Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2017 г.

1 августа стало известно, что двумя днями ранее в Хартуме глава Англиканской церкви архиепископ Кантерберийский Джастин Велби провозгласил Судан 39-й провинцией этой ветви христианства. До этого, начиная с 2011 г., когда Южный Судан стал независимым, управление Англиканской церковью в Судане осуществлялось из Джубы. Одновременно Дж.Велби назначил первого архиепископа Англиканской церкви Судана. Им стал Эзекиэл Кондо Кумар Куку. Церемония проходила в Хартуме в церкви Всех святых в присутствии нескольких сотен верующих, дипломатов из европейских и африканских стран.

Общины христиан в Судане проживают главным образом на юге страны в горном массиве Нуба в штате Южный Кордофан. Какие либо официальные об их численности отсутствуют.

После отделения Южного Судана в 2011г. правозащитные организации неоднократно обвиняли власти Судана – страны с преимущественно мусульманским населением – в преследовании христиан.

3 августа в Марокко с «частным визитом» прибыл президент Судана Омар аль-Башир, в отношении которого действуют два мандата об аресте, выписанные Международным уголовным судом (МУС) в 2009 и 2010гг. Объявление об его появлении в Марокко вызвало волну возмущения со стороны марокканских правозащитных организаций. Глава Судана прибыл в Танжер во главе представительной министерской делегации.

Что касается Марокко, то оно не является подписантом Римского статута, что формально позволяло ему и раньше принимать О.аль-Башира без каких-либо последствий для двух сторон. В предыдущий раз глава Судана посещал Марокко в ноябре 2016г.

МУС обвиняет О.аль-Башира в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных в Дарфуре начиная с 2003 г.

3 августа вспыхнули волнения в самом большом в Судане лагере южносуданских беженцев Хор аль-Вараль (штат Белый Нил), где проживают около 50 тысяч человек. Причиной волнений стала смерть южносуданца, помещенного в изолятор. В ходе волнений южносуданцы подожгли административные здания и разграбили склады с продовольствием. При подавлении волнений были арестованы 78 человек.

В настоящее время на территории Судана находится примерно 410 тысяч южносуданских беженцев.

Уже 6 августа стало известно, что суданские власти приняли решение разделить лагерь южносуданских беженцев в Хор аль-Варале на три части с тем, чтобы облегчить контроль над их обитателями.

15 августа в лагере южносуданских беженцев в Ан-Нимире (штат Восточный Дарфур) побывал глава Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Филиппо Гранди. Там на встрече с жителями лагеря он признал, что их нахождение на территории соседней страны может затянуться из-за отсутствия перспектив прекращения гражданской войны в Южном Судане. Ф.Гранди выразил благодарность суданским властям за открытие гуманитарных коридоров, позволяющих доставлять помощь жителям некоторых районов Южного Судана с территории его северного соседа.

23 августа в бассейне резиденции российского посла в Хартуме был найден мертвым представитель Москвы в Судане 63-летний Миргаяс Ширинский. Он находился на этом посту с декабря 2013г. По всей видимости, речь шла о кризисе, связанном с сердцем.

27 августа О.аль-Башир, быстренько забыв, что Хартум в 2011 г. приложил руку к свержению в Ливии М.Каддафи, заявил, что политический кризис в этой стране влияет на безопасность Судана. В заявлении для прессы, сделанном после встречи с главой правительства Ливии в Триполи Файезом Сараджем, он утверждал, что из-за ситуации в этой стране Судану приходится тратить больше средств на борьбу с незаконной иммиграцией, поскольку желающие выехать из африканских стран устремились со всех сторон именно в Ливию, откуда, как они считают, созданные там нелегальные структуры по переброске нелегалов помогут им перебраться в Европу.

Хартум и Триполи являются естественными союзниками, поскольку их объединяет общее – близость к «Братьям-мусульманам». Кроме того, Хартум регулярно обвиняет «правительство» Ливии в Тобруке в лице фельдмаршала Халифы Хафтара в использовании для боевых действий в Ливии «наемников» из формирований повстанцев из Дарфура.

В Южном Судане месяц начался с очередного вооруженного инцидента на основной дороге, ведущей от Джубы к границе с Угандой. Там в результате нападения из засады, устроенной неизвестными вооруженными людьми, погибли по меньшей мере 4 человека из числа гражданского населения, 5 получили ранения. Нападавшие использовали автоматы и гранатометы. Эта дорога считается основной для тех южносуданцев, кто решил бежать из страны от ужасов продолжающейся уже свыше трех лет гражданской войны. По ней же осуществляется снабжение всей страны всем необходимым, поскольку Южный Судан на 100% зависит от импорта. Нападение было совершено несмотря на то, что автоколонну сопровождала охрана из числа солдат южносуданской армии, которые ответным огнем уничтожили двоих из числа нападавших.

