Продовольственная безопасность в Южном Судане: стратегические перспективы и механизмы содействия

С началом в декабре 2013 г. гражданской войны ситуация в области продовольственной безопасности и питания в Южном Судане продолжала заметно деградировать на фоне коллапса экономической системы и массовых внутренних переселений населения.

2017 год оказался наиболее сложным по целому ряду обстоятельств. Во-первых, несмотря на формирование в апреле 2016 года переходного правительства национального единства, внутриполитический конфликт продолжал развиваться с периодическим обострением и военными столкновениями между противоборствующими сторонами.

Во-вторых, в течение года разрастался и масштабный экономический кризис, связанный с резкой девальвацией национальной валюты, снижением цен на нефть (главная доходная статья южносуданского бюджета) и, как итог, сокращением её производства, а также образованием дефицита твёрдой валюты и ростом зависимости от импорта.

В третьих, климатические изменения. Массивные дожди с конца апреля 2017 года привели к серьёзным наводнениям, разрушению систем сельского хозяйства и инфраструктуры (было размыто более 60% дорог). Они сменились на летнюю засуху, которая привела к образованию дефицита воды, нестабильному урожаю и потерям скота.

В результате, к осени 2017 года уровень голода и недоедания в стране достиг исторических показателей. Несмотря на начало сезона сбора урожая, с привязкой к которому многие эксперты предрекали некую нормализацию гуманитарной ситуации, она остаётся критической. Численность населения, нуждающегося в продовольственном обеспечении уже превысило 6 млн человек против 3.8 млн человек в 2015 году.  Число внутренне перемещённых лиц с 2013 года достигло 1.87 млн человек, а беженцев, покинувших Южный Судан и мигрировавших в соседние страны — 2 млн человек (85% из которых — женщины и дети).

В сентябрю 2017 г. наблюдалось некоторое снижение цен на продовольствие, резко подскочивших в первой половине года. Тогда только на кукурузу и ячмень цена выросли почти вдвое. К сентябрю цены на эти культуры немного скорректировались, даже упав на 12%. Тем не менее, по мнению экспертов, снижение цен в августе, которое не было повсеместным и имело место в отдельных регионах, было несколько искусственным. Оно было обусловлено резким наращиванием продовольственной помощи в период так называемого «аграрного межсезонья» (lean season), который традиционно приходится на июнь-сентябрь. В целом же, инфляция продовольственных цен в сентябре по сравнению с июлем составила 100%. В основном, она подстегивалась ростом цен на хлеб и зерновые культуры, составляющие основу питания большей части населения Южного Судана.

Механизмы содействия Южному Судану по линии ООН фокусируются на 5 стандартных кластерах: защита населения  (охват — 7.3 млн человек); продовольственная безопасность (охват — 6.5 млн человек), здравоохранение (охват — 5.4 млн человек) , вода, санитария и гигиена (охват — 5.1 млн человек); обеспечение временного размещения (охват 1.9 млн человек). Гуманитарный призыв ООН на 2017 года испытываться проблемы с финансированием: на сентябрь донорами на все гуманитарные нужды выделено лишь 66% запрошенных средств, что составляет 1.1 млрд долл. из необходимых 1.6 млрд долл. Недофинансирование операций накладывает определённые ограничения на работу ООН: пока в текущем году гуманитарное содействие получили 4.2 млн человек из 7.5 млн нуждающихся. В то же время, уровень мобилизации ресурсов не так уж плох, с учётом четкого осознания донорами того, что без политического решения их средства направлены де-факто на спасение жизней, однако не могут служить инвестицией для оказания  устойчивого, долгосрочного содействия.

Сценарий развития ситуации на 2018 год неблагоприятный: ожидается дальнейшая эскалация внутреннего конфликта с вероятным расширением его географического охвата, массовые переселения населения, политическая нестабильность, экономический коллапс. Эти обстоятельства будут и далее сокращать доходы и потенциал местных фермеров, а также объемы агарного производства. На ближайшие годы, вероятнее всего, Южный Судан будет преимущественно зависеть от международной продовольственной помощи, в первую очередь по линии Всемирной продовольственной программы.

Угроза объявления массового голода (famine) до конца 2017 либо в течение 2018 года по-прежнему довольно высока. По итогам проведённого 20 сентября 2017 года в Нью-Йорке на полях Генеральной Ассамблеи ООН форума высокого уровня по проблеме Южного Судана, было констатировано следующее. Действительно, благодаря своевременным действиям международного гуманитарного сообщества в течение 2017 года угрозу наступления массового голода в стране удалось сдержать. Тем не менее, опасность не миновала: из 6 млн страдающих недоеданием около 1.7 млн по-прежнему стоят на пороге голода, находятся в зоне повышенного риска. Также, на форуме рефреном звучала мысль о том, что без преодоления военного конфликта все донорские вливания будут напрасными.

Ключ к преодолению проблемы лежит в политической плоскости: только политическая стабильность вкупе с экономической устойчивостью смогут повернуть негативную тенденцию вспять. Именно они помогут задействовать в полной мере огромный ресурсный потенциал Южного Судана и обеспечить продовольственную безопасность: орошаемые земли, водные ресурсы, запасы скота и рыбы. При этом, очевидно, будут тормозить этот процесс сохраняющиеся и требующие долгосрочных усилий проблемы неразвитости инфраструктуры транспорта и коммуникаций, интегрированных рынков и инвестиций в сельское хозяйство.

62.81MB | MySQL:102 | 0,541sec