Об изменениях в военно-политической ситуации на севере Сирии. Часть 2

Ситуация в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор осложняется планами США по созданию на северо-востоке страны курдского квазигосударства по типу курдской автономии в Ираке, которое будет служить пространством для американского военного присутствия в регионе и фактором давления на Турцию и правительство в Дамаске. Для «Сил демократической Сирии» (СДС) в настоящее время критически важно овладеть нефтяными месторождениями в провинции Ракка, а также нефтяными и газовыми месторождениями в провинции Дейр эз-Зор. Эти богатые углеводородами районы можно рассматривать в качестве сирийского аналога иракской провинции Киркук.

23 сентября представитель СДС Абу Ахмед Хавля заявил о том, что курдские и арабские вооруженные формирования, входящие в эту организацию, взяли под контроль крупнейшее газовое месторождение Conoco в провинции Дейр эз-Зор. Месторождение названо так по имени британской компании  Conoco Philips, осуществлявшей добычу газа до начала сирийского кризиса. При этом Абу Ахмед Хавля отметил, что сирийские правительственные войска и их союзники находятся в нескольких километрах от позиций СДС. Все это ставит под сомнение существование негласного и очень хрупкого альянса между сирийским правительством и  СДС, существовавшего в период активной борьбы против «Исламского государства». О том, что Дамаск перешел к конфронтации с СДС свидетельствует интервью советника президента САР Башара Асада Бусейны Шаабан ливанской телекомпании «Аль-Манар» которая поставила СДС на одну доску с «Исламским государством» и охарактеризовала курдские вооруженные формирования «Отряды народной самообороны» (ОНС) как «незаконную иностранную вооруженную силу» в Сирии. По словам Б.Шаабан, курдские вооруженные отряды «забрали территорию у боевиков ИГ без всякой борьбы». Дополнительным фактором, подогревающим этот конфликт, является жесткое неприятие сирийским правительством, равно как и большей частью оппозиции возможности создания курдской автономии в любой форме. Сирийские арабские политики считают, что большая часть курдов появилась на северо-востоке страны в течение последних 30-40 лет и является беженцами, либо гастарбайтерами, приехавшими из Турции, то есть некоренным населением. «Никакой федерации не будет. Мы не уступим ни пяди земли, будь это Идлиб или другие территории», — отметила Б.Шаабан.

Бывший советник британских вооруженных сил в Сирии Камаль Алам отметил в интервью каналу «Русия аль-йаум» очевидный, по его мнению, факт сотрудничества американцев и СДС с ИГ, учитывая сданные без боя территории. Движение вооруженных отрядов ОНС и Сирийской Арабской Армии в сторону Ракки и Дейр эз-Зора превратилось в гонку с целью установления контроля над нефтяными и газовыми месторождениями.

В то же время минувшие две недели характеризуются столкновением интересов США и России в Сирии, чреватым началом полномасштабной конфронтации. Об этом, в частности, свидетельствует реакция Министерства иностранных дел Российской Федерации на гибель генерала Валерия Асапова, возглавлявшего группу российских военных советников в районе Дейр эз-Зора. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков выразил обеспокоенность в связи с тем, что Вашингтон, декларируя своей главной целью уничтожение «Исламского государства», на деле решает свои политические и геополитические задачи. Заместитель министра иностранных дел РФ отметил:  «Факт, к сожалению, налицо, и он очень тревожный. А именно: мы убедились в очередной раз, что американская сторона, декларируя, вербально заявляя о том, что она заинтересована в ликвидации ИГИЛ (прежнее название ИГ – авт.) и победе над террористами в Сирии, фактически некоторыми своими действиями демонстрирует обратное, что все-таки некие политические и геополитические задачи для Вашингтона важнее того, что задекларировано в плане приверженности контртеррористической борьбе». Российский дипломат также добавил, что «Гибель российского командира — это та цена, плата кровью за двуличие американской политики в Сирии».