Предыдущая атака на этой автодороге имела место в июне. Тогда погибли 15 человек. Ответственность за ее взяли повстанцы Риека Машара. Вооруженная охрана автомобильных конвоев на этой дороге была введена властями Южного Судана в январе с.г. С того времени было совершено по меньшей мере 5 вооруженных нападений на автоконвои.

7 августа после продолжавшихся несколько недель боев южносуданские войска выбили повстанцев из их главного оплота города Пагак на востоке страны близ границы с Эфиопией. По словам представителя повстанцев генерала Уильяма Гатджиаха, сторонники Р.Машара продолжают контролировать населенный пункт Майвут, что к северо-западу от Пагака, и готовят контратаку с тем, чтобы вновь восстановить контроль над этим городом, который с начала гражданской войны был штаб-квартирой повстанцев.

Гражданская война в Южном Судане развела по разные стороны линии фронта народности динка и нуэр. Самым видным представителем первой является президент Южного Судана Сальва Киир, второй – бывший вице-президент Риек Машар.

7 августа стало известно об аресте в ДРК двух офицеров армии этой страны, обвиненных в незаконных поставках оружия южносуданским повстанцам. Они проходили службу в гарнизоне города Ару, находящемся близ границы с Южным Суданом. Южносуданские повстанцы под давлением правительственных сил неоднократно укрывались на территории ДРК близ Ару.

8 августа в Джубе завершилось развертывание первых подразделений Регионального миротворческого контингента (RPF), призванного дополнить уже развернутую Миссию ООН в Южном Судане (Minuss) численностью 12 тысяч человек. Решение о развертывании RPF были принято Советом Безопасности ООН около года назад. Первыми в Южный Судан прибыли 150 солдат из Руанды. Их действия будут обеспечивать рота инженерных войск из Бангладеш и подразделение из Непала.

Совет Безопасности ООН определил численность RPF в 4 тысячи человек. Ожидается, что в ближайшее время в Южный Судан прибудут другие воинские подразделения из Руанды и Эфиопии. Решение о создании и развертывании RPF было принято после того, как стало очевидным, что солдаты Minuss не смогли обеспечить безопасность мирного населения в ходе очередной вспышки гражданской войны в июле 2016 г.

Мандатом Совбеза ООН для RPF поставлена задача обеспечить безопасность аэропорта Джубы. Региональным миротворцам предписано «быстро и эффективно реагировать на попытки любого действующего лица южносуданского конфликта, готовящего атаку или уже предпринявшего ее».

17 августа Верховный комиссариат ООН по делам беженцев объявил в Женеве, что число южносуданцев, бежавших от гражданской войны в Уганду, превысило 1 млн человек. Всего Южный Судан покинули свыше 2 млн человек, еще 2 млн бежали от родных очагов внутри страны. По данным этого ведомства, вновь прибывающие в соседние с Южным Суданом страны беженцы «продолжают говорить о происходящем там варварстве», что в условиях отсутствия объективной информации косвенно свидетельствует о продолжающихся там боевых действиях и массовых расправах по этническому признаку. Верховный комиссариат сообщил, что только на этот год ему необходимо 674 млн долларов для оказания помощи южносуданским беженцам в Уганде при том, что располагает только пятой частью необходимой суммы.

24 августа действующий председатель Совета Безопасности ООН египтянин Амр Абдельлатиф Абулатта призвал южносуданские власти «прекратить чинить препятствия» миссии Minuss, а также потребовал от противоборствующих сторон прекратить боевые действия. «Члены Совбеза осуждают недавние бои в Пагаке, — отметил он. – Члены Совбеза напоминают всем сторонам (конфликта), что те, кто препятствует деятельности международной мирной миссии, могут попасть под санкции согласно резолюциям 2206 и 2290».

27 августа в Южном Судане в боях между армией и повстанцами в районе города Кайя на юге страны погиб американский журналист Кристофер Аллен, работавший на такие СМИ, как «Аль-Джазира», «Телеграф», «Индепендент». Он прибыл в Южный Судан незадолго до своей гибели, а до этого работал на востоке Украины. В Южном Судане он работал со стороны повстанцев. Всего в тех боях повстанцы потеряли 15 человек убитыми, 3 солдата погибли со стороны правительственных войск. Ответственность за развязывание боев за Кайю стороны возложили друг на друга.

В любом случае в очередной раз подтвердилось, что бои в Южном Судане не прекращаются. В этой связи не очень понятна позиция тех, кто ранее регулярно выступал против введения санкций против этой страны. А пока — в том числе и благодаря им — кровопролитие в Южном Судане продолжается.

62.89MB | MySQL:105 | 0,917sec