О негативной реакции Ирана на проведение референдума о независимости Иракского Курдистана

Проведенный 25 сентября в Иракском Курдистане референдум о независимости вызывает противоречивую реакцию в соседних странах. Так, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирал в отставке Али Шамхани сказал на днях, что необходимо реализовать различные шаги с тем, чтобы заставить курдов отступить от идеи референдума. По информации одного из депутатов иранского парламента, представителя Рашта в этом высшем законодательном органе страны – Джаббара Кучекинежада, на закрытом заседании Меджлиса А.Шамхани заявил о возможности введения санкций против этого иракского региона, чтобы предотвратить тем самым его отделение от Ирака. По мнению А.Шамхани, одновременно с проведением тройственных переговоров о судьбе Иракского Курдистана между Ираном, Ираком и Турцией, должны пройти переговоры с политическим партиями и группировками Иракского Курдистана. Это, однако,  не снимает параллельного санкционного давленияна курдский регион Ирака.

Отметим интересную деталь: хотя Тегеран инициирует введение санкций против Иракского Курдистана, сам он всегда заявлял по поводу санкционного давления против ИРИ, что оно незаконно и бесчеловечно,  и решительно осуждал такой вид давления. Еще задолго до проведения референдума в Иранском Курдистане, Иран предпринял усилия по формированию своего рода коалиции, активно осуждающей такой шаг со стороны Эрбиля. Кроме Ирана, в коалицию вошли Ирак и Турции, активно и последовательно заявлявшие о своем несогласии с самой идеей проведения референдума о провозглашении независимости Иранского Курдистана. Эта коалиция постаралась на первом этапе воздействовать на Эрбиль с тем, чтобы отменить или отсрочить проведение такого важного мероприятия, однако это не увенчалось успехом. После удачного проведения референдума нужны другие шаги, другая повестка, и, по всей видимости, они начинают реализовываться. Причем, по разным направлениям. Так, тот же А.Шамхани, занимавший в свое время пост министра обороны ИРИ, с одобрением отозвался о возможности военных действий центрального иракского правительства против своего мятежного региона, задумавшего откровенно сепаратистскую акцию отделения от страны вопреки решению иракского парламента.

В Иране с интересом отслеживают и реакцию Турции на референдум в Иракском Курдистане. В частности, СМИ пишут о том, что отметив безусловную поддержку Израилем курдского референдума на всех его этапах, в том числе – возможного в обозримом будущем  объявления независимости Иранского Курдистана, Анкара пытается оказывать нажим на Иерусалим, объявив о намерении замедлить или вообще приостановить темп нормализации отношений с Израилем после продолжавшегося более шести лет кризиса в двусторонних отношениях. Как написала израильская газета «Гаарец», через день после проведения курдского референдума турецкий президент  Р.Т.Эрдоган  официально объявил об этом на церемонии открытия нового учебного года  в турецких университетах.  Заметим, что израильские лидеры, в первую очередь –глава правительства Б.Нетанияху, не раз положительно отзывались о проведении референдума в Иранском Курдистане, но и о возможности курдов иметь свое полноценное государство, которое будет дружественным по отношению к Израилю. По информации газеты The Jerusalem Post, несколько недель назад Израиль тайно посетила представительная делегация из Иракского Курдистана, которая, среди всего прочего, просила еврейское государство использовать свое влияние на Вашингтон с тем, чтобы добиться пересмотра его отрицательного отношения к курдскому референдуму. А использование израильского флага на демонстрациях в Эрбиле после успешного проведения референдума вызвало просто взрыв ярости у Р.Т.Эрдогана, который заявил, что это «не спасет» курдов, что этого недостаточно для признания курдской независимости. Как и Иран, турецкий лидер также пригрозил иракским курдам введением санкционных мер. По его словам, в случае блокады курдских территорий Ирака  помощи от Израиля им не дождаться, ибо у него нет никаких прямых путей сообщения с этим регионом, тем более, что он может подвергнуться полной наземной и воздушной блокаде.

