Перспективы палестино-израильского соглашения по обмену пленными

В четверг поздно вечером в израильских источниках распространилась информация о принятии ХАМАСом египетского плана по обмену пленными с Израилем. Проект предложения, на которое должна ответить израильская сторона, состоит из двух этапов. На первом Израиль санкционирует передачу тел 39 палестинцев, убитых летом 2014 года во время операции «Несокрушимая скала». Практически половина из них – активисты группировки. В обмен на это правительство Биньямина Нетаньяху получает информацию о захваченных израильтянах. Двое из них – солдаты, трое – мирные жители. Особенно важно, что израильская сторона рассматривает двух солдат Армии обороны Израиля (АОИ) Орона Шауля и Адара Гольдина погибшими. ХАМАСовцы же уверяют, что они могут быть живы, но никаких гарантий предоставить не хотят.

Второй этап – собственно обмен пленными. Но снова явный результат получает лишь ХАМАС, поскольку Израиль должен отпустить 58 палестинцев, повторно осужденных после сделки по освобождению Гилада Шалита. Лишь после этого группировка обязуется вступить с Израилем в переговоры, завершив которые государство может получить своих граждан живыми или мертвыми. Любопытно, что сам лидер ХАМАС в Газе Яхья Синвар получил свободу в рамках соглашения 2011 г., проведя в израильских тюрьмах несколько десятилетий. Еще одним «уроком» для Израиля стало тогда освобождение Махмуда Кавасаме, причастного к похищению и убийству трех израильских юношей в 2014 г.

С палестинской стороны сделка выглядит довольно неопределенно. Я.Синвар полагает, что Израиль отклонит или уже отклонил данное предложение. Свою позицию он основывает на новости об отставке израильского координатора по делам пленных Лиора Лотана, который проработал в этой должности три года. Любопытно, что в общем Я.Синвар не огорчен возможным провалом соглашения. Мало того, свое заявление он снабдил угрозой в адрес Израиля, отметив: «за 51 одну минуту я могу выпустить такое же количество ракет, которое было запушено за 51 день операции «Несокрушимая скала»».

В конце августа, уже после ухода с поста Л.Лотан дал интервью израильскому радио, в котором предложил свой вариант действий в случае захвата пленных. По его мнению, Израиль должен дать боевикам полностью симметричный ответ, который заключается в захвате активистов и лидеров стороны-противника. С этой целью он предлагает формирование в рядах АОИ особого подразделения. Мало того, при поступлении сообщений о попадании в плен израильтянина, должны начинаться массовые аресты. Предложения Л.Лотана выглядят как современное прочтение известной «директивы Ганнибал», придуманной в конце 1980-х. По мнению, бытующему в большинстве источников, она получила название в честь полководца из Карфагена, который предпочел принять яд, но не попасть в руки римлян. Израильские данные свидетельствуют, что этим громким и очень подходящим названием она обязана «легкой руке» компьютера.

Точный порядок действий директивы всегда находился в строжайшем секрете. Известно только, что АОИ было разрешено вести массированные удары по группе похитителей, даже если они могли закончиться гибелью захваченного. Хотя в своей оригинальной трактовке план все же отдавал предпочтение точечным действиям снайпера. Летом 2016 года глава Генерального штаба АОИ Гади Айзенкот принял решение отменить эту директиву.

Впрочем, сейчас речь все же идет об уже свершившемся факте. На него у ряда израильских политиков уже готов ответ. Еще в августе министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявлял: «мы не имеем права повторять ошибку, совершенную нами в ходе сделки Шалита». Также в распоряжении правительства имеется отчет комиссии Шамгара, работавшей с 2008 по 2012 годы. С текста документа до сих пор не снят гриф секретности, но в открытых источниках появлялась информация, что наиболее конструктивный подход – лимитирование количества палестинских заключенных, которые могут быть выпущены в таких сделках. Тогда против внесения данной поправки в законодательство выступил нынешний президент, а на тот момент спикер Кнессета Реувен Ривлин. Как отметил парламентарий: «нельзя заранее устанавливать ценовой порог».

Официального ответа со стороны Израиля относительно текущего предложения пока не последовало. Пресса также избегает построения предположений относительно будущего сделки. В стороне от общественной дискуссии на этот раз остаются представители семей израильских солдат, чьё вовлечение в политические дебаты крайне болезненно. Они трудно отреагировали на отставку Л.Лотана,  восприняв это как знак беспомощности. В подобных условиях наиболее вероятным видится прогноз об отказе Израиля от сделки, которая представляется выгодной палестинцам на фоне их попытки добиться единства, а не в свете усилий по достижению мира.

62.78MB | MySQL:102 | 0,551sec