Свое отношение к гибели генерала В.Асапова выразило и Министерство обороны Российской Федерации. В частности, официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков 26 сентября задался вопросом, против кого реально воюет американский спецназ в Сирии. «Обращаю ваше внимание, что на снимках опорных пунктов «Исламского государства», занятых спецподразделениями армии США, отсутствуют следы боестолкновений. Нет воронок от разрыва артиллерийских или авиационных боеприпасов. Более того, как вы видите, нет элементарной охраны, а тем более обороны», — отметил генерал И.Конашенков. Он отметил, что ​с учетом двухлетнего боевого опыта, полученного действующими в тылу террористов «Исламского государства» военными российских Сил специальных операций, всё это вызывает вопросы: с кем и против кого борется в Сирии американский спецназ.
Подозрения российского Министерства обороны отнюдь не беспочвенны. Вооруженные формирования ИГ, вытесненные из всех крупных населенных пунктов кроме Ракки, в настоящее время поставлены перед жесткой дилеммой: либо быть вытесненными в Сирийскую пустыню (Бадийя), где без притока финансовых средств и оружия они прекратят свое существование, либо начать сотрудничество с какой-либо внешней силой. И США на роль такой силы вполне могут подойти.

Ливанская газета «Аль-Ахбар» отмечает, что сирийские курды находятся в точке бифуркации: или они пойдут на мировую с правительством Б.Асада, или на севере страны начнется новый масштабный вооруженный конфликт, оказаться победителями в котором без серьезной американской поддержки курдам будет невозможно. При этом сирийские курды окажутся зажатыми между враждебными Сирией и Турцией, что приведет к экономической изоляции и ухудшению социально-экономической обстановки.

О том, что лидеры сирийских курдов рассматривают США в качестве единственной силы, способной защитить их от Дамаска, свидетельствует интервью командующего войсками СДС Мазлюма Кобане порталу «Аль-Монитор». По словам военного лидера СДС, наступление в Ракке развивается успешно и отрядами СДС занято 75% города. В Ракке, по его сведениям, остаются 700 боевиков ИГ. М.Кобане не отрицает, что СДС нацелены на «освобождение» Дейр эз-Зора или, по крайней мере, части этой провинции в соответствии с «чаяниями сирийского народа».

Касаясь отношений СДС с Турцией, курдский полевой командир противоречит сам себе. С одной стороны он говорит о том, что СДС не имеют никакого отношения к борьбе РПК против турецкого правительства, и «за шесть лет на границе курдских кантонов с Турцией не было никаких инцидентов». С другой стороны, он рассказывает о своих многочисленных встречах с Абдуллой Оджаланом в период пребывания последнего в Сирии, и о том, что именно РПК пришла на помощь сирийским курдам в самое трудное время.  М.Кобане убежден в том, что США должны остаться в Сирии и вместе с мировым сообществом взять на себя ответственность за судьбу сирийских курдов. Касаясь будущего курдских кантонов, он заявил, что курды Сирии не стремятся к независимости и готовы договариваться с сирийским правительством, но только если это будет «правительство без Асада». Таким образом, главной опасностью на сегодняшний день является использование американцами курдских регионов Сирии в качестве аналога Косово на Балканах. Используя имидж спасителя миноритарного этноса от геноцида, в данном случае со стороны  ИГ, сделать регион его проживания базой своего присутствия.

Представляется, что как Дамаску, так и сирийским курдам придется пойти на компромисс для предотвращения большого конфликта, который не нужен обеим сторонам. Ни сирийскому руководству, истощенному шестилетней гражданской войной, ни курдам, государственность которых на севере Сирии еще не успела сформироваться. При этом Дамаск должен обставить формальное получение кантонами автономии согласием курдов на контроль нефтяных и газовых месторождений центральным правительством, а также прекращением всех несанкционированных центральным правительством внешнеполитических контактов. Большую роль в предотвращении курдского сепаратизма может сыграть и консенсус Дамаска с арабскими суннитскими племенами северной и восточной Сирии.

52.23MB | MySQL:103 | 0,389sec