В этой связи вкратце коснемся истории взаимоотношений Израиля и иракских курдов, которая  богата различными фактами. Часть из них приведена в опубликованных недавно воспоминаниях израильского журналиста и писателя Шломо Накдимана. Как пишет автор, еще в 1960-1970 гг. в Израиле серьезно присматривались к значительной политической силе, на которую он мог опереться в усилении своего влияния в ближневосточном регионе. «Это были курды, не имевшие в силу разных политических и исторических причин своего государства в регионе, но испокон веков мечтавшие об этом. Израиль был заинтересовал в усилении курдского фактора, особенно в Ираке, и начиная с 1960-х гг.  приступил к оказанию массированного военно-политического содействия иранским курдам. Там работало много израильских советников и военных специалистов». В эпоху последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви отношения между Ираном и Израилем были прекрасными, и Тегеран позволял вести поставки необходимой техники и грузов через свою территорию, потому что курдские районы Ирака не обладали необходимой транспортной инфраструктурой. Предоставление иранцами транспортного коридора было просто необходимым и оказало Израилю решающую помощь в сотрудничестве с курдскими организациями. В Курдистане работали и израильские врачи, действовали специальные военные инструкторы, готовившие отряды десантников. «Мы считали, что укрепление курдов поможет падению режима Саддама Хусейна, представлявшего уже в те годы несомненную опасность и угрозу для Израиля, как, впрочем, и для Ирана. Именно поэтому мы усиленно вооружали курдских повстанцев оружием отечественного производства. В сотрудничестве с курдами были задействованы видные военные деятели Израиля, в том числе легендарный израильский  военачальник Рафаэль Эйтан (Рафуль)».

Однако реалии сегодняшнего дня совсем иные. Собрание исламского Совета Ирана (парламент) в середине прошлой недели приняло обращение, поддержанное 210 из 290 депутатов.  Оно было принято на закрытом заседании, участники которого расценили референдум как «незаконный», охарактеризовав его как «заговор» против Ирака. В обращении говорится, что принимая во внимание мнение правительства и парламента Ирака, которые однозначно признали проведение плебисцита незаконным, учитывая мнение ООН. «…мы, депутаты иранского парламента считаем, что, во-первых, референдум создает кризисные явления, наносящие вред процессам демократизации Ирака, а во-вторых, рассматриваем любой сепаратистский шаг приносящим ущерб нынешнему положению иранской нации и всего ближневосточного региона». Далее в этом документе говорится, что депутаты иранского парламента осуждают этот шаг Иракского Курдистана и заявляют о поддержке  действий правительства и парламента Ирака. Кроме того, депутаты рассматривают этот референдум как подрывающий  национальную солидарность  и территориальную целостность  Ирака, и погружающий страну в «пучину новых конфликтов». Они просят правительство  на основание просьбы центрального правительства Ирака принять необходимые меры в его поддержку и «…не дать сионистам никакой возможности для провокаций в Ираке». Как заявил спикер президиума иранского парламента Бехруз Неъмати, участвовавший в этом заседании  секретарь Высшего совета национальной обороны А.Шамхани, ИРИ не признает результаты этого референдума. Против референдума выступил и ряд депутатов иранского парламента от курдских регионов страны, в частности, депутат от Букана Мохаммад-Касим Османи. С другой стороны, вице-спикер иранского парламента Али Мотаххари предостерег от излишней чувствительности по отношению к этому событию, заявив, что в вопросе «присутствует этническая составляющая, и многие курды его поддерживают». Но, отметил А.Мотаххари, «мы должны понять национальные чаяния курдов, а с другой стороны – убедить иранских курдов, что предоставление независимости Иракскому Курдистану совсем не в их пользу». В этой связи отметим, что после проведения курдского референдума в Ираке, его результаты приветствовала несанкционированными местными властями демонстрациями часть жителей таких населенных курдами городов Иранского Курдистана как Санандадж, Банэ и Мехабад. По сообщению иранского агентства ИРИБ,  жители Иранского Курдистана таким образом поздравили своих соплеменников с этим событием. Как уточнило это агентство, митинги прошли мирно и без ажиотажа. И, как последний штрих, — через день после проведения референдума Корпус стражей исламской революции (КСИР)  и иранская армия объявили о проведении раздельных маневров на западе Ирана, вблизи границ с Ираком. Одновременно с проведением маневров, Высший совет национальной безопасности Ирана по просьбе центрального правительства Ирака объявил о закрытии воздушного коридора  между двумя Ираном и Иранским Курдистаном.

52.18MB | MySQL:103 | 0,611sec