаний. Вероятно, пакистанские военные заинтересованы в строительстве авианесущего корабля водоизмещением около 40000 тонн в КНР поскольку возможностей собственных верфей недостаточно для выполнения подобной задачи.

Некоторые офицеры ВМС Пакистана отмечают, что им необходим современный корабль, способный обеспечить полеты авиации, поскольку ВМС Индии наращивают свои возможности по нанесению удара с моря. По оценкам пакистанских специалистов, именно «Викрамадитья» будет в течении продолжительного времени самым боеспособным и мощным надводным боевым кораблем ВМС Индии.

По оценкам некоторых китайских специалистов, перспективный пакистанский авианосец позволит выполнять полеты палубным истребителям (трамплинный взлет) и вертолетам, а также будет оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет С602, которые уже приняты на вооружении ВМС Пакистана в составе СКР проекта 022 и ракетных катеров проекта «Азамат».

 

Сотрудничество в области авиационной техники

По сообщениям СМИ КНР, в рамках официального мероприятия, посвященного окончанию двусторонних межвидовых учений ВВС КНР и Пакистана «Шахиин 6» прошедшего 27 сентября 2017 г. в штабе ВВС Западного военного округа руководитель учений с китайской стороны генерал-лейтенант Чжань Хоушунь вручил старшему офицеру пакистанской авиационной группы масштабную модель истребителя четвертого поколения национальной разработки «Цзянь-20» (по классификации НАТО «Огненный зуб»). Известно, что в ходе прошедших учений, пакистанские летчики выполнили около 500 полетов в трех разных учебных районах ВВС НОАК, а также получили практику пилотирования истребителей Су-30МКК2, «Цзянь-11БС»; истребителей-бомбардировщиков «Цзяньхун-7А». Следует отметить, что китайские летчики получили возможность кратковременной практики пилотирования истребителей «Мираж-3» и «Мираж-5» ВВС Пакистана.

В связи с передачей модели истребителя «Цзянь-20», возможности которого позволяют противостоять большинству боевых самолетов ВВС Индии представляется возможным указать следующие тактико-технические характеристики рассматриваемого истребителя:

– длина: 20,3 м;

– размах крыльев: 12,88 м;

– высота: 4,45 м;

– эффективная площадь рассеивания: 0,05 кв.м;

– номинальный вес: 17000 кг;

– максимальный взлетный вес: 37000 кг

– практический потолок: 20000 м;

– максимальная скорость: 2,5 МАХа;

– диапазон перегрузок: от -3 до +9,5 G

– дальность полета без дозаправки: от 4500 до 5500 км;

– радиус боевого патрулирования: от 1500 до 2000 км;

– экипаж: 1 человек.

Вариативность некоторых характеристик обусловлена возможностью установки двигателей двух моделей – WS-10 или WS-15. Первый из указанных турбореактивных двухконтурных двигателей является нелицензионной копией российского АЛ-31Ф1. По данным китайских источников, российская сторона за прошедшие 20 с лишним лет поставила для нужд ВВС НОАК около 1300 двигателей АЛ-31Ф разных модификаций.

Следует отметить, что 19 сентября 2017 г. на производственном аэродроме в г.Чэнду прошли испытания очередного опытного образца рассматриваемого истребителя с бортовым номером 2021, на котором, по оценкам китайских обозревателей, установлены новые двигатели WS-15. Разработка данных турбореактивных двигателей является одним из приоритетов китайской двигателестроительной корпорации, для которой государство выделило более 50 млрд юаней.

Китайские конструкторы  с помощью украинских специалистов планируют повысить надежность и увеличить ресурс этих силовых установок. Кроме того, именно при помощи металлургов из Украины китайские производители сталей и сплавов планируют разработать новые высокотемпературные сплавы с добавлением вольфрама и рения для изготовления горячей части турбины реактивных двигателей.

Известно, что КНР является одним из основных поставщиков вольфрама на мировой рынок. На китайских месторождениях ежегодно добывают 91500 тонн  и только США приобретают ежемесячно около 3000 тонн. В отношении рения известно, что в провинции Шэньси разведано месторождение данного редкоземельного металла, температура плавления которого достигает 3000 °C.

В состав вооружения истребителя входят следующие образцы авиационных средств поражения (АСП), которые можно размещать во внутренних ракетно-бомбовых отсеках самолета.

Таблица 1

ТТХ АСП «Цзянь-20»

Характеристика/модель Управляемая ракета класса «воздух-воздух»

PL-10Е

(разработана на основе южноафриканской A-Darter)

Управляемая ракета класса «воздух-воздух»

PL-12

(разработана на основе американской AIM-120D и российской Р-77)

Управляемая ракета класса «воздух-воздух»

PL-15

(разработана на базе российской Х-31)

Оперенная планирующая корректируемая бомба

LS-6

Длина (м) 3,69 3,85 (3,6) 5,7 3,0
Диаметр (мм) 203 203 (177,8) 330 377
Вес (кг) 220 180 (199) 210 564
Дальность пуска (км) 60 70 (100) 200 65
Скорость полета (МАХа) 4 4 4 Нет данных
Вес БЧ (кг) 20 20 10 Нет данных
Перегрузка (G) 35 38 Н.д Нет данных
Система наведения инфракрасное Инерциальное + активное РЛС Инерциальное, активное РЛС и инфракрасное (по образу цели) ГЛОНАСС, «Бэйдоу»
Год выпуска 2013 2002 2016 2006

 

По данным китайских источников, в номенклатуру АСП данного истребителя входит управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности под обозначением PL-21, которая по замыслу китайских конструкторов позволит истребителю обстреливать самолеты радиотехнической разведки и управления, воздушные танкеры и транспортные самолеты противника на дальности более 200 км. Кроме ракетно-бомбового вооружения рассматриваемый истребитель оснащен одной авиационной пушкой ГШ-301 российского производства.

Следует отметить, что одновременно с масштабной моделью указанного боевого самолета пакистанским военным была передана модель истребителя поколения 3++ под обозначением «Цзянь-10Б». Среди военнослужащих ВВС Пакистана подготовлено 55 пилотов на данные истребители, однако официальный Исламабад до сих пор не приобрел эти самолеты, поскольку Пакистану необходимы более современные боевые машины, позволяющие эффективно противодействовать ВВС Индии в случае начала вооруженного конфликта.

С учетом вышесказанного, представляется возможным отметить, что Исламабад и Пекин планируют сохранять достаточно тесное и эффективное военно-техническое сотрудничество, на современном этапе которого основная задача представителей оборонно-промышленного комплекса двух государств состоит в совместном создании конкурентоспособного вооружения и военной техники.

62.83MB | MySQL:102 | 2,781sec